Международный нефтегазовый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

В зависимости от развитости страны внелегальная экономика играла и играет важную роль в экономическом развитии, то становясь его «тормозом», то особой движущей силой; и некоторые специалисты готовы даже признать, что без внелегальной экономики в определенных случаях функционирование экономики страны в целом становится невозможным. А это означает, что существование в стране внелегальной экономики – актуальная тема наших дней.
«Серый бизнес», «теневая», «ненаблюдаемая» экономика – у данного сектора много названий, но суть остается одна.

Вложенные файлы: 1 файл

междунар нефтегаз бизнес.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

 

Введение

 

Объективные тенденции  глобализации современных экономических  отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и  получение реальных выгод от качественного  изменения роли страны в мировой  торговле энергоресурсами.

В этом контексте формирующийся  мировой рынок энергоресурсов уже  не может быть разделен национальными  границами. От правильного понимания  и учета во внутренней и международной  практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

Важно отметить, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для  России не только с точки зрения внешнеэкономической деятельности, но и с точки зрения внутренних энергетических потребностей страны и энергетической безопасности Российской Федерации в целом. Этот факт делает важной тесную взаимосвязь внешнеэкономических связей ТЭК с эффективным внутренним развитием отрасли.

Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ТЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ТЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.

Опыт последнего десятилетия  в становлении сложившейся структуры национальной экономики России, включая топливно-энергетический комплекс, показывает, что в изменяющихся условиях (явно выраженное лидерство ряда стран в использовании преимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировых рынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия, закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективности использования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли топливно-энергетического комплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальном изменении позиций ТЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественном преобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.

Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов — сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ТЭК в данной области является крайне важным.

Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;

- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;

- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;

- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;

- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;

- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;

- Проанализировать конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке;

- Оценить потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК;

- Исследовать перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС.

 

Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК

В России значение ТЭК  особенно велико. Во-первых, из-за огромного ресурсного потенциала, который был детально проанализирован выше. Во-вторых, она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. В третьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно важным фактором существования целых регионов.

В то же время в конце XX века место России в мировой  экономике изменилось. Стагнация  последних лет существования  Советского Союза сменилась глубоким структурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и ухудшением практически всех показателей жизни населения. ВВП России за период 1990–2000 гг. сократился на 34%. Если бывший СССР (где Россия играла главную роль) относился к числу экономических сверхдержав, то в 2001 г. наша страна по объему ВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18% от уровня США). За годы реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990–2000 гг. сократился на 34%. В США он вырос за это время на 36%, в Норвегии – на 38%, Великобритании – на 22%, Турции и Мексике – на 41%, Польше – на 43%, в Китае – более чем в 2,5 раза1.

Структура экономики  России в 90-е гг. менялась в противоположном  мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.

Сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. За последние 10 лет в структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.

Сейчас Россия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е – по нефти, 4-е – по электроэнергии, 6-е – по добыче угля.

По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран. Если еще в 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию, соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2 раза.

После кризиса 1999–2000 гг. в развитии ТЭК появились положительные  тенденции – рост производства во всех его отраслях. Но запас прочности  ТЭК, созданный на протяжении десятилетий, практически исчерпан.

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике страны, восстановление комплекса, в том числе его  позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственной задачей.

На заседании правительства  РФ 22 мая 2003 г. была одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (далее – Стратегия). Этот документ подтверждает приоритетную важность развития ТЭК России.

Стратегия предусматривает  существенное наращивание производства всех видов энергоресурсов для удовлетворения в первую очередь внутреннего спроса. Остальная продукция будет поступать на внешний рынок.

В предстоящем двадцатилетии  внутреннее потребление первичных  энергоресурсов увеличится до 1145–1270 млн  т у.т. Внешний спрос на российские энергоресурсы также вырастет и  составит к 2020 г. до 855 млн т у.т., в том числе на нефть – до 309 млн т, на газ – до 245 млрд м3.

Внутренний спрос и  прогнозируемые объемы экспорта должны обеспечиваться ростом производства. Стратегией предусмотрено увеличение производства первичных энергоресурсов к 2020 г. до 2040 млн т у.т. (рост к 2001 г. до 40%).

В ближайшие годы экспорт  энергоресурсов останется ключевым фактором развития национальной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировых энергетических рынках является важнейшей задачей  Стратегии. Причем не столько как экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции более высоких стадий обработки. Но это – задача на отдаленную перспективу.

Одновременно, нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993–2003 гг. переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 180 млн т/г.2 Занимая в начале 90-х гг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (после США), Россия переместилась на 4-е – после Японии и Китая.

За 10 лет глубина переработки  не выросла. Она составляет 69–70% (в развитых странах – 85–90%). В 2003 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износ производственных фондов – около 80%.3

Реконструкция НПЗ и  создание мощностей по углублению переработки, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов практически не осуществляется. Инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественных нефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами. Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаются из-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктов будет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30–50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).

Эффективная система  государственного регулирования отрасли  пока не сформирована. Поэтому она  вошла в кризисное состояние и при снижении мировых цен на нефть перестает быть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможность изменить ситуацию – создание конкурентного рынка. Для этого необходимы меры структурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства. При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/г с увеличением ее глубины до 85%.

Важная задача – обеспечение  сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой  на порядок выше стоимости продукции самой нефтепереработки.

В отличие от нефтеперерабатывающей  промышленности переработка газа имеет  значительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличение переработки  газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива, полиэтилена, полипропилена, метанола и др.

Будет обеспечена специальная  поддержка инвестиций в газопереработку  и газохимию. Развитию нефтехимии будет  способствовать рост добычи газа, богатого высшими углеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд принципиально новых производств.

В перспективе возможен выход на мировой рынок сжиженного газа и экспорт синтетического моторного  топлива.

Расширится производство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020 г. лишь 5–10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.

Ускоренное развитие производства продукции с высокой  добавленной стоимостью даст толчок развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будет способствовать общему подъему экономики.

В целом же, внешнеэкономические связи ТЭК РФ остаются сегодня приоритетной сферой, дающей возможность интенсивно развивать нефтегазовую отрасль страны в целом. В последующих главах работы будет проведен подробный анализ проблем и перспектив в области внешнеэкономических связей ТЭК России.

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК

2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов

Интеграция России с  мировой экономикой, перспективы  вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка  газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.

Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.

В рассматриваемой перспективе  Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок

В целях поддержания  энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.

После 2010 года возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.

Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.

Информация о работе Международный нефтегазовый бизнес