Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:52, курсовая работа
Цель данной работы посвящена рассмотрению вопросов мерчендайзинга. В соответствии с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность мерчендайзинга;
• рассмотреть основные составляющие мерчендайзинга;
• проанализировать эффективность их применения;
• отразить особенности оформления торговых точек.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Мерчендайзинг в розничной торговле.
1.1. Сущность и виды мерчендайзинга………………………………………..6
1.2. Цели и задачи мерчендайзинга……………………………………………с.7
1.3. Правила мерчендайзинга…………………………………………………..с.9
2. Основные составляющие мерчендайзинга.
2.1. Выкладка продукции……………………………………………………...с.12
2.2. Размещение рекламно-информационных материалов………………….с.15
2.3. Обучение персонала торговых точек…………………………………….с.20
3. Оформление торговых точек.
3.1. Внешнее оформление торговых точек…………………………………...с.23
3.2. Эмоциональные компоненты в оформлении торговых залов………….с.25
Анализ планировки и зонирования торгового зала детского магазина «Бонифаций»…………………………………………………………………...с.29
Заключение……………………………………………………………………..с.32
Библиографический список…………………………………………………...с.34
Известно, что покупатели
охотнее выбирают товары, цена на которые
хорошо видна. Поэтому ценники должны
располагаться точно под
Четвертое правило – это соответствующее поведение продавца-консультанта в торговом зале, потому что как бы эффективно и красиво не был расположен и представлен товар, отсутствие продавца-консультанта или угрюмое выражение его лица сведут «на нет» все усилия мерчендайзера.
И пятое – элемент, который частенько упускается из виду, - атмосфера в торговой точке. К ней относятся: дизайн, освещение, музыкальное сопровождение, поведение и форма одежды всех сотрудников магазина, температура воздуха и наличие/отсутствие запахов.
Подробнее о каждом из этих элементов будет рассказано ниже.
2. Основные составляющие мерчендайзинга
2.1. Выкладка продукции
По оценкам, от 70 до 80%
покупателей магазинов
Существует несколько основных принципов выкладки, которые используются в подавляющем большинстве случаев: горизонтальный, вертикальный, комбинированный, дисплейный. [7] Первый способ подразумевает размещение товара по всей линии стеллажей или другого вида оборудования. Принцип вертикальной выкладки заключается в расположении товаров одной группы на нескольких полках друг над другом. Комбинированная выкладка сочетает оба описанных метода. При использовании дисплейного способа товар размещают на отдельно стоящем стенде или стойке, как правило, с фирменным логотипом. Каждый из этих методов имеет свои сферы применения и свои хитрости.
При горизонтальной выкладке обычно используется правило «чересполосицы», или «перекрестного» расположения товаров. В этом случае дешевые позиции, которые представлены в магазине для ассортимента, чередуются с товарами, имеющими наибольшую маржу. По разным оценкам, это позволяет увеличить продажи обеих групп товаров в два и более раз.
Следует помнить, что наиболее популярная у покупателей часть стеллажа – это его начало. Именно отсюда большинство посетителей магазина берет товары и именно по этой части оборудования составляется представление об уровне цен в торговой точке. Поэтому в начале линии располагают товары основных марок с наиболее лояльными ценами. Таким образом, достигаются как минимум два эффекта. Во-первых, у покупателя складывается хорошее впечатление об ассортименте магазина, и он уделит больше внимания менее «сильным» позициям, которые находятся в середине линии. Во- вторых, посетитель принимает торговую точку за «дешевую», что заставит его вернуться в магазин еще не раз, а также прорекламировать его своим знакомым и родственникам.
При вертикальной выкладке создается хорошая обзорность товара, а также достигается четкое разграничение отдельных групп позиций. Однако увеличение площади выкладки в данном случае ограничивает применение этого метода магазинами самообслуживания с большим торговым залом. Основная специфика вертикального способа заключается в том простом принципе, что продажи с полок, находящихся на разной высоте, не равнозначны. Самыми «покупаемыми» являются полки, находящиеся на уровне глаз человека и немного ниже (расстояние от пола 110-160 см). Подсчеты мерчендайзеров показывают, что продажи одного и того же товара с полки на уровне глаз и с нижней полки различаются в 1,5 раза. Расположенный у пола товар просто не видно, а нагибаться никто не хочет, хотя как раз внизу располагаются самые дешевые товары. (Характерно, что эта психология действует независимо от культурных традиций и степени благополучия граждан во всех странах мира). Там же можно расположить крупногабаритные позиции и товары, за которыми покупатель приходит в магазин осознанно. На наиболее «выгодных» полках имеет смысл выставлять самую дорогую и «слабую» номенклатуру. Однако здесь не надо слишком увлекаться: подобные товары не должны перевешивать в сознании покупателя основной ассортимент.
Комбинированная выкладка совмещает приведенные принципы и находит применение в большинстве магазинов самообслуживания.
Дисплейный метод, как правило, используется для продажи товаров импульсивного спроса. Это прохладительные напитки, пиво, соки, сладости и лакомства, жевательные резинки, сигареты и другие товары. Такие продукты составляют 90% импульсивных покупок. [6] Исследования показали, что особенно велик процент таких покупок в универсамах и супермаркетах. Каждый из нас – покупатель и каждый достаточно точно может назвать ту сумму, которую он может себе позволить потратить на такие покупки под влиянием настроения, эмоционального импульса.
К основным принципам выкладки относятся и так называемые законы восприятия:
1. Закон «Фигуры и
фона»: один объект ярко
2. «Уровень глаз»: наибольшая концентрация внимания приходится на уровень глаз, поэтому продвигаемый товар нужно расположить именно там, чтобы человек его не искал и в любом случае его увидел.
3. «Мертвая зона»: это нижний левый угол, поэтому нижние полки должны занимать либо редко покупаемые позиции, либо крупные упаковки, либо товар целенаправленного спроса.
4. «Закон переключения
внимания»: если взгляд не
5. «Закон группировки»: товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. Товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки и по цене. Это позволяет задержать внимание покупателя на товаре и, соответственно, стимулирует покупку (в магазинах часто товар располагается иначе). [1,c.112]
Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше.
Большое значение имеет и правильная заполненность полок товаром. Важно помнить, что принцип «чем больше, тем лучше» верен до определенного момента. Если бесконечно увеличивать выкладку в магазине, это неизбежно приведет к нагромождению товаров и ценников, в котором покупателю будет трудно разобраться. То есть выкладка должна быть насыщенной, но не чрезмерно.
Агентство AC Nielsen провело исследование в одном из супермаркетов Москвы, в ходе которого выяснялись причины покупки соков в количестве меньше запланированного. [5,c.52] Результаты были следующие:
5% - не хватило денег;
10% - вспомнили, что нужно меньшее количество;
15% - недостаточно упаковок на полке;
30% - марка отсутствовала;
10% - не было скидки.
Коротко обобщая ситуацию можно заявить, что 15% тех, кто по каким-то причинам планировал совершить покупку и не совершил ее, отказались только по причине того, что товар выглядел как остатки.
Насыщенность и
2.2. Размещение рекламно-информационных материалов
Есть сведения, что реклама на месте покупки увеличивает покупательную способность в 5 раз! [7] Если потребитель совершит покупку, значит все рекламные бюджеты, были потрачены не зря. Поэтому стоит обратить особое внимание именно на это последнее звено в продвижении. Когда покупатель вошел в магазин в распоряжении продавца все еще остается несколько форм маркетинговых коммуникаций. Одна из них – оформление мест продаж, для которого все чаще используются так называемые P.O.S. материалы (Point of Sales Materials – материалы рекламной поддержки в местах продаж).
P.O.S. материалы – это
набор различных рекламных
Место продаж разделяют на пять функциональных зон, в каждой из которых применяются свои P.O.S. материалы:
Наружное оформление. Первая функция наружного оформления – локализация. Нужно сделать все, чтобы потенциальный покупатель, во-первых, нашел или заметил место продаж. Для этого перед местом продаж и в ключевых пунктах предполагаемого маршрута движения покупателя размещаются указатели и информирующие конструкции. К средствам наружного оформления относятся:
Во-вторых, если покупатель заметил место продаж, необходимо побудить его зайти, а не пройти мимо. Наружное оформление позволяет покупателю мгновенно определить, какой тип торговой точки перед ним, какие товары здесь могут продавать, какова может быть цена. Можно с уверенностью сказать, что безликое, неаккуратное или несоответствующее наружное оформление отпугнет многих потенциальных покупателей.
Входная группа. Материалы, размещаемые во входной группе – это, как правило, таблички «Открыто/Закрыто», стикеры с режимом работы, надписями «от себя/на себя» или просто рекламные стикеры. Помимо этого к элементам входной группы относятся напольные стикеры непосредственно перед или за входной дверью, например с фразой «Добро пожаловать». Если вход в магазин устроен по принципу «шлюза» с двумя дверьми – внешней и внутренней, то целесообразно использовать и это пространство для размещения материалов. В данной ситуации может применяться как комплексное оформление пространства, так и простые постеры и стикеры.
Входная группа очень важна для воздействия на покупателя. Во-первых, материалы, размещенные здесь, видят, за редким исключением, все. Во-вторых, это та точка, в которой покупатель получает последнее напоминание, непосредственно перед тем, как он окажется в магазине.
Торговый зал. Основная цель размещения элементов P.O.S. в торговом зале – направить покупателя к месту выкладки товара. Для этого используются различные указатели: напольная графика, воблеры (рекламное изображение, которое крепится к полке, дисплею или стенке на гибкой ножке и привлекает внимание за счет вибрации), стикеры. Световые короба, гирлянды, мобайлы (рекламные изображения большого формата, как правило, из картона) и джумби (объемные конструкции, своей формой повторяющие товар, только увеличенный в несколько раз) подвешиваются непосредственно над местом выкладки, сразу привлекая внимание.
Помимо этого в торговом зале стоит разместить P.O.S. материалы для «напоминания» о товаре: часы с логотипом, плакаты, световые панно, информационные модули с логотипом (например, указатели этажей и торговых зон).
Место выкладки. На P.O.S. материалы в месте выкладки ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора. Во-первых, покупатель выбирает покупать товар или нет. Во-вторых, рядом, как правило, находятся товары-конкуренты и перед покупателем встает второй вопрос: какой из них предпочесть.
Привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар, проинформировать о его свойствах и связанных с ним специальных акциях – вот задача P.O.S. материалов. Внимание к товару позволяют привлечь световые короба и панно, воблеры, флаги, стикеры.