Методы выявления первичных источников информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ В МАРКЕТИНГЕ. 5
Глава 2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 21
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28
3.1. Основные положения, цели и задачи экспериментального исследования. 28
3.2. Материалы и методы проведенного исследования 29
3.3. Интерпретация полученных во время интервью данных. 29
Выводы. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг_курсовая_53-в.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Основные положения,  цели и задачи экспериментального исследования.

Проблема профессионального  самоопределения молодежи в настоящее  время является весьма актуальной в  связи с интенсивным характером социальных изменений, происходящих как в России, так и в мире в целом.

В каком возрасте принимается решение о выборе будущей специальности?

В какой мере это решение  является осознанным и самостоятельным? Связывают ли сегодняшние старшеклассники выбранную специальность с дальнейшей трудовой деятельностью и построением карьеры в рамках выбранного направления? Изучению данных, а также некоторых других актуальных вопросов профессионального самоопределения посвящено настоящее исследование.

Цель исследования являлось изучение особенностей выбора специальности и вуза представителями современной молодежи.

Основные задачи:

• Выявить возрастные особенности профессионального  самоопределения

для представителей разных специальностей

• Изучить основные критерии выбора специальности, в частности, связь вы-

бора специальности  с профессиональной деятельностью  родителей

• Изучить, в какой мере выбранная специальность связана с планами в отношении последующей трудовой деятельности

• Выявить основные критерии выбора вуза молодыми людьми, обучающимися или планирующими обучаться по различным  направлениям профессиональной специализации.

3.2. Материалы и методы  проведенного исследования

Метод сбора данных, который применялся при исследовании -  формализованное телефонное интервью со старшеклассниками и студентами начальных курсов вузов. Количество респондентов – 100 человек. Выборка квотирована в равных долях по двум параметрам: гендерная принадлежность и обучение в школе/вузе. Возраст студентов и старшеклассников, принявших участие в исследовании, составил от 15 до 19 лет.

В процессе интервьюирования выяснялись следующие вопросы:

  1. Специальность, по которой планируют обучаться, либо уже обучаются участники опроса.
  2. Намерения молодых людей работать по специальности по окончании обучения.
  3. Причины, побудившие выбрать ту или иную специальность.
  4. Чем руководствовались при выборе ВУЗа

3.3. Интерпретация полученных во время интервью данных.

В ходе проведенных исследований были получены следующие данные:

Среди молодых людей, принявших участие в исследовании, почти четверть (23%) учатся или планируют обучаться по направлению «Экономика, управление, менеджмент». Многие студенты и старшеклассники (11%) выбрали для себя естественнонаучные специальности. Также среди участников исследования существенны доли молодых людей, учащихся или планирующих учиться по направлениям «Лингвистика, филология, иностранные языки», «Маркетинг, реклама, PR» (по 8%), «Финансы и бухгалтерский учет» (7%), «Международные отношения, внешнеэкономическая деятельность, таможня, экспорт» (6%). Данные особенности выборки отражают некоторые основные приоритеты в профессиональной ориентации молодежи.

По направлениям профессиональной специализации, наиболее востребованным среди молодежи, наблюдаются гендерные  различия. Так, к специальностям в  рамках направления «Экономика, управление, менеджмент», а также естественнонаучного  направления мужчины в сравнении с женщинами проявляют существенно больший интерес, доли мужчин от общего числа участников исследования, выбравших данные направления специализации, составили 61 и 72% соответственно. Женщины проявляют больший интерес к специальностям в рамках направления «Лингвистика, филология, иностранные языки» (75% от общего числа участников исследования, выбравших специальности данного направления).

Преобладающая часть  участников исследования (78%) по окончании  обучения твердо хотели бы работать по специальности, еще 9% участников скорее хотели бы работать по той специальности, по которой они обучаются. Не планируют работать по специальности по окончании обучения 13% участников исследования.

Группа молодых людей, не планирующих после получения  высшего образования работать по специальности, представлена преимущественно студентами (92%), при этом, хотя и в незначительной доле, в нее вошли и старшеклассники. В большей мере в данной группе представлены студенты, обучающиеся естественнонаучным специальностям, а также по направлению «Финансы и бухгалтерский учет».

Также присутствуют представители  следующих направлений специализации: «Информационные технологии», «История, культурология», «Лингвистика, филология, иностранные языки», «Психология», «Философия, социология, политология», «Экономика, управление, менеджмент». Примечательно, что 62% представителей рассматриваемой группы отметили, что учатся по той специальности, на которую хотели поступить, для большинства представителей критерием выбора специальности явился интерес, профессиональное призвание.

В целом для студентов  и старшеклассников, принявших участие  в исследовании, выбор той или  иной специальности связан в первую очередь с интересом к ней, осознанием своих склонностей и предпочтений и соответствующим стремлением профессионально развиваться именно в данной специальности. Для четвертой части участников исследования основным критерием выбора специальности является ее востребованность рынком, престижность. Также важным критерием выбора специальности являются рекомендации родителей и других родственников.

В отдельных случаях  выбор специальности обусловлен соответствующим выбором друзей. Для некоторых молодых людей специальность имеет вторичное значение по отношению к вузу, целью для них является получение высшего образования именно в данном вузе, неважно по какой специальности.

Примечательно, что критерий рекомендаций родителей в качестве основания для выбора специальности в большинстве случаев (72%) был отмечен студентами, для старшеклассников он имеет меньшее значение. При этом существенных различий в частоте упоминания критериев интереса, осознания своего призвания в жизни и востребованности рынком, престижности специальности между студентами и старшеклассниками выявлено не было.

Для участников исследования выбор специальности в большинстве случаев не связан с профессиональной деятельностью родителей – данный факт отметили  почти три четверти студентов и старшеклассников (72%). При этом 18% молодых людей, участвовавших в исследовании, отметили, что их выбор специальности отчасти связан с профессиональной деятельностью родителей, а для 10% участников исследования профессиональная деятельность родителей определила выбор специальности. Среди студентов и старшеклассников, для которых профессиональная деятельность родителей во многом определила выбор специальности, большинство (70%) планируют по окончании обучения работать по специальности. Основными факторами выбора специальности стали: востребованность рынком, престижность – 50%, интерес, призвание – 40%, рекомендации родителей – только 10%. Направлением специализации, выбор которого для молодых людей определила профессиональная деятельность их родителей, в большинстве случаев стало «Экономика, управление, менеджмент». Другими такими направлениями являются: естественные науки, инженерно-технические специальности, маркетинг и реклама, медицина, международные отношения.

Выбор учебного заведения  напрямую зависит от источника информации о нем. В основном абитуриенты  получают информацию о вузах от родственников, друзей и знакомых (68,7%), из Интернета (41,3%) и от представителей учебного заведения (40,2%).

 

 

 

Выводы.

Рассмотрение старшеклассниками  различных вариантов специальностей в ходе профессионального самоопределения связано с неопределенность

индивидуальных профессиональных предпочтений, ориентации, а также стремлением выбрать специальность, востребованную современным рынком труда. Вместе с тем, более трети участников исследования не испытывали трудностей в профессиональном самоопределении, не рассматривая каких-либо альтернатив выбранной специальности

Среди студентов, участвовавших  в исследовании, 10% обучаются по специальности, не соответствующей их профессиональному  выбору. В данной группе студентов преобладают девушки (80%), лишь единственный ее представитель по окончании обучения планирует работать по специальности

Не планируют работать по специальности по окончании обучения 13% участников исследования. При этом 62% представителей данной группы отметили, что учатся по той специальности, на которую хотели поступить, для большинства ее представителей критерием выбора специальности явился интерес, стремление развиваться в данной специальности.

Для 10% участников исследования выбор специальности определила профессиональная деятельность родителей. Большинство представителей данной группы (70%) планируют по окончании обучения работать по специальности.

Среди участников исследования более четвертой части студентов (27%) получают высшее образование не в том вузе, в который они  хотели поступить, 13% старшеклассников не определились с выбором вуза.

Основными критериями выбора вуза для молодых людей, участвовавших в исследовании, явились известность и престижность вуза, а также способность вуза обеспечить качественное образование по выбранной специальности. Приоритет критерия известности вуза свидетельствует о том, что при выборе университета или института его бренд для старшеклассников зачастую имеет первостепенное значение по отношению к обеспечиваемому качеству образования по выбранной специальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинговые исследования представляют собой одну из основных функций маркетинга. Информация, полученная в результате этих исследований позволяет  наметить цели существования и развития организаций, стратегии их достижения, а также оперативные тактические действия, направленные на приемлемое решение возникающих на рынке проблем. Результатом маркетинговых исследований могут быть решения, связанные с разработкой потребительных свойств товара, с созданием новых товаров, удовлетворяющих прежние нужды людей на более высоком потребительском уровне, с изменением ценовой политики, с развитием схем товародвижения, систем коммуникаций и т.п.

Маркетинговые исследования позволяют лучше разбираться в жизни людей (реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг), определить их осознанные и неосознанные ожидания и в соответствии с этим скорректировать линию поведения организации, направить её на решение насущных проблем потребителей, а не просто на производство. Тот, кто обладает информацией о динамике рынка, о тенденциях его развития, об успехах и неудачах конкурентов, может принять упреждающие решения для обеспечения стабильной деятельности своего предприятия. Всё это однозначно свидетельствует о важности маркетинговых исследований как специфической функции маркетинга на предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Асель Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 2004.
  2. Беляев В. И., Бортникова Т. В. Начала маркетинга. Барнаул: Изд. АГУ, 2003.
  3. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Войе X., Якобсен У. маркетинг 1. Общее введение в современный маркетинг. Кн. 1. Общество. Предприятие. Потребитель / Пер. с норвеж. М.:Внешторгиздат, 2004.
  5. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг. 2006. № 3.
  6. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М. Финпресс, 2003.
  7. Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 2002.
  8. Дамари Р. Маркетинг на предприятии // Маркетинг. 2006. №2
  9. Котлер Ф. Маркетинг- менеджмент/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006.
  10. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В., Основы маркетинга /Пер. с англ. М.:ЮНИТИ, 2005.
  11. Крылова Г. Д., Соколова М. И., Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  12. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская                перспектива /Пер. с фр. М.: Наука, 2003.
  13. Маркетинг. Учебник-практикум / Н. П. Ващекин, Т.Н.   Паромонова, В. И. Зонов и др. М.: Изд. МГУК, 2004.
  14. Схема маркетинговой деятельности: Руководство по  маркетингу/М. Н. Шеховцова, Л. П. Дементьева, Н. Н. Румянцева и др. Владимир,2005.
  15. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 



Информация о работе Методы выявления первичных источников информации