Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ В МАРКЕТИНГЕ. 5
Глава 2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 21
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28
3.1. Основные положения, цели и задачи экспериментального исследования. 28
3.2. Материалы и методы проведенного исследования 29
3.3. Интерпретация полученных во время интервью данных. 29
Выводы. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 35
Проблема профессионального самоопределения молодежи в настоящее время является весьма актуальной в связи с интенсивным характером социальных изменений, происходящих как в России, так и в мире в целом.
В каком возрасте принимается решение о выборе будущей специальности?
В какой мере это решение является осознанным и самостоятельным? Связывают ли сегодняшние старшеклассники выбранную специальность с дальнейшей трудовой деятельностью и построением карьеры в рамках выбранного направления? Изучению данных, а также некоторых других актуальных вопросов профессионального самоопределения посвящено настоящее исследование.
Цель исследования являлось изучение особенностей выбора специальности и вуза представителями современной молодежи.
Основные задачи:
• Выявить возрастные особенности профессионального самоопределения
для представителей разных специальностей
• Изучить основные критерии выбора специальности, в частности, связь вы-
бора специальности с профессиональной деятельностью родителей
• Изучить, в какой мере выбранная специальность связана с планами в отношении последующей трудовой деятельности
• Выявить основные критерии выбора вуза молодыми людьми, обучающимися или планирующими обучаться по различным направлениям профессиональной специализации.
Метод сбора данных, который применялся при исследовании - формализованное телефонное интервью со старшеклассниками и студентами начальных курсов вузов. Количество респондентов – 100 человек. Выборка квотирована в равных долях по двум параметрам: гендерная принадлежность и обучение в школе/вузе. Возраст студентов и старшеклассников, принявших участие в исследовании, составил от 15 до 19 лет.
В процессе интервьюирования выяснялись следующие вопросы:
В ходе проведенных исследований были получены следующие данные:
Среди молодых людей,
принявших участие в
По направлениям профессиональной специализации, наиболее востребованным среди молодежи, наблюдаются гендерные различия. Так, к специальностям в рамках направления «Экономика, управление, менеджмент», а также естественнонаучного направления мужчины в сравнении с женщинами проявляют существенно больший интерес, доли мужчин от общего числа участников исследования, выбравших данные направления специализации, составили 61 и 72% соответственно. Женщины проявляют больший интерес к специальностям в рамках направления «Лингвистика, филология, иностранные языки» (75% от общего числа участников исследования, выбравших специальности данного направления).
Преобладающая часть участников исследования (78%) по окончании обучения твердо хотели бы работать по специальности, еще 9% участников скорее хотели бы работать по той специальности, по которой они обучаются. Не планируют работать по специальности по окончании обучения 13% участников исследования.
Группа молодых людей, не планирующих после получения высшего образования работать по специальности, представлена преимущественно студентами (92%), при этом, хотя и в незначительной доле, в нее вошли и старшеклассники. В большей мере в данной группе представлены студенты, обучающиеся естественнонаучным специальностям, а также по направлению «Финансы и бухгалтерский учет».
Также присутствуют представители
следующих направлений
В целом для студентов и старшеклассников, принявших участие в исследовании, выбор той или иной специальности связан в первую очередь с интересом к ней, осознанием своих склонностей и предпочтений и соответствующим стремлением профессионально развиваться именно в данной специальности. Для четвертой части участников исследования основным критерием выбора специальности является ее востребованность рынком, престижность. Также важным критерием выбора специальности являются рекомендации родителей и других родственников.
В отдельных случаях выбор специальности обусловлен соответствующим выбором друзей. Для некоторых молодых людей специальность имеет вторичное значение по отношению к вузу, целью для них является получение высшего образования именно в данном вузе, неважно по какой специальности.
Примечательно, что критерий рекомендаций родителей в качестве основания для выбора специальности в большинстве случаев (72%) был отмечен студентами, для старшеклассников он имеет меньшее значение. При этом существенных различий в частоте упоминания критериев интереса, осознания своего призвания в жизни и востребованности рынком, престижности специальности между студентами и старшеклассниками выявлено не было.
Для участников исследования выбор специальности в большинстве случаев не связан с профессиональной деятельностью родителей – данный факт отметили почти три четверти студентов и старшеклассников (72%). При этом 18% молодых людей, участвовавших в исследовании, отметили, что их выбор специальности отчасти связан с профессиональной деятельностью родителей, а для 10% участников исследования профессиональная деятельность родителей определила выбор специальности. Среди студентов и старшеклассников, для которых профессиональная деятельность родителей во многом определила выбор специальности, большинство (70%) планируют по окончании обучения работать по специальности. Основными факторами выбора специальности стали: востребованность рынком, престижность – 50%, интерес, призвание – 40%, рекомендации родителей – только 10%. Направлением специализации, выбор которого для молодых людей определила профессиональная деятельность их родителей, в большинстве случаев стало «Экономика, управление, менеджмент». Другими такими направлениями являются: естественные науки, инженерно-технические специальности, маркетинг и реклама, медицина, международные отношения.
Выбор учебного заведения напрямую зависит от источника информации о нем. В основном абитуриенты получают информацию о вузах от родственников, друзей и знакомых (68,7%), из Интернета (41,3%) и от представителей учебного заведения (40,2%).
Выводы.
Рассмотрение
индивидуальных профессиональных предпочтений, ориентации, а также стремлением выбрать специальность, востребованную современным рынком труда. Вместе с тем, более трети участников исследования не испытывали трудностей в профессиональном самоопределении, не рассматривая каких-либо альтернатив выбранной специальности
Среди студентов, участвовавших в исследовании, 10% обучаются по специальности, не соответствующей их профессиональному выбору. В данной группе студентов преобладают девушки (80%), лишь единственный ее представитель по окончании обучения планирует работать по специальности
Не планируют работать по специальности по окончании обучения 13% участников исследования. При этом 62% представителей данной группы отметили, что учатся по той специальности, на которую хотели поступить, для большинства ее представителей критерием выбора специальности явился интерес, стремление развиваться в данной специальности.
Для 10% участников исследования выбор специальности определила профессиональная деятельность родителей. Большинство представителей данной группы (70%) планируют по окончании обучения работать по специальности.
Среди участников исследования
более четвертой части
Основными критериями выбора вуза для молодых людей, участвовавших в исследовании, явились известность и престижность вуза, а также способность вуза обеспечить качественное образование по выбранной специальности. Приоритет критерия известности вуза свидетельствует о том, что при выборе университета или института его бренд для старшеклассников зачастую имеет первостепенное значение по отношению к обеспечиваемому качеству образования по выбранной специальности.
Маркетинговые исследования
представляют собой одну из основных
функций маркетинга. Информация, полученная
в результате этих исследований позволяет
наметить цели существования и развития
организаций, стратегии их достижения,
а также оперативные
Маркетинговые исследования позволяют лучше разбираться в жизни людей (реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг), определить их осознанные и неосознанные ожидания и в соответствии с этим скорректировать линию поведения организации, направить её на решение насущных проблем потребителей, а не просто на производство. Тот, кто обладает информацией о динамике рынка, о тенденциях его развития, об успехах и неудачах конкурентов, может принять упреждающие решения для обеспечения стабильной деятельности своего предприятия. Всё это однозначно свидетельствует о важности маркетинговых исследований как специфической функции маркетинга на предприятиях.
Информация о работе Методы выявления первичных источников информации