j) предоставляет материально-техническую
и административную поддержку
для операций по поддержанию
мира, а также для других полевых
отделений и миссий по мере
необходимости;
k) поддерживает контакты
со сторонами в конфликтах
и членами Совета Безопасности в
отношении эффективного осуществления
решений Совета Безопасности; поддерживает
связь с государствами-членами, учреждениями
системы Организации Объединенных Наций
и неправительственными организациями
и координирует с другими образованиями
их участие в операциях по поддержанию
мира;
l) готовит руководящие
указания и принципы по вопросам
подготовки кадров для государств-членов,
предоставляющих контингенты, для
операций по поддержанию мира
[31].
В состав Департамента входят
следующие организационные подразделения,
функции которых указаны в настоящем бюллетене.
Департамент возлагает заместитель
Генерального секретаря по операциям
по поддержанию мира.
Управление операций возглавляет
помощник Генерального секретаря, который
подчиняется заместителю Генерального
секретаря. В состав Управления входят
три региональных отдела и Ситуационный
центр.
Конкретные
операции по поддержанию мира подпадают
под компетенцию одного из соответствующих
региональных отделов, а именно Отдела
Африки, Отдела Азии и Ближнего Востока
и Отдела Европы и Латинской Америки. Каждый
отдел возглавляется директором, который
подчиняется помощнику Генерального секретаря,
Управление операций [31].
Основными функциями
Управления операций являются следующие:
a) осуществление повседневного
административного руководства операциями
по поддержанию мира, включая руководство
основной деятельностью на местах, координацию
и обобщение вкладов других управлений
в рамках Департамента операций по поддержанию
мира, а также других департаментов, учреждений
и программ в целях содействия осуществлению
мандатов и достижению стратегических
целей, установленных Советом Безопасности
для операций;
b) разработка и достижение соглашений
в отношении проблем, с которыми сталкиваются
операции по поддержанию мира, и нахождение
решений для таких проблем, а также оказание
этим операциям политической и основной
поддержки в отношениях со сторонами в
конфликте и другими заинтересованными
сторонами и доведение их озабоченностей
до сведения членов Совета Безопасности
и стран, предоставляющих контингенты,
и наоборот;
c) осуществление надзора за
процессом планирования для новых миссий
путем обеспечения общих рамок, разработка
вариантов для осуществления деятельности,
руководство деятельностью миссий по
выяснению обстановки на местах и координация
и обобщение вкладов в рамках Департамента
и других подразделений, включая военные,
полицейские, гуманитарные, избирательные,
правозащитные и другие аспекты в рамках
всеобъемлющего плана, представляемого
на утверждение Совету Безопасности;
d) выполнение обязательств Генерального
секретаря по представлению докладов
об операциях по поддержанию мира Совету
Безопасности [31].
Руководство Ситуационным
центром осуществляет начальник, который
подчиняется помощнику Генерального
секретаря, Управление операций.
Основные функции
Ситуационного центра состоят в
следующем:
a) поддержание круглосуточной
связи с операциями на местах;
b) сбор и распространение всей
соответствующей информации для тех, кто
имеет к этому отношение;
c) осуществление деятельности
в качестве пункта связи в нерабочие часы
и принятие срочных мер, которые могут
оказаться необходимыми с должным учетом
установленных процедур;
d) обеспечение постоянного контроля
за кризисными ситуациями, а также баз
данных, карт районов и других справочных
материалов [31].
Таким образом,
департамент операций по поддержанию
мира служит в качестве оперативного
подразделения Генерального секретаря
для всех операций по поддержанию мира
ООН и отвечает за осуществление руководства,
управление, планирование и подготовку
этих операций.
2.3 Проблемы
модернизации в миротворческих
операциях ООН
Со времени
своего создания ООН провела 60 операций по поддержанию
мира, первая из которых началась на Ближнем
Востоке в мае 1948 г. и одна из последних
в августе 2006 году в Тимор-Лесте. На 2007 г.
под эгидой ООН проводилось 16 операций
ООН которые использовали вооруженный
контингент в целях поддержания мира и
для активного проведения многоплановой
операции политического характера с целью
обеспечить независимость отдельно взятой
страны путем проведения свободных выборов
под контролем ООН [10, c. 3].
Подобную операцию
ООН осуществила в Намибии в апреле 1989 марте 1990 года,
что положило начало широкому использованию
сил гражданской полиции для поддержания
миротворчества. В 1990-е годы в Африке была
проведена первая совместная операция
в рамках миссии наблюдателей ООН в Либерии,
состоящей из общего представителя ООН
и Организации африканского единства.
Размещенные в Либерии в 1993 г. посланцы
ООН тесно сотрудничали с группой военных
наблюдателей Экономического сообщества
стран Западной Африки, что принесло свои
плоды. Так в 1997 г. гражданская война в Либерии
прекратилась, с помощью и под наблюдением
миротворцев двух организаций были проведены
всеобщие выборы [34, c. 89].
Однако в
отдельных случаях подобные операции
стали принимать форму гуманитарных
интервенций при навязываемом лидерстве
США среди военного контингента
ООН. Именно это характеризовало
большинство гуманитарного вмешательства
90-х годов от Сомали до Косова. Экспедиция в Сомали основывалась
на единогласно принятой Советом Безопасности
ООН резолюции и была начата в 1992 г. по прямой
просьбе Генерального секретаря ООН. Всеобщее
согласие на проведение этой акции исчезло,
как только миссия по поддержанию мира
превратилась в миссию по его созданию,
что выразилось в отказе осуществлять
контроль за соблюдением обязательств,
добровольно взятых на себя обеими враждующими
сторонами, и решения стали силой навязываться
то одной, то другой стороне [34, c. 91].
Миротворческая операция на Гаити в сентябре
1994 г. еще более показала стремление США
играть лидирующую роль среди вооруженного
контингента ООН, направленного в эту
страну для восстановления гражданского
правления. Тогдашняя администрация Клинтона
пошла даже на то, что отвергла услуги
региональной структуры, специально созданной
для таких целей, Организации американских
государств. Агрессия стран НА ТО в Югославию
означала отход от международных норм,
на которых эти страны настаивали на протяжении
всего периода холодной войны, и вызвала
негативную реакцию большинства государств
во всем мире. Вторгшись в Косово в роли
защитников всеобщих гуманитарных принципов,
США практически противопоставили свою
политику гуманитарной интервенции основополагающим
принципам миротворчества ООН [44, c. 8].
Все это привело
к тому, что в конце 1990-х годов
методы и принципы миротворческой деятельности
ООН стали подвергаться критике.
На встрече представителей 188 государств
мира, проведенной 8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке,
особое внимание было уделено теме миротворчества
ООН. Большинство представителей выступили
с критикой тенденций развития этой важнейшей
стороны деятельности ООН [24, c. 147].
В основном это
касалось несоответствия мандатов Совета
Безопасности ООН реальной обстановке,
многочисленным проблемам, связанным с
угрозой безопасности персоналу ООН, медленного
развертывания контингентов. В 2005 и 2006 гг.
Генеральная Ассамблея провела масштабные
дискуссии по проблемам реформирования
деятельности ООН. Предметом обсуждения
были вопросы по уточнению правил, в каких
случаях принимается решение о применении
военной силы, а также принятия согласованного
определения терроризма.
В годы холодной
войны ООН осуществляла свою деятельность
главным образом в отсталых регионах,
где было мало современного оружия и миротворцам было
несложно соблюдать принцип неучастия
в боевых действиях. Но когда конфликты
начали разгораться в самой Европе, где
враждующие стороны обладают более современным
оружием, включая артиллерию и авиацию,
традиционные принципы миротворчества
ООН проявили себя не лучшим образом [44,
c. 57].
Особенно острой
критике была подвергнута деятельность
миротворческих сил ООН в Боснии,
где миротворцы оказались не способны
гарантировать неприкосновенность
провозглашенных ими районов
безопасности.
В последние
годы в решении проблем миротворчества
ООН наблюдается определенного
рода модернизация, на что обращал
внимание президент РФ в Послании
Федеральному собранию. Разумеется, модернизация
и повышение эффективности работы
международных организаций необходимы [11, c. 57].
Это проявляется
в расширении партнерства, в том,
что ни одна из миротворческих операций
не является чисто военной, всегда включая
в той или иной форме гражданский
компонент, во включении в сферу
миротворческой деятельности все большего числа стран и регионов, в
многофункциональности самих миротворческих
операций. Ставится задача решения самого
актуального для ООН вопроса повышения
эффективности миротворческого механизма.
Прошлые структуры этого механизма сложились
в результате импровизации и плохо приспособлены
к современным реалиям. Как следствие
в 2000 и 2001 гг. не столько само урегулирование
локальных конфликтов, сколько реформирование
его механизмов выдвинулось в качестве
одного из магистральных направлений
деятельности ООН.
В марте 2000 г. Генеральный секретарь
ООН организовал группу экспертов для
всеобъемлющего рассмотрения миротворческой
деятельности ООН, включая предотвращение
конфликтов и миростроительство, а также
разработки соответствующих рекомендаций.
Группу возглавил Лахдар Брахими (бывший
министр иностранных дел Алжира) [11, c. 60].
Основные направления
этой обновленческой работы были определены
в подготовленном по инициативе Генерального
секретаря ООН докладе к состоявшимся
в сентябре 2000 г. саммиту и ассамблее
тысячелетия. В октябре того же года ряд
положений доклада был одобрен резолюцией
Совета Безопасности ООН 1327 от 13 ноября
2000 г. В этих положениях указано, что рекомендации
нацелены на перспективу модернизации
создание новых механизмов, структур и
методов работы ООН, четкие мандаты, эффективные
правила применения вооруженной силы,
больших по численности и лучше экипированных
войск, отказ от превращения ООН в военную
машину [12, c. 98].
Под влиянием этих
и других факторов модернизации операции
ООН по поддержанию мира (ОПМ) стали больше представлять
собой меры миротворческого характера
с привлечением военного персонала. Они
предпринимаются в целях стабилизации
обстановки в районе конфликта, создания
благоприятных условий для мирного его
разрешения, установления и поддержания
мира. Ни одна операция не могла теперь
носить только военный характер и, как
правило, должна сочетаться с такими компонентами,
как превентивная дипломатия или предупреждение
конфликта, поддержание мира, при котором
помимо военных, активно задействуются
гражданские и полицейские контингенты,
миростроительство (то есть деятельность
после окончания конфликта для восстановления
основ мира и построения чего-то более
значимого, чем просто отсутствие войны).
Среди ОПМ, которые
проводились и проводятся в самом начале XXI в., заслуживают
особого упоминания операция в Сьерра-Леоне
с самой масштабной за всю историю ООН
военной составляющей. В конце 2001 г. в этой
африканской стране на юге Западной Африки
были размещены более 16 тыс. военнослужащих
контингентов из разных стран, то есть
почти в соответствии с 17-тысячной отметкой
по плану и развертывание миссии ООН в
Демократической Республике Конго (бывшем
Заире). Эта операция стала самой дорогостоящей
военной акцией ООН, для ее обеспечения
было использовано 52 самолета и 24 вертолета
[11, c. 79].
В июле 2006 г. с новой
силой разгорелся застарелый конфликт
между Израилем и базирующейся в Южном
Ливане экстремистской организацией хезболла.
В ответ на похищение и отказ вернуть двоих
военнослужащих израильской армии войска Израиля начали крупномасштабную
операцию в Ливане. Хезболла ответила
ракетными обстрелами израильских городов.
12 августа 2006 г. Совет Безопасности ООН
единогласно принял резолюцию 1701 об урегулировании
ситуации в зоне ливано-израильского конфликта.
Документ, разработанный Францией и США,
предполагал введение 15-тысячного контингента
голубых касок ООН вместе с 15-тысячным
контингентом ливанской армии. Последняя
в течение 20 лет должна взять под свой
полный контроль юг Ливана [34, c. 57].
Решение о размещении войск на юге Ливана
было принято на заседании ливанского
кабинета министров и 17 августа 2006 г. солдаты
ливанской армии присоединились к представителям
миротворческого контингента ООН, размещенным
на южноливанских территориях к югу от
реки Литания. Ранее согласно достигнутым
договоренностям из этого района начался
вывод войск армии обороны Израиля. Резолюция
по ливано-израильскому конфликту, одобренная
Советом Безопасности ООН, предусматривала
увеличение численности контингента Временных
сил ООН в Ливане с 2 тысяч до 15 тысяч человек
и размещение около 15 тысяч ливанских
солдат между рекой Литания и израильской
границей. Только после этого Израиль
полностью вывел свои войска [8].
В рамках модернизации
ОПМ выделила ее несколько направлений:
миротворческие операции ООН в рамках
традиционной концепции поддержания мира,
которая была отработана в период холодной
войны, операции по поддержанию и принуждению
к миру, которые проводятся региональными
организациями по согласованию с ООН,
с санкции этой организации и в соответствии
с ее уставом, а также миротворческие операции,
которые проводятся региональными организациями
вне прямой формальной связи с Уставом
ООН и без увязки с принципами миротворчества.
Имеются и другие направления операций,
например, традиционные классические,
действия в рамках превентивной дипломатии,
многофункциональные операции, чрезвычайные
операции.
4. Урегулирование
конфликтов как «кризисное реагирование»
Концепция урегулирования
конфликтов путем миротворческих действий
международных организаций тесно связана с концепцией "кризисного
реагирования". Миротворческие операции есть "пожарное"
реагирование, быстрое, а следовательно,
не всегда согласованное и стратегически
выстроенное. Недаром, в проекте МИД Нидерландов
по созданию постоянных миротворческих
сил ООН предлагается назвать потенциальные
силы ООН для миротворческих операций
"силами быстрого развертывания"17.
Предполагается, что вслед за быстрым
"десантом" миротворцев, как и в обычных
военных операциях за "силами быстрого
развертывания", выдвинутся "основные
силы": в данном случае это дипломаты,
международные организации, НПО, общественность,
СМИ. Задачи кризисного реагирования заключаются
в быстрой и адекватной оценке ситуации
(причем скорее в операциональной оценке
текущей стадии конфликта, чем в поиске
и анализе его глубинных корней), скором
оперативном принятии решения на основе
этой оценки (методом выбора и адаптирования
варианта из заранее заготовленных "полуфабрикатов"
решений). Затем наступает этап оперативных
действий, единственная задача которых
- вернуть ситуацию в некризисное состояние,
"заморозить" взрывоопасные тенденции,
дать политикам время и возможности для
принятия последующих решений уже в некризисном
режиме. На этом задача кризисного реагирования
заканчивается. Последующие действия
(урегулирование, долгосрочные соглашения,
ликвидация последствий кризиса) лежат
уже в иной плоскости, осуществляются
иными силами и средствами.
Аналогичным образом, распространенный
подход к миротворческим технологиям
трактует их как действия международного
сообщества по срочному кризисному реагированию
на локальные и региональные, международные
и немеждународные конфликты. При этом кризисность (перерыв постепенности, выход за рамки
обычных условий, критериев и принципов)
оправдывает чрезвычайный характер мер
(например, заведомое нарушение ряда параметров
суверенитета государства, на чьей территории
разгорелся конфликт). Жесткое давление временного фактора (быстрое развитие и смена ситуации) заставляет
заменить долгосрочные и многосложные
демократические процедуры более эффективными
"сокращенными" (например, вместо
общей дискуссии и голосования на Генеральной
Ассамблее ООН с участием всех членов
международного сообщества принимать
решение о действиях от имени этого сообщества
на закрытом заседании Совета Безопасности
ООН).
В то же время концепция миротворческих
действий международных организаций идет
дальше идеи "кризисного реагирования"
и включает, во-первых, заметный компонент
предотвращения назревающих конфликтов,
а, во-вторых, развивает арсенал миротворческих
действий за пределы "точки замораживания"
кризиса. Речь идет о компонентах операций
и целых операциях по пост-конфликтному
восстановлению мирной инфраструктуры
(например, организации и проведению первых
пост-конфликтных демократических выборов)18.