Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

В современных условиях взаимозависимости проблемы международного миротворчества играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовая природа миротворческих операций
2.Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности
3.Планирование миротворческих операций

4. Урегулирование конфликтов как «кризисное реагирование»
5. Миротворческие операции ООН
Заключение………………………………………………………………….. ….16
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология реферат.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

j) предоставляет материально-техническую  и административную поддержку  для операций по поддержанию  мира, а также для других полевых  отделений и миссий по мере  необходимости;

k) поддерживает контакты  со сторонами в конфликтах  и членами Совета Безопасности в отношении эффективного осуществления решений Совета Безопасности; поддерживает связь с государствами-членами, учреждениями системы Организации Объединенных Наций и неправительственными организациями и координирует с другими образованиями их участие в операциях по поддержанию мира;

l) готовит руководящие  указания и принципы по вопросам  подготовки кадров для государств-членов, предоставляющих контингенты, для  операций по поддержанию мира [31].

В состав Департамента входят следующие организационные подразделения, функции которых указаны в настоящем бюллетене.

Департамент возлагает заместитель  Генерального секретаря по операциям  по поддержанию мира.

Управление операций возглавляет  помощник Генерального секретаря, который  подчиняется заместителю Генерального секретаря. В состав Управления входят три региональных отдела и Ситуационный центр.

Конкретные  операции по поддержанию мира подпадают под компетенцию одного из соответствующих региональных отделов, а именно Отдела Африки, Отдела Азии и Ближнего Востока и Отдела Европы и Латинской Америки. Каждый отдел возглавляется директором, который подчиняется помощнику Генерального секретаря, Управление операций [31].

Основными функциями  Управления операций являются следующие:

a) осуществление повседневного административного руководства операциями по поддержанию мира, включая руководство основной деятельностью на местах, координацию и обобщение вкладов других управлений в рамках Департамента операций по поддержанию мира, а также других департаментов, учреждений и программ в целях содействия осуществлению мандатов и достижению стратегических целей, установленных Советом Безопасности для операций;

b) разработка и достижение соглашений в отношении проблем, с которыми сталкиваются операции по поддержанию мира, и нахождение решений для таких проблем, а также оказание этим операциям политической и основной поддержки в отношениях со сторонами в конфликте и другими заинтересованными сторонами и доведение их озабоченностей до сведения членов Совета Безопасности и стран, предоставляющих контингенты, и наоборот;

c) осуществление надзора за процессом планирования для новых миссий путем обеспечения общих рамок, разработка вариантов для осуществления деятельности, руководство деятельностью миссий по выяснению обстановки на местах и координация и обобщение вкладов в рамках Департамента и других подразделений, включая военные, полицейские, гуманитарные, избирательные, правозащитные и другие аспекты в рамках всеобъемлющего плана, представляемого на утверждение Совету Безопасности;

d) выполнение обязательств Генерального секретаря по представлению докладов об операциях по поддержанию мира Совету Безопасности [31].

Руководство Ситуационным центром осуществляет начальник, который  подчиняется помощнику Генерального секретаря, Управление операций.

Основные функции  Ситуационного центра состоят в  следующем:

a) поддержание круглосуточной связи с операциями на местах;

b) сбор и распространение всей соответствующей информации для тех, кто имеет к этому отношение;

c) осуществление деятельности в качестве пункта связи в нерабочие часы и принятие срочных мер, которые могут оказаться необходимыми с должным учетом установленных процедур;

d) обеспечение постоянного контроля за кризисными ситуациями, а также баз данных, карт районов и других справочных материалов [31].

Таким образом, департамент операций по поддержанию  мира служит в качестве оперативного подразделения Генерального секретаря для всех операций по поддержанию мира ООН и отвечает за осуществление руководства, управление, планирование и подготовку этих операций.

2.3 Проблемы  модернизации в миротворческих  операциях ООН

Со времени  своего создания ООН провела 60 операций по поддержанию мира, первая из которых началась на Ближнем Востоке в мае 1948 г. и одна из последних в августе 2006 году в Тимор-Лесте. На 2007 г. под эгидой ООН проводилось 16 операций ООН которые использовали вооруженный контингент в целях поддержания мира и для активного проведения многоплановой операции политического характера с целью обеспечить независимость отдельно взятой страны путем проведения свободных выборов под контролем ООН [10, c. 3].

Подобную операцию ООН осуществила в Намибии в апреле 1989 марте 1990 года, что положило начало широкому использованию сил гражданской полиции для поддержания миротворчества. В 1990-е годы в Африке была проведена первая совместная операция в рамках миссии наблюдателей ООН в Либерии, состоящей из общего представителя ООН и Организации африканского единства. Размещенные в Либерии в 1993 г. посланцы ООН тесно сотрудничали с группой военных наблюдателей Экономического сообщества стран Западной Африки, что принесло свои плоды. Так в 1997 г. гражданская война в Либерии прекратилась, с помощью и под наблюдением миротворцев двух организаций были проведены всеобщие выборы [34, c. 89].

Однако в  отдельных случаях подобные операции стали принимать форму гуманитарных интервенций при навязываемом лидерстве  США среди военного контингента  ООН. Именно это характеризовало  большинство гуманитарного вмешательства 90-х годов от Сомали до Косова. Экспедиция в Сомали основывалась на единогласно принятой Советом Безопасности ООН резолюции и была начата в 1992 г. по прямой просьбе Генерального секретаря ООН. Всеобщее согласие на проведение этой акции исчезло, как только миссия по поддержанию мира превратилась в миссию по его созданию, что выразилось в отказе осуществлять контроль за соблюдением обязательств, добровольно взятых на себя обеими враждующими сторонами, и решения стали силой навязываться то одной, то другой стороне [34, c. 91].

Миротворческая операция на Гаити в сентябре 1994 г. еще более показала стремление США играть лидирующую роль среди вооруженного контингента ООН, направленного в эту страну для восстановления гражданского правления. Тогдашняя администрация Клинтона пошла даже на то, что отвергла услуги региональной структуры, специально созданной для таких целей, Организации американских государств. Агрессия стран НА ТО в Югославию означала отход от международных норм, на которых эти страны настаивали на протяжении всего периода холодной войны, и вызвала негативную реакцию большинства государств во всем мире. Вторгшись в Косово в роли защитников всеобщих гуманитарных принципов, США практически противопоставили свою политику гуманитарной интервенции основополагающим принципам миротворчества ООН [44, c. 8].

Все это привело  к тому, что в конце 1990-х годов  методы и принципы миротворческой деятельности ООН стали подвергаться критике. На встрече представителей 188 государств мира, проведенной 8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке, особое внимание было уделено теме миротворчества ООН. Большинство представителей выступили с критикой тенденций развития этой важнейшей стороны деятельности ООН [24, c. 147].

В основном это  касалось несоответствия мандатов Совета Безопасности ООН реальной обстановке, многочисленным проблемам, связанным с угрозой безопасности персоналу ООН, медленного развертывания контингентов. В 2005 и 2006 гг. Генеральная Ассамблея провела масштабные дискуссии по проблемам реформирования деятельности ООН. Предметом обсуждения были вопросы по уточнению правил, в каких случаях принимается решение о применении военной силы, а также принятия согласованного определения терроризма.

В годы холодной войны ООН осуществляла свою деятельность главным образом в отсталых регионах, где было мало современного оружия и миротворцам было несложно соблюдать принцип неучастия в боевых действиях. Но когда конфликты начали разгораться в самой Европе, где враждующие стороны обладают более современным оружием, включая артиллерию и авиацию, традиционные принципы миротворчества ООН проявили себя не лучшим образом [44, c. 57].

Особенно острой критике была подвергнута деятельность миротворческих сил ООН в Боснии, где миротворцы оказались не способны гарантировать неприкосновенность провозглашенных ими районов  безопасности.

В последние  годы в решении проблем миротворчества ООН наблюдается определенного  рода модернизация, на что обращал  внимание президент РФ в Послании Федеральному собранию. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы [11, c. 57].

Это проявляется  в расширении партнерства, в том, что ни одна из миротворческих операций не является чисто военной, всегда включая  в той или иной форме гражданский  компонент, во включении в сферу  миротворческой деятельности все большего числа стран и регионов, в многофункциональности самих миротворческих операций. Ставится задача решения самого актуального для ООН вопроса повышения эффективности миротворческого механизма. Прошлые структуры этого механизма сложились в результате импровизации и плохо приспособлены к современным реалиям. Как следствие в 2000 и 2001 гг. не столько само урегулирование локальных конфликтов, сколько реформирование его механизмов выдвинулось в качестве одного из магистральных направлений деятельности ООН.

В марте 2000 г. Генеральный секретарь ООН организовал группу экспертов для всеобъемлющего рассмотрения миротворческой деятельности ООН, включая предотвращение конфликтов и миростроительство, а также разработки соответствующих рекомендаций. Группу возглавил Лахдар Брахими (бывший министр иностранных дел Алжира) [11, c. 60].

Основные направления  этой обновленческой работы были определены в подготовленном по инициативе Генерального секретаря ООН докладе к состоявшимся в сентябре 2000 г. саммиту и ассамблее тысячелетия. В октябре того же года ряд положений доклада был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН 1327 от 13 ноября 2000 г. В этих положениях указано, что рекомендации нацелены на перспективу модернизации создание новых механизмов, структур и методов работы ООН, четкие мандаты, эффективные правила применения вооруженной силы, больших по численности и лучше экипированных войск, отказ от превращения ООН в военную машину [12, c. 98].

Под влиянием этих и других факторов модернизации операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) стали больше представлять собой меры миротворческого характера с привлечением военного персонала. Они предпринимаются в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения, установления и поддержания мира. Ни одна операция не могла теперь носить только военный характер и, как правило, должна сочетаться с такими компонентами, как превентивная дипломатия или предупреждение конфликта, поддержание мира, при котором помимо военных, активно задействуются гражданские и полицейские контингенты, миростроительство (то есть деятельность после окончания конфликта для восстановления основ мира и построения чего-то более значимого, чем просто отсутствие войны).

Среди ОПМ, которые  проводились и проводятся в самом начале XXI в., заслуживают особого упоминания операция в Сьерра-Леоне с самой масштабной за всю историю ООН военной составляющей. В конце 2001 г. в этой африканской стране на юге Западной Африки были размещены более 16 тыс. военнослужащих контингентов из разных стран, то есть почти в соответствии с 17-тысячной отметкой по плану и развертывание миссии ООН в Демократической Республике Конго (бывшем Заире). Эта операция стала самой дорогостоящей военной акцией ООН, для ее обеспечения было использовано 52 самолета и 24 вертолета [11, c. 79].

В июле 2006 г. с новой силой разгорелся застарелый конфликт между Израилем и базирующейся в Южном Ливане экстремистской организацией хезболла. В ответ на похищение и отказ вернуть двоих военнослужащих израильской армии войска Израиля начали крупномасштабную операцию в Ливане. Хезболла ответила ракетными обстрелами израильских городов. 12 августа 2006 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1701 об урегулировании ситуации в зоне ливано-израильского конфликта. Документ, разработанный Францией и США, предполагал введение 15-тысячного контингента голубых касок ООН вместе с 15-тысячным контингентом ливанской армии. Последняя в течение 20 лет должна взять под свой полный контроль юг Ливана [34, c. 57].

Решение о размещении войск на юге Ливана было принято на заседании ливанского кабинета министров и 17 августа 2006 г. солдаты ливанской армии присоединились к представителям миротворческого контингента ООН, размещенным на южноливанских территориях к югу от реки Литания. Ранее согласно достигнутым договоренностям из этого района начался вывод войск армии обороны Израиля. Резолюция по ливано-израильскому конфликту, одобренная Советом Безопасности ООН, предусматривала увеличение численности контингента Временных сил ООН в Ливане с 2 тысяч до 15 тысяч человек и размещение около 15 тысяч ливанских солдат между рекой Литания и израильской границей. Только после этого Израиль полностью вывел свои войска [8].

В рамках модернизации ОПМ выделила ее несколько направлений: миротворческие операции ООН в рамках традиционной концепции поддержания мира, которая была отработана в период холодной войны, операции по поддержанию и принуждению к миру, которые проводятся региональными организациями по согласованию с ООН, с санкции этой организации и в соответствии с ее уставом, а также миротворческие операции, которые проводятся региональными организациями вне прямой формальной связи с Уставом ООН и без увязки с принципами миротворчества. Имеются и другие направления операций, например, традиционные классические, действия в рамках превентивной дипломатии, многофункциональные операции, чрезвычайные операции.

 

4. Урегулирование конфликтов как «кризисное реагирование»

 

Концепция урегулирования конфликтов путем миротворческих действий международных организаций тесно связана с концепцией "кризисного реагирования". Миротворческие операции есть "пожарное" реагирование, быстрое, а следовательно, не всегда согласованное и стратегически выстроенное. Недаром, в проекте МИД Нидерландов по созданию постоянных миротворческих сил ООН предлагается назвать потенциальные силы ООН для миротворческих операций "силами быстрого развертывания"17
 
Предполагается, что вслед за быстрым "десантом" миротворцев, как и в обычных военных операциях за "силами быстрого развертывания", выдвинутся "основные силы": в данном случае это дипломаты, международные организации, НПО, общественность, СМИ. Задачи кризисного реагирования заключаются в быстрой и адекватной оценке ситуации (причем скорее в операциональной оценке текущей стадии конфликта, чем в поиске и анализе его глубинных корней), скором оперативном принятии решения на основе этой оценки (методом выбора и адаптирования варианта из заранее заготовленных "полуфабрикатов" решений). Затем наступает этап оперативных действий, единственная задача которых - вернуть ситуацию в некризисное состояние, "заморозить" взрывоопасные тенденции, дать политикам время и возможности для принятия последующих решений уже в некризисном режиме. На этом задача кризисного реагирования заканчивается. Последующие действия (урегулирование, долгосрочные соглашения, ликвидация последствий кризиса) лежат уже в иной плоскости, осуществляются иными силами и средствами. 
 
Аналогичным образом, распространенный подход к миротворческим технологиям трактует их как действия международного сообщества по срочному кризисному реагированию на локальные и региональные, международные и немеждународные конфликты. При этом кризисность (перерыв постепенности, выход за рамки обычных условий, критериев и принципов) оправдывает чрезвычайный характер мер (например, заведомое нарушение ряда параметров суверенитета государства, на чьей территории разгорелся конфликт). Жесткое давление временного фактора (быстрое развитие и смена ситуации) заставляет заменить долгосрочные и многосложные демократические процедуры более эффективными "сокращенными" (например, вместо общей дискуссии и голосования на Генеральной Ассамблее ООН с участием всех членов международного сообщества принимать решение о действиях от имени этого сообщества на закрытом заседании Совета Безопасности ООН). 
 
В то же время концепция миротворческих действий международных организаций идет дальше идеи "кризисного реагирования" и включает, во-первых, заметный компонент предотвращения назревающих конфликтов, а, во-вторых, развивает арсенал миротворческих действий за пределы "точки замораживания" кризиса. Речь идет о компонентах операций и целых операциях по пост-конфликтному восстановлению мирной инфраструктуры (например, организации и проведению первых пост-конфликтных демократических выборов)18

Информация о работе Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта