Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

В современных условиях взаимозависимости проблемы международного миротворчества играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовая природа миротворческих операций
2.Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности
3.Планирование миротворческих операций

4. Урегулирование конфликтов как «кризисное реагирование»
5. Миротворческие операции ООН
Заключение………………………………………………………………….. ….16
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология реферат.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Миротворческие операции ООН

 

За первые 40 лет существования Организации  Объединенных Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию  мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и  в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и  не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руандев 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей  сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания,Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный  и полицейский персонал и гражданских  сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х  годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

 

Заключение

Подводя итог всему  вышесказанному можно сделать следующие  выводы.

Важным инструментом поддержания мира и международной  безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

При осуществлении  миротворческих операций ООН могут  преследоваться следующие задачи:

1. Расследование  инцидентов и проведение переговоров  с конфликтующими сторонами с  целью их примирения;

2. Проверка соблюдения  договоренности о прекращении  огня;

3. Содействие  поддержанию законности и правопорядка;

4. Предоставление  гуманитарной помощи;

5. Наблюдение  за ситуацией.

Правовое обеспечение  миротворческих операций ООН вытекает из подразумеваемых полномочий ООН, направленных на достижение их главной цели: поддержания международного мира и безопасности посредством принятия эффективных коллективных мер. Тот факт, что Устав ООН прямо предусматривает в главе VII определенные меры, представляющие собой принудительную акцию, направленную против агрессора, не может означать исключения или запрещения других действий, предназначенных для того, чтобы обеспечить в иной форме достижения основных целей ООН.

Деятельность  ООН по поддержанию мира является выражением коллективной воли государств-членов по оказанию содействия нуждающимся обществам в переходе от состояния вооруженного конфликта к устойчивому миру.

Обязательства стран-членов, касающиеся осуществления  данной цели, стали причиной создания Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ).

1 октября 2001 года в  штаб-квартире ООН был подписан  Меморандум о взаимопонимании  между Республикой Беларусь и  ООН в отношении участия Беларуси  в системе резервных соглашений. В приложении к нему зафиксирована  принципиальная готовность Беларуси предоставить 32 белорусских специалиста для возможного включения в состав сил гражданской полиции ООН. По результатам отбора девять кандидатов были официально зачислены в резерв сил гражданской полиции ООН. С Секретариатом ООН была достигнута договоренность о возможности направления белорусских специалистов на контрактной основе на период от 6 до 12 месяцев в состав миротворческих миссий в Боснии и Герцеговине, Косово и Восточном Тиморе.

Осуществление миротворческой деятельности государствами - членами ОДКБ носит исключительно добровольный характер. Состав, задачи и функции оперативной рабочей группы по подготовке миротворческой операции ОДКБ, комплектование коллективных миротворческих сил, их структура, задачи, функции, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности, а также статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельными положениями, утверждаемыми Советом коллективной безопасности.

 

 

Список литературы

 

1. Гришаева, Л. Кризис миротворчества ООН / Л. Гришаева // Обозреватель - Observer. -2008. -№4. -С. 47-58.

2. Гришаева, Л. ООН и  проблемы ядерной безопасности / Л. Гришаева // Обозреватель - Observer. -2008. -№7. -С. 112-123.

3. Действующее международное  право/ Ю.М. Колосов [и др.]; под общ. ред. Э.С. Кривчикова. - М.: Юристъ, 2002. -345c.

4. Департамент операций  по поддержанию мира/ Операции  ООН по поддержанию мира на  русском языке [Электронный ресурс]. -2009. -Режим доступа: http://www.nn.org/russian. -Дата, доступа: 15. 12.2009.

5. Додонов, В.Ю. Политика соседства в СНГ: приоритеты, направления, механизмы реализации / В.Ю. Додонов // Россия и современный мир. -2008. -№2. -С. 131-143.

6. Доклад Генерального  секретаря о работе Организации  Объединенных Наций/ Организация  Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2009. - Режим доступа: http://www.nn.org/russian. -Дата доступа: 15. 12.2009.

7. Емельянова, Н.И Европейские  вооруженные силы в кризисном  реагировании (международно-правовые  аспекты) / Н.И. Емельянова // Международное право. -2008. -№3. -C.138-149.

8Абашидзе, И. Проблемы модернизации в миротворческих операциях ООН И. Абашидзе // Власть. -2008. -№1. -С. 58-62.

9. Большаков, А.Г. «Замороженные  конфликты» постсоветского пространства: тупики международного миротворчества / А.Г. Большаков // Анализ. Хроника. Прогноз. -2008. -№1. -С. 27-37.

 

 


Информация о работе Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта