Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью дaнной работы является изучение поведения потребителя и выявления моделей поведения потребителя, мнений и предпочтений.
Зaдaчи рaботы:
1. дать понятия предпочтений и мнений потребителя
2. выявить факторы, влияющие на поведение потребителя.
3. изучить методы анализа и инструменты маркетинговых исследований изучения поведения потребителя.
4. разработать программу маркетингового исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1.Моделирование поведения потребителей………..............................…5
1.1.Понятие предпочтения и мнения потребителей…..……………..………....5
1.2.Факторы, влияющие на поведение потребителей………………………….6
1.3.Этапы моделирования поведения потребителя……………………….........9
Глава 2. Анализ поведения потребителей…………………………………….11
2.1.Методы анализа поведения потребителей………………………………....11
2.2. Инструменты маркетинговых исследований для анализа поведения потребителей……………………………………………………………………..14
Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителей компании «Комус»……..20
3.1. Краткая характеристика фирмы «Комус» как субъекта рынка офисных товаров; Цели и направления МИ по выявлению особенностей потребителей данной компании……………………………………………………………...…20
3.2.Программа маркетингового исследования по выявлению потребительских мнений и предпочтений компании «Комус»………………………………..…21
Заключение………………………...…………………….…………………...…25
Список использованной литературы……………………………..................27
Приложения……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2KURS.docx

— 71.42 Кб (Скачать файл)

     Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследовании, обусловленная двумя основными причинами. Первая связана с чувством подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей не изъявляет желания участвовать ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также влияет на степень желания участвовать в обследовании. Так, люди находят более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем в почтовом опросе. Обычно используются методы стимулирования желания принять участие в исследовании путем предоставления небольших подарков.

     Анкетирование чаще всего рассматривается как форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы. Особенностью анкетирования является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.

     По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или

групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое

количество  людей (например, трудовой коллектив  предприятия, студенческую группу).

     Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы в бланке интервью. В контексте маркетингового исследования основной характеристикой интервью является то, что оно включает личный обмен информацией между интервьюером и лицом (лицами), являющимся респондентом. При этом интервьюер стремится получить специфическую информацию по исследуемой проблеме, которая обычно связана как с качеством и оценкой предлагаемых продуктов, так и с ценами на них, а также с рекламой. Преимущество интервьюирования, по сравнению с анкетированием, заключается в том, что имеется возможность раскрыть социально-психологические механизмы исследуемых явлений — мотиваций, интересов и предрасположенности потребителей к предлагаемым туристским продуктам и их ценам, причины неудовлетворенности клиентов ассортиментом и качеством предлагаемых услуг.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителя компании «Комус».

3.1. Краткая характеристика фирмы «Комус» как субъекта рынка офисных товаров; Цели и направления МИ по выявлению особенностей потребителей данной компании.

     Компания «Комус» существует на рынке с 1991 года. На сегодняшний день она  занимает лидирующие позиции на российском рынке товаров для офиса и компьютерной техники и является одним из крупнейших поставщиков бумаги, картона и пластиковой упаковки в России. Компания является эксклюзивным дистрибьютором торговых марок Kores, Sax, Bantex и официальным дистрибьютором 110 ведущих производителей 15 стран Америки и Европы.

     Целью компании является: получение прибыли; Удовлетворение потребностей покупателей офисных товаров, повышение спроса на определенные виды товаров.

     Задачи: поддержание широкого ассортимента офисных товаров различных ценовых групп для различных категорий покупателей. Контроль качества поступающего товара.

    Местонахождение:  г. Москва, Проспект Мира, 61/8, стр. 3.

    Компания предлагает  конкурентоспособные цены по всем группам товаров. В ассортименте представлена только качественная канцелярия, офисные принадлежности и товары всемирно известных зарубежных и отечественных производителей.

     Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель являются залогом успешного проведения маркетингового исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам, но и к обострению действительных проблем, связанных с потерями времени.

     Целью данного исследования является:

1) Определить заинтересованных покупателей и моделировать товар для наилучшего удовлетворения их нужд.

2) Зафиксировать  узнаваемость компании и бренда  продукции на данном рынке.

3) Выявить  потребительские предпочтения и факторы принятия решения.

4) Определить круг основных источников информации о продукции.

5) Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду.

     Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Кроме того, в данном исследовании анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса. Появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям.

     Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства.

     3.2.Программа маркетингового исследования по выявлению потребительских мнений и предпочтений компании «Комус». 
     Для того чтобы выявить поведение потребителей компании «Комус», были проведены маркетинговые исследования, которые проводились с помощью анкетирования среди посетителей магазина. В последнее время число покупателей немного сократилось. Здесь представлена программа маркетингового исследования и его результаты. Анкета содержит 10 вопросов (приложение А). По данной анкете был проведен опрос.

Метод исследования - опрос.

Орудием исследования является - анкета потребителей товаров.

Объем выборки - 50 человек.

Респонденты: Мужчины и женщины 18- 60 лет

Результаты  анкетного опроса клиентов компании «Комус» представлены в таблице.

Таблица №1. Результаты анкетного опроса.

Наименование вопроса

Ответы в респондентах

Ответы в процентах

1

Как часто вы посещаете наш магазин?

 

1-5 раз в месяц

16

35

 

6-9 раз в месяц

25

50

 

15-20 раз в месяц

7

12

 

Более 20 раз

2

3

 

2

Откуда вам известно о нашем  магазине?

 

Интернет

8

13

 

TV

3

2

 

Реклама на улице

11

25

 

Знакомые, друзья

28

60

 

3

Объясните выбор нашего магазина

 

Доступные цены

9

15

 

Качественные товары

21

45

 

Широкий ассортимент

19

34

 

Удобное расположение точки

3

6

 

4

Что, по вашему мнению, является самой  сильной стороной магазины?

 

Сервис

6

13

 

Цены

10

20

 

Качество

22

47

 

Ассортимент

12

24

 

5

Что, по вашему мнению, является самой  слабой стороной магазина?

 

Сервис

11

22

 

Цены

19

39

 

Качество

6

12

 

Ассортимент

14

27

 

6

Товары, каких марок вы бы хотели видеть на наших полках?

 

Kores

6

11

 

Bantex

15

30

 

Erich Krauser

19

39

 

Bic

10

20

 

7

Насколько важно для вас наличие в торговом зале консультантов?

 

Это необходимо для меня

22

45

 

Мне это понравиться

17

34

 

Абсолютно безразлично

8

14

 

Это мне только мешает

3

7


    На основание этого анкетного опроса можно сделать вывод о том, что большинство 48% или 24 человека выбрали данный магазин по тому что им нравится качество товаров, ассортимент 25%, цены 20%.

     Более половины респондентов посещают  данный магазин:

– 44% респондентов посещали за последние 3 недели;

– 61% посещали за последний месяц.

     Женщины более активные покупатели:

– за последний  год такие магазины посещали 76% женщин и 46% мужчин;

– женщины  заметно чаще являются ответственными за покупку

– 76% женщин и лишь 36% мужчин являются основными  покупателями в семье;

      «Качество» и «Широта ассортимента» – базовые критерии выбора магазина–   чаще всего именно эти критерий называются первыми:

– 55-45% респондентов называют эти критерии первыми, более половины упомянули их в числе важных критериев.

     Так же было выявлено, что для покупателей очень важна «Система скидок» - около половины респондентов отметили эти критерии.

    Хочется  подчеркнуть, что лояльность к  исследуемому магазину и бренду  на достаточно высоком уровне, более того, большинство покупателей  довольно своими покупками. В  тоже время, расположение магазинов  данной компании оставляет желать лучшего.

     После проведённого анкетирования с посетителями магазина «Комус», следует выполнить следующий план мероприятий:

-Определить  наиболее эффективные инструменты  продвижения товаров на  рынке  данной марки.

-Рассмотреть  преимущества и недостатки по  мнению покупателей и принять соответствующие решения.

     По итогам проекта следует разработать единый аналитический отчёт с общими выводами и путями улучшения маркетинговых стратегий компании.

     Хочется добавить, что эффективность  маркетинговой деятельности предприятий  данного бизнеса в современных  условиях определяется адекватным  выбором и применением маркетинговых  стратегий, которые в свою очередь  разрабатываются, учитывая нужды  потребителей, их предпочтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

   В данной работе мы изучили поведение потребителя и выявили основные модели поведения потребителя, мнений и предпочтений.

   Были решены такие задачи, как:

1. определение понятия  предпочтений и мнений потребителя

2. выявление факторов, влияющих на поведение потребителя.

3. изучение методов анализа  и инструментов маркетинговых  исследований изучения поведения потребителя.

   В ходе работы, приходишь к выводу, что маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности. В условиях рыночной экономики предприятия по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.

   На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), факторы социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.

   До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное понимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

   Изучение потребителей – один из наиболее востребованных видов исследований, ведь именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль. Неудивительно, что клиент находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1) Березин И. М. Маркетинг и исследование рынков. - М.: Русская ледовая литература, 2007. - 219 с.

2) Голубков Е.П. Основы маркетинга.: Учебник. — М.: Финпресс, 2008.

3) Т. Ф. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. – М.: Просвещение, 2003.

4) Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2009. – 160 с.

5) Родионова Л.Н., Кантор О.Г. Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. №1. - с. 63-77.

6) Крыловский К. Журнал "Эксперт". №5. Психология рекламы. СПб.: ПИТЕР, 2006г.

Информация о работе Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей