Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:24, контрольная работа
Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире, за последние 30-40 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований - поведение потребителей.
Актуальность изучения поведения потребителя состоит в том, что главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит во влиянии на это самое поведение.
Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Введение……………………………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения
1.1 Поведение потребителей и их классификация…………………………………..… 4-5
1.2 Факторы, влияющие на поведение потребителей……………………………….….5- 8
1.3 Взаимная обусловленность мотивации и поведения потребителей……………….9-10
1.4 Теории мотивации………………………………………………………………………11
1.5 Процесс принятия решения о покупке………………………………………….… 11-12
Заключение………………………………………………………………………………..…13
Список использованной литературы………………………………………………….…..14
1.3. Взаимная обусловленность
мотивации и поведения
Мотив -
это невидимая, неявная
Мотивация
начинается с присутствия
Мотивы выполняют роль двигателя поступков человека, хотя и далеко не всегда осознанно. В психологии потребителя сделано ряд выводов:
- предметы
для покупателя - это символы,
и отторжение или принятие
их символических значений
- совершить покупку для человека - это значит рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе. Следовательно, люди покупают что-либо с учётом того, что о них скажут другие;
- покупка
может оставлять у человека
чувство тревоги и вины, поскольку
всякий раз, как только
Часть мотивов носит явный характер, покупатель готов их декларировать. Это заявленные мотивы. Например, на вопрос: "Почему вы носите этот костюм?" потребитель может дать несколько ответов: "Он в моде", "Костюмы приняты в нашей компании", "Он мне удобен" или "Он мне подходит".
Однако
у потребителя могут быть и
другие причины, которые он
отказывается признавать или
не знает о них. Эти мотивы
являются латентными, или скрытыми,
неявными. Например, "Он показывает,
что у меня есть деньги",
"Он показывает, что я преуспеваю",
"Он подчёркивает, что я в
отличной форме". Латентные мотивы
чаще всего не полностью
Любой из
вышеуказанных мотивов может
повлиять на покупку.
Мотивационный
конфликт "подход - подход". При
таком конфликте потребитель
должен совершить выбор между
двумя привлекательными
Мотивационный конфликт "подход - избежание". В этом конфликте потребитель стоит как перед позитивными, так и перед негативными последствиями покупки конкретного товара. Например, покупатель статусно-ориентированных продуктов может испытывать вину в стремлении к показной роскоши. Разрешение мотивационного конфликта при покупке предметов роскоши и статуса осуществляется путём лозунга: "Но ведь вы этого заслуживаете". Потребитель, озабоченный лишним весом, может чувствовать себя виноватым, покупая сладкий торт или другую высоко калорийную пищу. Разрешение конфликта происходит путём покупки соответствующих продуктов - йогуртов, тортов со сниженным содержанием калорий, покупкой фруктов.
Мотивационный конфликт "избежание - избежание". Это конфликт, где потребитель оказывается между двумя нежелательными альтернативами. Когда у человека ломается старый холодильник, он может не захотеть тратить деньги на новый и одновременно не желать остаться совсем без холодильника. Этот мотивационный конфликт может быть сокращён возможностью кредита на покупку нового холодильника или ремонт старого.
Знание
мотивации потребителя
1.4 Теории мотивации
Теория
мотивации по 3. Фрейду. Великий психолог
полагал, что люди по большей
части не осознают
Теория мотивации А. Маслоу. Под мотивационными факторами в психологии понимают побудительные причины, определяющие действия человека, в данном случае толкающие покупателей делать покупки на рынках и потреблять товар.
Ученый-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве безопасности, социальные потребности и потребности в самоактуализации. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые насущные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости.
Теория мотивации по Ф. Герцбергу. Фредерик Герцберг — автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами принципиально различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия фактора недовольства — требуется активное присутствие фактора удовлетворения.
1.5 Процесс принятия решения о покупке
• Осознание потребности
Процесс принятия решения о покупке начинается с осознания покупателем потребности или нужды. Потребность может возникнуть под действием внутренних раздражителей, когда одна из естественных человеческих нужд – голод, жажда, половое влечение – становится настолько настоятельной, что превращается в побуждение.
• Поиск информации
Заинтересованный
потребитель может приступить
к поискам дополнительной
• Оценка вариантов
Потребитель
использует информацию для
• Решение о покупке
В целом
решение о покупке сводится
к тому, что потребитель решает
приобрести товар той марки,
которая ему больше всего
• Реакция на покупку
После покупки потребитель испытывает либо чувство удовлетворения, либо неудовлетворения. У него наступает реакция на покупку. Если товар не оправдывает ожиданий, то покупатель не удовлетворен; если товар им соответствует, покупатель удовлетворен; если товар превосходит ожидания, то покупатель более, чем в восторге. Почти каждая крупная покупка вызывает познавательный (когнитивный) диссонанс, т.е. чувство дискомфорта, которое вызвано сомнениями в правильности сделанного выбора; такие сомнения практически неизбежно посещают покупателя после совершения покупки.
Заключение
Основная цель маркетинга –
это удовлетворение
Каждый потребитель обладает
определенными личностными
Маркетологи должны изучать
Приняв решение о покупке
Изучение покупательских
Список использованных источников
1. Алёшина И. В. Поведение потребителей/И. В. Алёшина. - М., 2006.
2. Байбардина Т. Н, Г. Н. Кожухова Г.Н. Поведение потребителей. Практикум. - Издательство: Гревцова, 2011.- 140 с.
3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.
4. Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, 2007.
5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 2008.
6. Зотова Т.А. Поведение потребителей. Теория и практика. - Издательство: Феникс, 2008. - 224 с.
7. Ильин В. И. Поведение потребителей/В. И. Ильин. - Спб, 2008.
8. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ.– М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. – 176 с.
9. Костина Г.Д., Моисеева
Н.К. Поведение потребителей
10. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать завоевать и удержать рынок. - М.: Изд. АСТ, 2006. - 272 с.
11. Песоцкий Е. Реклама и психология потребителя/ Е. Песоцкий. - Ростов - на - Дону, 2007.
12. Сергеев А. М. Поведение потребителей/ А. М. Сергеев. - М., 2006.
Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей