Направления и результаты маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью и задачей данной работы является анализ сущности и роли маркетинговых исследований.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить сущность, цели и принципы маркетинговых исследований;
- изучить методические основы исследования маркетинга;
- рассмотреть правила и процедуры маркетинговых исследований.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение …………………………………………………………
3
Глава 1
Сущность маркетинговых исследований …………………..
5
1.1.
Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований …..
5
1.2.
Процедура маркетингового исследования ………………….
7
1.3.
Кабинетные маркетинговые исследования ………………...
9
Глава 2
Система маркетинговых исследований …………………….
11
2.1.
Сбор первичной информации ………………………………...
11
2.2.
План выборочного исследования …………………………….
15
2.3.
Обработка данных и формирование отчета ………………...
16
Глава 3
Направления и результаты маркетинговых исследований.
19
3.1.
Типичные направления маркетинговых исследований …..
19
3.2.
Использование результатов маркетингового исследова –ния ………………………………………………………………..
22

Заключение ……………………………………………………...
26

Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования. курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Результаты маркетинговых исследований можно представлять в виде доклада, состоящего из письменного отчета и  устного выступления, обзора или  статьи для публикации в научных журналах или в средствах массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления и  использование результатов маркетинговых 

исследований

 

3.1. Типичные направления  маркетинговых исследований

 

Направления маркетинговых исследований определяются возможным набором  объектов для изучения. Существует несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект.

            1. Исследование рынка – систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах. Изучаются тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями.

Исследуются рынки товаров  и услуг в целом, а также  локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура,  возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных  тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.

2. Исследование  конкурентов – это исследование, предполагающее получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождения возможности сотрудничества и кооперации с ними. Оно заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

3. Исследование  потребителей позволяет выявить побудительные факторы, которыми руководствуется покупатель при выборе товара. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители – организации. Здесь разрабатывается классификация потребителей на рынке и прогнозируется ожидаемый спрос. Целью исследования является сегментация потребителя и выбор целевых сегментов рынка.

Очень важно не ошибиться  при выборе целевого рынка. Например, в маленьком городке предприниматель  решает открыть химчистку высшего  класса. При исследовании потребителей выяснилось, что для местных жителей эта услуга слишком дорогая, и они предпочитают стирать дома. Это исследование предупредило разорение фирмы. Таким образом, важно оценить спрос – желание и возможность потребителей купить товар или услугу в определенное время в определенном месте.

4. Исследование  фирменной структуры рынка – это исследование, проводимое с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Объект исследования – коммерческие, торговые и иные посредники, транспортно – экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

5. Исследование  товара – это определение соответствия технико-экономических показателей и качества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит. Объекты исследования – потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследований дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара.

6. Исследование  цены – исследование эластичности спроса по цене, состава затрат на производство товара, текущего уровня цен на товар, возможностей увеличения прибыли. В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров, влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов, поведение и реакция потребителей относительно цены товара.

7. Исследование  товародвижения и продаж – это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследование включает анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Результатом исследования будет определение возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизация товарных запасов, разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.

8. Исследование  системы стимулирования сбыта  и рекламы – преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.

 

3.2. Использование  результатов маркетингового исследования

 

Результаты маркетинговых  решений предназначены для принятия решений в области сегментирования рынка, разработки плана маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы.

3.2.1. Сегментирование  рынка – это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Главной задачей в процессе сегментирования является подбор таких признаков деления потребителей, которые отражают предполагаемые направления формирования потребности в товарах и услугах.

Сегмент – это группа потребителей, одинаково реагирующих на определенный набор стимулов маркетинга, предъявляющих специфический спрос на товар или услугу, обладающих отличительными характеристиками.

Рыночная ниша – это сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.

Рыночное окно – это незанятый конкурентами сегмент потребителей, т.е. его потребности не удовлетворяются в должной мере существующими товарами.

3.2.2. Разработка  комплекса маркетинга. Маркетинговая деятельность в процессе формирования спроса предусматривает воздействие на внешнюю среду с помощью таких инструментов, как товар, его цена, система распределения и продвижения. Все вместе инструменты составляют комплекс маркетинга. Деятельность по управлению свойствами какого-либо объекта называют политикой.

Политика – это  совокупность форм, задач и содержания деятельности, связанной с управлением  конкретным объектом. Формирование свойств  товара предполагает совместные усилия товарной политики.

Товарная политика –  это деятельность, в содержание которой включается обеспечение качества и конкурентоспособности товаров, анализ и прогнозирование жизненного цикла товаров, управление жизненным циклом и конкурентоспособностью товара за счет создания новых или обновления существующих товаров, управление товарным ассортиментом.

Сервисная политика –  это деятельность, направленная на создание подкрепления товара для повышения его конкурентоспособности.

Ценовая политика – это  деятельность по формированию базисных цен на основе группы методов и  стратегий ценообразования, а также способов их варьирования с помощью системы скидок, учета условий поставки и кредитования.

Сбытовая политика –  это деятельность по физическому  и коммерческому распределению товаров, определению стратегии охвата торговых точек.

Коммуникационная политика – это деятельность по представлению товара на рынке с целью создания на него спроса или формирования у потребителей положительного представления о предприятии, т.е. создание его имиджа.

3.2.3. Конкурентоспособность  товара и фирмы. При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Производитель должен определить характеристики прогнозируемой потребности как можно точнее для того, чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и  по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие.

Одна из них жестко связана с изделием как таковым  и в значительной мере сводится к  качеству. Другая - связана как с  экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Заключение

 

 

 Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества на рынке товаров и услуг,  неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом  управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии. Одним из важных моментов являются маркетинговые исследования. Результаты  исследования являются существенным «путеводителем» для фирмы. С их помощью можно предотвратить крах фирмы и разработать стратегический замысел.

Можно сказать, что маркетинговое  исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует  в текущем информационном массиве. Управление процессом маркетингового исследования предполагает: постановку задач маркетингового исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета.

Маркетинговое исследование нацелено на информационно-аналитическое  обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Акулич, М. Как предсказать будущие потребности клиентов. [Текст] / М.Акулич // Новый маркетинг. - 2011. - №1.- С.23-28.
  2. Барышев, А.Ф., Маркетинг [Текст]  / А.Ф.Барышев. – М.: ACADEMA, 2002. – 208 с.
  3. Глущенко, В. В. Менеджмент. [Текст] / В.В.Глшенко. - Системные основы. – М.: НПЦ Крылья, 1996. – 416 с.
  4. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования. [Текст] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. -  №5.- С.7-14.
  5. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования. [Текст] / Е.П. Голубков //   Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. -  №6.- С.33-39.
  6. Диксон, П.Р. Управление маркетингом. [Текст] - Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с.
  7. Завьялов, Л., Демидов Д., Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке. [Текст] / Л.Завьялов. -  М.: 1992. – 416 с.
  8. Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст] / Пер. с англ. В.Б. Боброва. -  М.: Прогресс,  1991. – 271 с.
  9. Лебедок, Д . Маркетинговые исследования как основа построения каналов маркетинговых коммуникаций. [Текст] / Д.Лебедок // Маркетинговые коммуникации. - 2006. - №4. - С.228-232.
  10. Лунев, В.Л., Тактика и стратегия управления фирмой. [Текст] / В.Л.Лунев. - М.: Финпресс, 1997. – 356с.
  11. Маслова, Т.Д. С.Г. Маркетинг [Текст] / Т.Д.Маслова, Л.Н.Ковалик, С.Г.Божук . -  СПб: Питер, 2001. – 320 с.
  12. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг. [Текст] - М.: ЗАО «Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2000. – 640 с.

Информация о работе Направления и результаты маркетинговых исследований