Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического продукта ООО «Сибирь-Алтай». Задачи дипломной работы:
рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,
определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,
провести анализ конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» одним из методов,
на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» и сделать расчет их экономической эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)


Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта

 

Введение

Современный опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость  активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов  рынка – предприятий. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции.

Опыт последних лет  подсказывает, что далеко не все  отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной  продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.

Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более  осложняется постепенным расширением  границы рынка и вовлечением  в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно  правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного бизнеса.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического продукта ООО «Сибирь-Алтай».

Задачи дипломной работы:

  • рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,
  • определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,
  • провести анализ конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» одним из методов,
  • на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» и сделать расчет их экономической эффективности.

Объектом исследования является ООО «Сибирь-Алтай».

Предметом исследования – туристическая деятельность данной компании.

В соответствии с изложенными  целями и задачами диплом состоит  из трех разделов.

В первом разделе рассмотрено понятие конкуренции, ее концепция, дан обзор существующих теорий конкурентного преимущества. Здесь же рассмотрены основы исследования конкурентоспособности продукции.

Вторая глава диплома  посвящена исследованию деятельности ООО «Сибирь-Алтай». В ходе исследования был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также составлен план исследования конкурентоспособности туристического продукта относительно приоритетных конкурентов.

В третьей главе проведено  исследование результатов изучения конкурентоспособности продукции ООО «Сибирь-Алтай». В ходе исследования был реализован традиционный метод.

Кроме того, в третьей  главе разработаны рекомендации по обеспечению конкурентоспособной  продукции ООО «Сибирь-Алтай» и  предоставлено их экономическое обоснование.

 

1. Конкурентоспособность  и завоевание преимуществ в  конкурентной борьбе

1.1 Концепция  конкуренции

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится  к неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации  и которые не могут управляться  организацией.

Чистая конкуренция  возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.

Совершенная конкуренция  – это чистая конкуренция с  двумя дополнительными характеристиками:

  1. Совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка.
  2. Обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.
  3. В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации.

Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией. Состязание также не является конкуренцией, если в ней выигрывает меньшинство, а проигрывают многие. В этом случае результатом является монополия, препятствующая эффективной конкуренции. Неурегулированная монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виде ее социальные последствия.

Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рис. 1).

При оценке угрозы появления  новых конкурентов необходимо руководствоваться  понятием «барьера входа в отрасль», высоту которого определяют следующими факторами:

1. Экономикой масштабов.  Обычно организации, впервые появившиеся  на рынке, начинают деятельность  по сбыту нового продукта в  масштабах существенно меньших,  нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обуславливает при равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки.

Рисунок 1 -  Концепция  конкуренции

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Привычностью марки  товара. Потребители конкретных  товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей.

3. Фиксированными затратами,  связанными с входом в новую  отрасль.

4. Затратами на новые  основные фонды, которые во многих случаях требуется формировать.

5. Доступом к системе  товародвижения. Традиционные производители  могут создать барьеры для  новых производителей на пути  их проникновения в сбытовые  сети. В этом случае новым товаропроизводителям  придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

6. Доступом к отраслевой  системе снабжения.

7. Отсутствием опыта  производства данного вида продукта.

8. Возможными ответными  действиями предприятия отрасли  (отказ в продаже патента и  т. д.).

Что касается угрозы замены данного продукта новыми, то имеется в виду производство продуктов, удовлетворяющих ту потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цены продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, предрасположенность потребителя к замене продуктов.

Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом  рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если поставщики диктуют свои условия предприятиям, то последние находятся в менее выигрышной позиции.

Сила позиции покупателей  определяется следующими факторами:

  • возможностью переключиться на использование других продуктов,
  • затратами, связанными с этим переключением,
  • объемом закупаемых продуктов.

Конкурентная борьба в отрасли между предприятиями  реализуется через рыночные конкурентные стратегии, которые приносят тот  или иной успех в виде желаемого  превосходства над соперниками. Во многих случаях стратегия имеет ценовой и неценовой характер или представляет собой смесь отмеченных факторов.

Обычно стратегии строятся на факторах:

-цена,

-новый/улучшенный продукт,

-расширенный ассортимент,

-технические новшества,

-применение менее  дорогостоящих методов производства,

-сервис, гарантии, стимулирование  и т. д. 

В том случае, когда  в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций трудоемкая задача. Поэтому  круг организаций-конкурентов сужают до круга приоритетных конкурентов. Приоритетными конкурентами для лидера являются лидеры и часть сильных претендентов. Для претендентов – претенденты и некоторые лидеры. Интересы последних больше на с кем не пересекаются, поскольку находятся в разных «весовых категориях».

Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Определение приоритетных конкурентов также можно произвести через опросы потребителей.

М.Е. Портер предлагает конкретизацию приоритетных конкурентов через объединение их в стратегические группы. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентной активности и позиции на рынке. Схожесть должна быть в ассортименте, типах каналов распространения, сервисе, ценах, качестве, типе покупателя.

Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов проводят в следующих направлениях:

  • исследование конкурентоспособности продуктов;
  • исследование конкурентоспособности маркетинговой деятельности;
  • изучение конкурентоспособности фирмы в целом.

 

1.2 Основные  аспекты теории конкурентного  преимущества 

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным  или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

В общем виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных преимуществ относят  к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ  дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

Новые тенденции в  развитии мирового хозяйства в последние  десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как  наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

Причем, по Портеру, конкурентоспособность  не является иммонентным (внутренне  присущим) качеством. Конкурентоспособность  может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

Конкурентоспособность товара можно определить лишь при  сравнении (сопоставлении) его свойств  с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.

В конечном счете более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.

Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно фирмы должны постоянно  совершенствовать товар с целью  более полного удовлетворения потребностей потребителя.

Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о  преимуществе товара.

Оценка степени конкурентоспособности  является сложной задачей. Здесь  можно столкнуться с проблемами двух видов:

  • выбор базовых товаров сравнения,
  • выбор критериев сравнения.

Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые  удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта