Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа
Целями написания данной курсовой работы являются:
освоение основных составляющих понятия удовлетворенность потребителя;
выявление основных методов измерения удовлетворенности потребителя;
практическое изучение модели Кано на примере предприятия;
изучение специфики проблемы обеспечения удовлетворенности потребителя.
В связи с актуальностью описанной проблемы главной задачей курсовой работы стало изучение методологии исследования уровня удовлетворенности запросов потребителей
Удовлетворенность потребителей является результатом взаимодействия, информационных моделей потребителей и бизнес-систем. При этом если воспринимаемая полезность содержит критерии оценки благ как возможных причин удовлетворения потребностей, то понимая полезность – это отражение воспринимаемого образа товара в сознании потребителя, включая гипотезы, объясняющие полезность самого удовлетворения потребностей.
Лояльность потребителей
означает не только устойчивое во времени
предпочтение товаров конкретных производителей,
но и доверие его социальной функции.
Лояльность как показатель доверия
демонстрирует степень
В настоящее время реализация
предложенной модели оценки уровня социализации
бизнеса на уровне эмпирических исследований
возможна на основе интеграции и дополнения
сложившейся отечественной
Удовлетворенность потребителя
также можно рассматривать
Дж. Харрингтон связал эти два явления с «понятием покупательная способность», определяя качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность. Высокое качество Дж. Харрингтон назвал превышением ожиданий потребителя, относительно свойств товара, за более низкую цену, чем он предполагает.
Доктор У.Э. Деминг, определяя первый принцип обеспечения качества, говорил: Качество начинается с услаждения потребителя. Термин «услаждение» как нельзя точно оценивает то состояние потребителя, к которому надо стремиться. Приведем цитату из книги ученика доктора Деминга - Генри Нива: «Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Компания должна стремиться не только удовлетворить ожидания потребителя. Это самое малое, что ей необходимо сделать. Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать».
По данным Японского центра производительности для социально-экономического развития, 40% уходов клиентов происходят по причине плохого обслуживания. Основные факторы обслуживания клиентов:
Неудовлетворение требований потребителя по каждому из перечисленных критериев может вызывать общее негативное отношение к компании, вплоть до ухода клиента. Однако возможность ухода это только одна сторона медали, удержание клиента в большей степени, все-таки услаждение.
На какие же точки следует «давить» компании, стараясь усладить потребителя? Японские консультанты предлагают проводить акупунктуру, используя концепцию «10 P» .
Играя на этих «P», комбинируя
их, компания может разрабатывать
программы привлечения
Опыт японских компаний, их пиетет к потребителю являют собой прекрасный пример того, на каких принципах должен строиться современный бизнес. 8
Японские ученые, в качестве главного критерия, выделяют сервис- обслуживание, работу с клиентами, и, как следствие, организацию и менеджмент. Из-за неэффективного менеджмента возникают безответственность и равнодушие персонала, ведущие к снижению уровня удовлетворенности потребителя.
Дж. Харрингтон выявил зависимость удовлетворенности от покупательной способности, которая, в свою очередь зависит от уровня доходов населения и уровня развития страны в целом.
Дж. Джуран в качестве степени удовлетворенности выделяет понятие «пригодность использования», что также неразрывно связано с экономическим, геополитическим положением.
Понятие «удовлетворенность потребителя» неразрывно связано с макро- и микросредой. Зависимость от социальных, экономических, географических и политических факторов выделяют абсолютно все исследователи. Россия - развивающаяся страна, отстающая от государств Старого света. Но, по мере роста и наращивания потенциала, индекс удовлетворенности будет расти.
ГЛАВА 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Удовлетворение - ощущение довольства или разочарования, возникающее у человека, сравнивающего реальные характеристики приобретенного товара и свои предварительные ожидания9, которые, в свою очередь, формируются на основании предыдущего опыта, опыта друзей и знакомых, информации, полученной из СМИ.
Маркетологи должны тщательно продумывать процесс формирования потребительских ожиданий - завышенные могут разочаровать покупателя, а заниженные, пусть и удовлетворят клиента полностью, не смогут обеспечить достойного уровня продаж.
Стандарт ISO 9004-2000 по сертификации предприятий, в качестве одного из показателей эффективности системы управления качеством предписывает проведение обязательного мониторинга удовлетворенности собственных потребителей.
Средством, для получения объективных результатов такого мониторинга и их использования с целью внесения улучшений в систему управления качеством, являются маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования - это сбор и анализ информации о движении продукции от производителя к потребителю. Причина, по которой используют исследования - снижение неполноты и несовершенства процесса принятия решений. Результаты исследований дают факты, необходимые для маркетинговых решений, определяют пространство и местонахождение рынка конкретной продукции и позволяют выявить значение и соотношение цены, качества, доступности и других факторов, влияющих на лояльность потребителя.10
Существуют следующие методы измерения удовлетворенности потребителя:
Построение модели CSI для каждого предприятия состоит из следующих этапов:
1. Выявление ключевых факторов для проведения исследования;
2. Выявление группы факторов второго порядка;
3. Построение "идеальной" балльной сислемы оценки модели;
4. Разработка анкет для опроса потребителей;
5. Проведение опроса потребителей;
6. Обработка и анализ информации;
7. Расчет значений индекса и оценка его динамики [5].
CSI является инструментом
Когда соблюдены два условия: отобраны верные ключевые факторы, корректно проставлены бальные оценки и расчеты проведены в оговоренный промежуток времени - показатель CSI позволяет детально разобраться в проблемных зонах и, напротив, усилить положительное воздействие компании на ее успешные функции.
Потребителям предлагается заполнить анкету, состоящую из двух частей. Первая часть анкеты по шкале Лайкерта («полностью не согласен» — «полностью согласен») фиксирует ожидания потребителей относительно пяти вышеперечисленных критериев качества. Вторая часть, с помощью аналогичной шкалы, определяет потребительское восприятие качества услуги конкретного предприятия.12
Анализ качества услуги может быть проведен как по каждому из 22 пунктов, так и по группе признаков, относящейся к одному из пяти критериев качества. В последнем случае становится ясным, какой из пяти критериев требует внимания и улучшения и по каким из критериев на предприятии дела обстоят хорошо. Суммарное значение 22 коэффициентов - общий глобальный коэффициент качества товара или услуги.
Эксперименты, применяемые в маркетинговых исследованиях, различаются:
1. по характеру объекта и предмета исследования;
2. по специфике поставленной задачи;
3. по характеру экспериментальной ситуации;
4. по логической структуре доказательства гипотезы [9].
Выделяют два типа экспериментов:
Лабораторные эксперименты предполагают соблюдение определенных искусственных условий, с целью исключить влияние побочных факторов. Помимо контроля над побочными факторами, лабораторные эксперименты являются также более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации [1].
Информация о работе Обеспечение удовлетворенности потребителей