Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:28, реферат
В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придается самое разнообразное смысловое значение. Германский институт маркетинга приводит данные, что в настоящее время насчитывается порядка 2000 определений маркетинга. По существу каждый специалист по маркетингу в своих публикациях дает собственную трактовку этого понятия — от упрощенного до многословного и всеобъемлющего.
Для определения понятия «маркетинг» рассмотрим его основы, предложенные Филиппом Котлером: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Эффект при увеличении спроса. Коммерческим организациям важно обладать большим спросом на свой продукт, так как это приносит большие доходы. В сфере культуры наблюдается обратный эффект. Учреждения культуры, как правило,
не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. «Согласно теории предельной полезности предельные расходы производства дополнительной услуги для удовлетворения растущего спроса могут превышать предельный доход, полученный от реализации дополнительной единицы услуги».7 Отсюда следует, что культурные организации в силу выполнения общественных функций не могут находиться на самофинансировании, а должны ориентироваться на внешние источники финансовой поддержки. Поэтому учреждения культуры пользуются услугами фандрейзинга, который отличается от инвесторов тем, что занимается поиском оборотных средств на реализацию проектов и на деятельность, а не на создание основных фондов. Из этого следует, что технология фандрейзинга наиболее свойственна социально-культурной сфере.
Эффект при росте нововведений и производительности труда. В коммерческих организациях за ростом высокотехнологичных разработок следуют увеличение производительности труда, снижение цен на продукцию и повышение заработной платы работающих в коммерческом секторе. В сфере культуры эти изменения практически отсутствуют. В силу действия двух названных эффектов необходимо подчеркнуть особую направленность ценовой политики культурных организаций. В культурной сфере она складывается, например, из разделения цен на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры) и по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане, а также индивидуалы и группы). Уровень цены формируется в зависимости от времени посещения культурной организации (день—вечер, открытые—закрытые часы работы) и популярности, уникальности выставок, концертов, спектаклей. Кроме того, культурные учреждения применяют привилегии для покровителей, спонсоров,
друзей и других категорий. При ценовой дискриминации в сфере культуры уровень цены на благо устанавливается в зависимости от материальной обеспеченности отдельных групп населения и дает доступ к потреблению различным социальным слоям.
Положение на рынке. Деятельность учреждений культуры связана с рядом особенностей рынка, к которым относятся наличие внешних эффектов, информационная асимметрия и локальная монополия. Большинство услуг культурных организаций относятся к общественным благам. В отличие от частных благ потребление таких услуг сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе, но и другие группы населения или общество в целом. В качестве внешних эффектов в сфере культуры могут выступать повышение уровня образования, рост духовного потенциала общества и т.д.
Следующая особенность рынка, характерная для сферы культуры, — это информационная асимметрия, которая заключается, с одной стороны, в отсутствии полной информации у потребителей о свойствах предлагаемого продукта, а с другой стороны, в отсутствии определенного уровня подготовки потребителей для оценки качества самого продукта. Таким образом, информационная асимметрия на рынке
культуры затрудняет оптимальный выбор услуг потребителями. Как следствие, это ведет к потере производителями части потенциального рынка.
Продвижение продукта. Из четырех элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование продаж, прямой маркетинг, общественные связи и реклама) три элемента находят применение в сфере культуры — реклама, прямой маркетинг и общественные связи. Различие сущности рекламы, прямого маркетинга и общественных отношений основывается на связи их с финансовыми целями. Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры, так же как и в области бизнеса, направлены на дополнительный приток денежных средств. Управление же общественными связями организации ориентируется на создание ее имиджа, репутации. Конечно, четких границ между этими двумя элементами комплекса продвижения услуги провести нельзя, так как сама реклама и прямой маркетинг воздействуют на создание репутации организации, и расширение общественных связей приводит к увеличению числа посетителей и покровителей.
Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры по сравнению с коммерческим сектором имеют сходства и различия. Коммерческое предприятие, преследуя с помощью рекламы и прямого маркетинга цели увеличения числа продаж, завоевания новых рынков, продвижения созданного товара, ориентируется в конечном итоге на рост доходов от реализации продукции (услуг) или чистой прибыли. Культурная организация, привлекая дополнительных посетителей и покровителей с помощью рекламы и прямого маркетинга, использует данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. «Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры — эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе».8 В организации рекламы и прямого маркетинга сфера культуры и коммерческий сектор имеют больше сходства, чем различий.
Персонал. В сфере культуры в качестве персонала выступают сотрудники специально созданных в крупных организациях отделов маркетинга, развития и связей с общественностью. В небольших учреждениях культуры они обычно объединены в единую службу или их функции переданы другим внутренним структурам. Работа по контракту с внешними маркетинговыми агентствами, при их более широких возможностях и более высоком качестве работы, носит непостоянный характер и отличается высокими издержками.
В мировой практике существуют две основные модели организации маркетинговой деятельности в сфере культуры — американская и французская. Американская модель в большей степени направлена на привлечение
индивидуальных, корпоративных и государственных финансовых вложений в некоммерческую организацию. Объектами маркетинга в данном варианте являются друзья учреждения, спонсоры, меценаты, фонды и органы государственной власти. В организационной структуре американского учреждения культуры главную роль играет отдел развития. Французская модель организации маркетинговой деятельности в сфере культуры является противоположной американской. Основное внимание здесь уделяется не привлечению потенциальных спонсоров, а созданию и удовлетворению спроса посетителей. В американской модели существуют те же разновидности услуг культурной организации, но их отличие состоит в том, что они преследуют прежде всего финансовые цели, а не задачи максимального удовлетворения потребительского спроса. Общей чертой американской и французской моделей является наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа организации. Внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время в России формируется промежуточная модель организации маркетинга в сфере культуры. Ее отличительной чертой является сочетание различных элементов из американской и французской моделей. Многие российские культурные организации продолжают советские традиции работы с посетителями, которые близки к французской модели.
Так как государство уже не в состоянии полностью обеспечивать учреждения культуры, им приходится дополнительно заниматься привлечением финансовых средств на покрытие текущих и капитальных расходов. В организационной структуре управления российских учреждений культуры формируются отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и сектора связей с общественностью. Но штат данных отделов и выполняемые ими функции существенно ограничены. Рассмотренные выше принципы маркетинга в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.9
2.2. Социальный характер маркетинга
По мере развития теории и, особенно
— практики маркетинга все более отчетливо
проявлялся не только коммерческий или
даже общеэкономический, но и социальный
характер маркетинга.
в работе у Тульчинского «Маркетинг в
сфере культуры» это объясняется, во-первых, взаимосвязью с социальными
последствиями маркетинга и связанной
с ними необходимостью учета (ответственности)
социальных эффектов маркетинговых решений.
Это ставило задачи учета долговременных
общественных целей (социально-этический
маркетинг), потенциальных угроз традициям,
нормам и другом сторонам культуры. В самом
деле, "социальная агрессия" маркетинга
может приводить к ущербу окружающей среде,
здоровью, нравственности, навязыванию
нерациональных навыков и образа жизни,
проталкивать недоброкачественные товары
и услуги, наносить экономический ущерб
гражданам и обществу в целом. Достаточно
напомнить в этой связи проблемы производства
алкоголя и многочисленных антиалкогольных
кампаний.
Во-вторых, чем дальше, тем больше
можно и нужно было говорить о социальной
направленности маркетинга. Собственно,
маркетинг изначально социален, т. к. направлен
на удовлетворение потребностей (запросов,
интересов, намерений населения), опирается
на социологические методы сбора и анализа
информации. Причем дифференциация потребителей
осуществляется по тонким основаниям
типа образ жизни, социально-культурные
ориентации, поведение и т. п. Начинаясь
с изучения образа жизни, маркетинг "на
выходе" реализации проекта или программы
имеет формирование определенного образа
жизни. По сути дела, маркетинг — очень
мощная и хорошо интегрированная технология
социально-культурных нововведений.
Кроме того, маркетинг должен
учитывать существующее законодательство,
интересы властей, общественных движений,
т.е. действовать в широком социальном
контексте. Более того, маркетинговое
воздействие на потребителей, социальную
среду, особенно в плане продвижения (реклама,
public relations, стимулирование продаж), по
сути дела — воздействие социально-психологическое.
В принципе, в настоящее время маркетинговый
подход может быть применен не только
к социально-культурной сфере, но и к политике,
к деятельности государства. Последнее
выступает в качестве и производителя
и потребителя товаров и услуг. В первом
случае речь идет о маркетинге государственных
предприятий и учреждений, политическом
маркетинге государственных структур.
Во втором — о закупочной деятельности
государства, госзаказах. Такие госзаказы
на товары и услуги для конкретных групп
населения (детей, социально незащищенных
и т. п.) — типичны для сферы культуры. Государство участвует в маркетинге
не только непосредственно, но и косвенно:
в виде регламентирования условий рыночной
деятельности (борьба с монополизмом,
создание законодательной базы маркетинга),
защиты потребителей (контроль за качеством
товаров и услуг, борьба с анти социальным
потреблением, гос. поддержка потребительских
движений и объединений).10
Социальный маркетинг влияет
на возникновение социальных перемен
в образе жизни, идеалах, ценностях, нормах.
Поэтому социальный маркетинг касается
таких сфер как культура, искусство, образование,
здравоохранение, религия, политика и
т. д. СМ — это маркетинг идей, программ,
личностей, социально значимых объектов,
мест, социальных институтов. Социальный
маркетинг предполагает использование
маркетинговых технологий не только в
коммерческом обмене, но и в обмене, не
предполагающем получения прибыли, а также
усиления роли потребителя (индивидуального
и общества в целом) в коммерческом и некоммерческом
обмене.11
Некоммерческие организации
ведут специфический бизнес: у них своя
конкуренция, рынки, их сегментацию, сбыт,
продвижение, включая рекламу, критерии
эффективности. Поэтому они нуждаются
в специфическом менеджменте, включая
маркетинг.
3. Маркетинговые исследования в сфере культуры
Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью. Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что маркетинг тесно связан с потребительским поведением на рынке культурных услуг. В политике маркетинга сферы культуры повторения практически исключены, поэтому необходим индивидуальный подход для разных рыночных ситуаций. Следовательно, маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, в то время как спектр предпочтений и вкусов потребителей культурных услуг довольно широк.
Культурные явления и процессы, как правило, непредсказуемы, часто не имеют объективных критериев для оценки, описываются только субъективными характеристиками. Поэтому возникает настоятельная потребность в комплексном, систематическом изучении общественного мнения, его всестороннем учете при принятии важных управленческих решений по регулированию культурных процессов, которая определяет необходимость в проведении постоянных маркетинговых исследований.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинга в сфере культуры, выступает ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Следует отметить, что наиболее приемлемыми методами маркетингового исследования для области культуры являются методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. На практике при проведении конкретного маркетингового исследования обычно используется не один, а несколько типов исследований, причем в любой последовательности. Информация, собираемая в ходе маркетинговых исследований, необходима всем учреждениям культуры. Для сотрудников театров, музеев, библиотек и иных досуговых организаций важно знать состав своей аудитории, мотивы, предпочтения, ожидания и замечания посетителей.
В статье у Пучковой Е.И. деятельность учреждений культуры по сбору маркетинговой информации может включать в себя следующие виды работ:
Информация о работе Определение маркетинга в социально-культурной сфере