Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы
планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как
правило, ограничивается описанием организационной структуры управления
предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы
маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия.
Введение
......................................................................................................................
3
I. Место маркетинга в системе управления предприятием
...........................5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления
предприятием
...................................................................11
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия...........16
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.......24
V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия............................30
Заключение
............................................................................................................
35
Список литературы
.................................................................................................
36
информацией главного управляющего по исследованию рынка, подчиненного
маркетинг - директору. Через главного управляющего по исследованиям рынка
исходная информация
поступает к маркетинг –
товаров).
При такой организации маркетинга происходит специализация и появляется
возможность координировать усилия отдельных сотрудников в русле общих целей и
задач предприятия. Товарная ориентация наиболее ярко проявляет свои
положительные свойства, когда требования к рекламе, организации сбыта и
обслуживания, упаковке и т.д. существенно различаются для каждого товара.
Недостатком этой ориентации является то, что существует много дублирующих
друг друга (в функциональном смысле) подразделений.
Региональная ориентация
организационной структуры
своей структуре аналогична товарной, однако здесь за основу берется
разделение не по товарам, а по рынкам. Этот принцип положен в основу
маркетинга в случае, если предприятие выступает на большом количестве рынков,
а номенклатура товаров при этом не слишком велика или достаточно однотипна.
Региональная ориентация
позволяет более глубоко
покупателей; национальные, политические, экономические и иные особенности
регионов; формировать спрос и стимулировать сбыт; учитывать региональные
особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки и т.д.
недостатки данной организации маркетинга те же, что и при товарной
организации.
Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами
товарной и региональной ориентации, некоторые предприятия прибегают к
сегментной (направленной на покупателя) ориентации службы маркетинга, которая
заключается в том, что с каждым определенным сегментом потенциальных
покупателей (независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент
находится) работает отдельный специалист. При такой весьма сложной
организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб
предприятия.
Под сегментацией, как известно, понимается деление всех покупателей, где бы
они не находились, на определенные группы (сегменты), характеризующиеся
общностью основных требований к товару, а также единой мотивацией покупок.
Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в
соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и
производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и
прогнозирование.
Для осуществления маркетинговой деятельности могут создаваться временные
организационные подразделения в форме целевых рабочих коллективов или
рисковых групп, дающих возможность гибко и оперативно решать неординарные
комплексные задачи и задачи повышения новизны. В отличие от других
структурных подразделений они самостоятельны в оперативной работе и выборе
путей решения задач.
При обосновании ориентации маркетинговых служб необходимо учитывать
требования к их функционированию. Создаваемые структуры должны обеспечивать
гибкость, адаптивность и мобильность системы; прямую и обратную связь между
маркетинговыми функциональными службами общего управления предприятием;
относительную простоту структуры; соответствие структуры маркетинговой службы
степени ее эффективности и объему продаж предприятия, специфике ассортимента
производимой продукции и услуг, числу и объему рынков сбыта и их
характеристикам.
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.
Современная научно-техническая революция, изменения в технике и технологии
производства, формах организации сбыта продукции и ее технического
обслуживания тесно связаны с формированием и развитием системы маркетинга.
Мировой опыт показал, что производство должно ориентироваться на известный
рынок, т.е. на хорошо изученные потребности и спрос конкретных потребителей с
активным использованием маркетинга.
Как известно, маркетинг, от английского market – рынок, представляет собой
систему организации и управления всеми сторонами активной деятельности
предприятия, в основе которой лежит принцип организации производства таких
товаров, которые можно прибыльно продать на рынке, воздействуя на
потребителя, возбуждая у него интерес к изделию и стимулируя желание
совершить покупку. Ориентация на потребителя – такова суть современного
маркетинга. Важнейшие цели маркетинга – активный контроль над рынком и
ценами, ведение активной ценовой политики, выявление потребительского спроса
и ориентация производства на него, разработка, выпуск и сбыт изделий, на
которые покупатель предъявляет спрос.
Маркетинг, как функция управления, нацелен на решение следующих
управленческих задач:
-
обоснование целесообразности
этой или иной продукции (товара, услуги) путем выявления существующего или
потенциального спроса;
-
организация научно-
конструкторской деятельности по созданию и предоставлению услуг, отвечающих
запросам потребителей;
-
координация и планирование
деятельности предприятия;
-
организация и
реализации продукции;
- регулирование и направление всей деятельности предприятия,
включая текущее
оперативное руководство
упаковкой, продажей, рекламой, техническим и сервисным обслуживанием, на
расширение и стимулирование сбыта продукции.
Практическое применение маркетинга предприятиями способствует осуществлению
важнейшего социально-
удовлетворению потребностей и спроса потребителей. Один из наиболее
авторитетных американских маркетологов Д. Мак-Катрик следующим образом
выразил эту особенность современного маркетинга: «Маркетинг – это процесс
изучения и формирования потребительских запросов и оценок, и использование
всех ресурсов и средств фирмы для их удовлетворения в целях получения прибыли
и для особенной пользы потребителя».
В условиях развития рыночной экономики, методов управления, расширения прав и
самостоятельности
предприятий принципиально
экономического поведения как производителей продукции на рынке, так и всей
хозяйственной деятельности. Непременным требованием становится переход к
формированию производственных программ и ассортимента продукции на основе
тщательного изучения потребительского спроса. Это требует четкой системы
последовательного проведения в жизнь социально-активной производственно-
сбытовой политики, способствующей удовлетворению общественных и
индивидуальных потребностей в соответствующей продукции; повышению
конкурентоспособности выпускаемых изделий; ускорению реализации производимых
товаров и оборачиваемости вложенных средств.
Проведение маркетинговой политики требует перестройки всей системы управления
производством, повышения эффективности деятельности всех подразделений и, в
конечном итоге, подчинение всех элементов жизненного цикла продукции
интересам рынка. Совершенствовать свою деятельность должны все службы: от
конструкторских и технических, до подразделений технического и ремонтного
обслуживания. Первостепенное значение при этом придается службам маркетинга.
К службе маркетинга относятся: отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы
продукции (маркетинга), отдел сбыта, отдел технического обслуживания
выпускаемой техники. Отдел маркетинга является новым подразделением, поэтому
остановимся на нем более подробно. Отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы
продукции (маркетинга) призван решить следующие важнейшие задачи:
-
разработка краткосрочной,
стратегии маркетинга;
- исследование факторов, определяющих структуру и динамику
потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка;
- изучение спроса на продукцию предприятия и разработка
долгосрочных, среднесрочных
и краткосрочных прогнозов
выпускаемой технике;
-
исследование потребительских
предъявленных к ним покупательских требований;
-
ориентация разработчиков и
требований к выпускаемой технике;
-
организация рекламы и
Структура отдела маркетинга включает в себя бюро прогнозирования и
планирования маркетинга, бюро изучения рынка сбыта и спроса, бюро рекламы.
Бюро прогнозирования и планирования маркетинга решает задачи:
1)
разработки прогнозов
спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой
к постановке на производство;
2) разработки краткосрочной (1-2 года), среднесрочной (до 5 лет) и
долгосрочной стратегии маркетинга;
3) разработки рекомендаций по формированию производственных
мощностей и плана производства.
Бюро изучения рынка сбыта и спроса занимается:
- исследованием факторов, определяющих структуру и динамику
потребительского спроса па продукцию предприятия (исследованием конъюнктуры
рынка);
- изучением спроса на продукцию предприятия;
-
определением
- исследованием потребительских свойств производимой