Организация маркетинговой службы на предприятиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

маркетинговой службы предприятия и разработка предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере предприятия.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются:
1. Рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
2. Рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
3. Разработка мероприятий по оптимизации организации маркетинговой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..4
1 Теоретические основы службы маркетинга на предприятии ……………......5
1.1 Понятие и значение службы маркетинга на предприятии……...….……....5
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии…………..11
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…...17
2 Анализ организации маркетинговой службы на предприятии ООО «Типограф»……………………………………………………………………... 19
2.1 Краткая характеристика ООО «Типограф» ……………………………….19
2.2 Исследование макросреды как фактора, влияющего на маркетинговую деятельность ООО «Типограф»………………………. ……………………….19
3 Разработка мероприятий по оптимизации организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Типограф»……... ……………………..22
3.1 Формирование единой службы маркетинга на предприятии ООО «Типограф»............................................................................................................22
3.2 Выявление структуры новой службы на предприятии ООО «Типограф»………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников …………………………….....................26

Вложенные файлы: 1 файл

Организация маркетинговой службы на предприятии.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..4

1 Теоретические основы  службы маркетинга на предприятии  ……………......5

1.1 Понятие и значение  службы маркетинга на предприятии……...….……....5

1.2 Возникновение и развитие  служб маркетинга на предприятии…………..11

1.3 Место службы маркетинга  в системе управления предприятием…...…...17

2  Анализ организации  маркетинговой службы на предприятии  ООО «Типограф»……………………………………………………………………... 19

2.1 Краткая характеристика  ООО «Типограф» ……………………………….19

2.2 Исследование макросреды как фактора, влияющего на маркетинговую деятельность ООО «Типограф»………………………. ……………………….19

3 Разработка мероприятий  по оптимизации организации маркетинговой  деятельности на предприятии   ООО «Типограф»……... ……………………..22

3.1 Формирование единой службы маркетинга на предприятии ООО «Типограф»............................................................................................................22

3.2 Выявление структуры  новой службы на предприятии ООО «Типограф»………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованных источников …………………………….....................26

ВВЕДЕНИЕ

Работа предприятий в условиях рынка  требует от их руководителей  и специалистов, глубоких и всесторонних знаний рыночной экономики, методологии  комплексного исследования рынка, основ  стратегического планирования, принципов  и методов конкурентной борьбы для  укрепления позиции на рынке.

Получить эти необходимые знания позволяет маркетинг как концепция  рыночного управления. Теоретический  и прикладной анализ зарубежного  опыта показывает, что наиболее оптимальным  в условиях рынка является именно маркетинг.

Маркетинг-это цельная наука о руководстве предприятием для достижения высоких результатов в удовлетворении человеческих потребностей с минимальными затратами средств. В этом и заключается наибольший эффект маркетинговой деятельности.

Переход к рыночным отношениям в  управленческих структурах предприятий  любой организационно-правовой формы  неизбежно связан с формированием  маркетингового подхода к решению  проблем управления производственно-сбытовой деятельностью в интересах потребителя. Маркетинговый подход при решении  стратегических и тактических задач  позволяет предприятиям очень гибко  маневрировать имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Перечисленные выше условия превращают маркетинг в фундамент организации  и планирования всей производственно-сбытовой деятельности предприятия, а управление маркетингом - в важный элемент системы  управления им.

Процесс управления маркетингом довольно сложный и требует значительных затрат, но несмотря на это, каждое предприятие  заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой деятельностью. С этой целью на предприятии необходима организация службы маркетинга, то есть специализированного подразделения, действующего на основе принципов и методов маркетинга.

При формировании организационной  структуры управления предприятием в условиях рынка службе маркетинга должен отдаваться приоритет, так как  она призвана интегрировать в  своей деятельности не только рыночную, но и производственную, сбытовую и  финансовую политику. Эта служба представляет собой мозговой центр и источник информации. Только она на базе маркетинговых  исследований состояния спроса и  его динамики, а также конъюнктуры  рынка принимает решения о  целесообразности, перспективности  и прибыльности производства того или  иного продукта, необходимого потребителю.

В современных условиях служба маркетинга является очень важным, если не самым  важным подразделением предприятия. Нужно  знать как правильно и с  наибольшей эффективностью организовать эту службу.

Деятельность любого предприятия охватывает практически все вопросы его взаимодействия с рынком. Поэтому в настоящее время организации-участники отечественных и зарубежных рынков вынуждены использовать весь комплекс маркетинговых инструментов для успешного товародвижения и осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является:  Изучение деятельности маркетинговой службы предприятия и разработка предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере предприятия.

Задачами, которые  необходимо решить для достижения указанной  цели, являются:

  1. Рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;

2. Рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;

3. Разработка мероприятий по оптимизации организации маркетинговой деятельности на предприятии.

Объектом исследования выступает  предприятие ООО «Типограф », осуществляющая издательскую деятельность и оказание полиграфических услуг. 

Предметом исследования являются основы организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Типограф ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы службы маркетинга на предприятии

 

1.1 Понятие и значение службы маркетинга на предприятии

 

Вся деятельность компании – закупочная политика, производственно-техническая  политика, кадровая политика, способы  продажи и каналы сбыта, маркетинговая  политика – это тактические мероприятия, направленные на достижение глобальных стратегических целей. Необходимость стратегического подхода нужна для осуществления своего дальнейшего развития. Ассортиментная политика тесно связана с закупочной и логистической деятельностью и образует единую стратегию организации.

Стратегия заключается в том, чтобы руководство четко понимало пути и способы достижения поставленных количественных (финансовых) и качественных целей. В этом к суть разработки стратегии – каким путем достичь оборота в 1 миллиард рублей в месяц, что надо для этого сделать, каких конкурентов учесть, что и каким покупателям продавать, каких поставщиков выбрать в партнеры. [3, стр.297].

Если работая, использовать псевдостратегию  «как пойдет», то рано или поздно столкнешься  с такими обстоятельствами, которые  могут серьезно повлиять на бизнес. По статистике, лишь пять процентов  из общего числа вновь созданных  предприятий можно считать успешными. Примерно треть новых предприятий  закрываются в течение первого  же года своей деятельности. По причине  того, что руководитель не проявил  должного внимания к стратегии предприятия, пустив ситуацию на самотек и решая  только текущие дела. Успешно решая  оперативные задачи (договориться, вывезти, завезти, установить, распечатать, оплатить, растаможить, нанять, уволить  и т. п.), не увидели главного –  того, что требует потребитель  и диктует рынок.

С начала возникновения рынка  в основе производства товаров и  оказания услуг господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо  рынок безграничен». Предприятие  в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой продукции  и повышения ее качества при одновременном  снижении издержек производства.

В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось  мощным стимулом к развитию массового  производства на основе использования  результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что  производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок  товаров стал характеризоваться  большей насыщенностью. Это усилило  конкуренцию между производителями  за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов  ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель  со всеми своими специфическими потребностями и желаниями [1, стр.166]. Сложившаяся ситуация создала предпосылки для возникновения и направления деятельности, на предприятии, которое получило название «маркетинг».

Маркетинг в переводе с английского означает «действие на рынке», т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции [1, стр.169].

Рассмотрим виды деятельности, представленные на Рисунке 1.1

 


 


 

 


 

 

 

Рисунок 1.1 – Виды деятельности предприятия

 

Исходя из Рисунка 1.1, рассмотрим каждую деятельность предприятия подробнее:

Производственная деятельность предприятия, связанная непосредственно с изготовлением продукции и оказанием услуг, должна строиться так, чтобы обеспечивать рациональное использование наличных производственных ресурсов, постоянное снижение издержек производства и выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка. Это достигается соответствующей организацией производства, выбором технологии и оборудования, оптимальным использованием производственных площадей.

Финансово-экономическая деятельность-это экономическое обоснование выгодности развития производства тех или иных товаров или оказания услуг на кратко-, средне- и долгосрочные периоды времени, расчеты экономической эффективности внедряемых видов продукции и техники, а также рациональное распределение сырья, материалов и оборудования между производственными подразделениями, чтобы обеспечивать высокую рентабельность, непрерывность работы и выпуск высококачественной продукции.

Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке.

В условиях перехода к рыночной экономике является служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Предметом деятельности маркетинговой  службы на современном предприятии  являются хозяйственные связи с  заказчиками товаров и услуг, дистрибьюторскими, маркетинговыми и  логистическими центрами, поставщиками материальных ресурсов и услуг; общественные связи со средствами массовой информации, с органами исполнительной власти; внутрикорпоративные управленческие отношения с подразделениями и службами компании [2, стр.451].

Службу маркетинга возглавляет  заместитель директора предприятия  по маркетингу (коммерческой работе), или  маркетинг-директор. Он несет ответственность  за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников  должны полностью охватить функции  отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, специалисты по ценам, сбыту, рекламе  и др. Для выполнения исследовательской  работы могут также привлекаться эксперты из научно-исследовательских  центров, которые специализируются по этим вопросам. Необходимо, чтобы  должностные инструкции предусматривали  самостоятельность и ответственность  работников.

Организационное построение службы маркетинга, которое определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия, основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах. (см. Рисунок 1.2)

              


 



 

 

 

Рисунок 1.2- Подходы к управлению

 

Рассмотрев Рисунок 1.2 можно сделать вывод, что организационное построение службы маркетинга основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах.

Рассмотрим каждый из подходов:

Функциональный ориентируется на постоянную структуру деятельности службы маркетинга по выполнению ее основных функций в координации с другими подразделениями;

 Дивизиональный выделяет отдельные направления деятельности;

Матричный предполагает образование гибких организационных структур, формирующихся на определенные периоды времени для разработки конкретных проектов, программ, заданий.

Существуют так же структуры  управления организациями, которые  представляют собой совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Рассмотрим главные структуры управления на Рисунке 1.3.


 


 

 


 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Структуры управления организации

 

Исходя из Рисунка 1.3 видно, что к структурам управления относятся: традиционная(функциональная), дивизионная, матричная структуры управления.

Проанализируем каждую из структур:

Традиционная функциональная структура ориентируется на отдельные функции маркетинговой деятельности. Отношение в таких отделах базируется на прямых вертикальных связях типа «руководство — подчинение». Такая структура наиболее распространенная и простая. В подчинении вице-президента по маркетингу находится аппарат, осуществляющий следующие функции: изучение рынка, планирование производства новых товаров, рекламирование и продажи новых товаров, обслуживание и др.

Информация о работе Организация маркетинговой службы на предприятиии