Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:45, курсовая работа
Переход от плановой к рыночной экономике обусловил появление конкуренции. Казахстанские предприятия в условиях переходной к рынку экономики с целью обеспечения успешного функционирования и получения прибыли вынуждены производить конкурентоспособную продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков в Республике Казахстан послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельност
Все задачи, которые будет ставить служба маркетинга перед службой производства должны быть реальными, должны в обязательном порядке учитываться все слабые и сильные стороны службы производства, а также ее реальные возможности [2].
Взаимодействие службы маркетинга и службы финансового казначейства. Служба маркетинга одной из своих задач ставит получение прибыли от продаж продукции, которую производит и реализует организация. В свою очередь постановка данной задачи подразумевает расчет планируемой прибыли от реализуемой продукции и затрат на изготовление и продвижение продукции на рынок. Здесь служба маркетинга совместно со службой производства создают линейки только той продукции, которая соответствует спросу со стороны конечных потребителей и приносящей прибыль.
Взаимодействие службы маркетинга со службой сбыта.
Служба маркетинга в своей непосредственной деятельности выполняет функцию прогнозов о планируемом развитии спроса на продукцию, выпускаемую организацией. Прогнозы службы маркетинга помогают службе сбыта решить ряд возможных проблем, а именно:
Взаимодействие службы маркетинга со службой управления персоналом
Служба маркетинга,
как и любая другая служба компании,
подразумевает наличие в данной
подразделении
Служба маркетинга, которая функционирует на сегодняшний день, как мы уже убедились из описанного выше взаимодействия с другими подразделениями предприятия, выполняет различные функции. К таким функциям относят продуктовая, сбытовая, исследовательская и т.д. Управление этими функциями возложено на персонал службы маркетинга, во главе которого находится должность директор по маркетингу или начальник отдела по маркетингу.
Сама же служба маркетинга по своим функциональным обязанностям будет зависеть от ряда особенностей того предприятия, на котором она формируется, а именно от размера компании и принятой в ней системы управления.
Методы и принципы организации службы маркетинга. Существуют следующие принципы организации службы маркетинга:
При создании службы маркетинга на предприятии необходимо обратить внимание на вопросы:
Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу. Если фирма очень маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного человека. Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т.д. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга. Если фирма большая, в ней обычно работают несколько специалистов в области маркетинга: продавцы, управляющие службой сбыта, исследователи маркетинга, специалисты по рекламе, управляющие производствами простых и марочных товаров, управляющие по сегментам рынка и работники службы сервиса для клиентов [3].
Существуют
необходимые условия
Важным этапом является контроль эффективности деятельности службы маркетинга. Для получения контрольной информации, позволяющей принимать решения о продолжении или корректировке принятой линии, существуют три типа маркетингового контроля.
Таким образом, все вышеизложенные методы и принципы обеспечивают эффективное функционирование маркетинговой службы на предприятии.
Таким образом, служба маркетинга на предприятии – это одно из важнейших звеньев в управлении фирмой. Совместно с другими видами деятельности (финансовой, производственной, сбытовой, технологической и т.д.) она образует единый интегрированный процесс, который направлен на удовлетворение рыночных запросов и получение прибыли. Служба маркетинга, в первую очередь, призвана обеспечивать адаптивность фирмы к условиям внешней среды, которые находятся в постоянных изменениях, и к требованиям потребителей. Благодаря этому интересы рынка становятся значимее интересов отдельных видов деятельности компании, что дает возможность достичь эффективных результатов.
1.2 Формы организации службы маркетинга
Организация службы маркетинга на предприятии состоит из следующих мероприятий:
Служба маркетинга может быть двух типов – центральная служба маркетинга или оперативная служба маркетинга. Центральные службы маркетинга координируют, планируют и контролируют маркетинговую деятельность компании. Оперативная служба маркетинга занимается оперативным решением текущих вопросов.
Организационная структура службы маркетинга должна строиться на основании следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты, потребительские рынки.
Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:
Функциональная организация службы маркетинга предполагает, что ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц. Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела.
Функциональная организация эффективна, если производственная и сбытовая деятельность фирмы постоянна и однообразна. Непригодна для решения принципиально новых проблем, быстрой реакции на изменяющуюся рыночную ситуацию. Ее применяют небольшие фирмы, выпускающие ограниченное наименование продуктов и реализующие продукцию на малом рынке, и крупные предприятия, производящие товары, уникальные по своим техническим характеристикам. Функциональная маркетинговая структура выступает базовой для остальных форм. Схема функциональной организации службы маркетинга представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Функциональная организация службы маркетинга
Товарная организация службы маркетинга. Весь маркетинг разделяется по отдельным товарам и товарным группам.
При товарной организации по каждому товару имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Схема товарной организации службы маркетинга представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Товарная организация службы маркетинга
Эффективна
для предприятий с широкой
номенклатурой товаров и при
их реализации на большом
Товарно-функциональная организация службы маркетинга – это сочетание функционального и товарного подходов, при котором по горизонтали имеет место административное подчинение специалистов группы, а по вертикали – функциональное подчинение.
Рыночная организация
службы маркетинга – это такая
структура управления маркетингом,
в которой управляющие отдельны
Рыночная организация службы маркетинга целесообразно для предприятий, выпускающих однородную продукцию, предназначенную для рынков различного типа, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания. Рынком может выступать отрасль промышленности либо сегмент однородных покупателей. Введение должности управляющего по рынку ставит запросы покупателей в центр внимания. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга.
Рисунок 4. Рыночная организация службы маркетинга
Для преодоления ограниченности товарной и рыночной организации крупные предприятия, выпускающие широкую номенклатуру товаров и работающие на многих рынках, используют товарно-рыночную организацию.
Товарно-рыночная организация – это сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам отвечают за развитие выгодных рынков для существующих и потенциально возможных товаров. Схема товарно-рыночной организации представлена на рисунке 5.
Для большинства компаний рекомендуется организация службы маркетинга по функциональному типу. Обычно в компаниях каждое подразделение службы маркетинга соответствует одному звену структуры: отдел исследований занимается маркетинговыми исследованиями, отдел рекламы – рекламой, отдел развития регионов – маркетингом в регионах и т.п. Такая структура присуща небольшим компаниям с логично выстроенным коротким перечнем продукции или услуг. Такие предприятия производят, как правило, индивидуализированный товар, а рынок, на котором они существуют – однороден и стабилен. Недостатками такой структуры являются отсутствие специализированных подразделений службы маркетинга (продуктовые отделы, региональные отделы и др.) – это может вызывать затруднения при разработке и выводе новой продукции или услуг на рынок.
Информация о работе Организация служб маркетинга на предприятии