Основные формы и тенденции развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.
Предпринимательство - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике 1.docx

— 75.89 Кб (Скачать файл)

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в  акционерных обществах. Акционерная  форма широко использовалась государством как организационная форма государственных  предприятий. Так появились государственные  и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное  предпринимательство достигло к  середине 20-х годов.

Многоукладный характер экономики, возрастание  роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки  для развития предпринимательства  и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к  многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения  напрямую назывались капиталистическими.

Годы НЭПа создали благоприятные  предпосылки для активизации  частного предпринимательства. Так  как этому способствовали два  обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное  разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления  местных органов власти частные  лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных  рабочих от 10 до 20 человек. С момента  официального признания частных  предпринимателей они весьма успешно  стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать  на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно  пользовался ошибками и трудностями  госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так  как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная  обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует  отметить, что оживление деловой  активности ускорило процесс экономической  реконструкции. К середине 20-х годов  были почти полностью восстановлены  тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый  длительный и драматичный. Он охватил  период, длившийся около 60 лет - с  конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной  системы. Из легального сектора экономики  предпринимательство практически  было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого  сектора экономики, предпринимательская  деятельность в меньших масштабах  и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Уйдя “в тень”, предприниматели  пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов  хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий  “теневики” весьма успешно конкурировали  с государственным сектором. Например, государство производило новую  технику, но не обеспечивало ей соответствующую  инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий  оборот капитала.

Трудности государственной экономики  невольно способствовали активизации  теневиков. Не случайно последние десятилетия  были годами резкого увеличения масштабов  теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем  в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.

   В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов  в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей  страны заставили заново осмыслить  многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики  была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система  стала разрушаться, формировались  условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало  принципиальным образом изменить отношение  к таким явлениям, как частная  собственность, конкуренция, предпринимательство.

Впервые после нэпа предпринимательство  в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской  деятельности” предпринимательство  понимается как инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

 

 

1.2 Предпринимательство  на современном этапе.

  В настоящее время вопросы государственной поддержки малых предприятий регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Необходимо признать, что большая часть его положений на практике почти не выполняется, часть из них носит декларативный характер, некоторые вступили в противоречие с нормами принятого позднее законодательства.

В настоящее время в Правительстве  Российской Федерации (Министерство экономического развития и торговли) идет разработка проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (включая  внесение изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации). В разработке данного законопроекта  принимают участие и депутаты Государственной Думы.

Согласно положениям разрабатываемого законопроекта в сферу действия государственной поддержки предполагается включить не только малый, но и средний  бизнес (в соответствии с критериями ЕС предполагается выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых  не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. По данным Росстата при использовании указанных  критериев в категорию малых  и средних предприятий будет  включено около 94% всех юридических  лиц (49% занятости, 47% доли рынка), что  сопоставимо с уровнем развития малого и среднего предпринимательства  развитых стран.) Блинов А.О. Предпринимательство  на пороге третьего тысячелетия. - М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2000 г. - С. 43..

Для поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны  органов государственной власти и местного самоуправления законопроектом будет предусмотрен широкий спектр мер финансовой, имущественной и  информационной поддержки, поддержки  экспорта, поддержки в области  подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Особые меры поддержки будут предусмотрены для малых предприятий, работающих в сельском хозяйстве.

Предусматривается закрепление непосредственно  в законопроекте перечня сфер законодательства Российской Федерации, в которых органы государственной  власти и органы местного самоуправления принимают на себя обязательства  предусмотреть особенности правового  регулирования, в том числе:

- специальные налоговые режимы, стимулирующие развитие малого  и среднего предпринимательства,  упрощение налогового учета и  отчетности для субъектов малого  и среднего предпринимательства;

- упрощенные способы ведения  бухгалтерского учета и составления  отчетности для субъектов малого  и среднего предпринимательства;

упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

- меры по обеспечению прав  и законных интересов субъектов  малого предпринимательства при  осуществлении государственного  контроля (надзора).

При этом в проект федерального закона не будут включены конкретные нормы, каким-либо образом регулирующие общественные отношения в перечисленных сферах. В проект федерального закона будут  включены общие принципы, на которых  должна строиться дифференциация правового  регулирования в указанных сферах для субъектов микро, малого и  среднего бизнеса.

В законопроекте предлагается закрепить  следующие виды поддержки развития малого и среднего предпринимательства: финансовую, имущественную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической  деятельности. Предлагается сформировать открытый перечень форм поддержки, оказываемой  в рамках каждого вида поддержки.

  Так, к финансовой поддержке отнести компенсацию расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по договорам оказания услуг; предоставление субсидий, субвенций субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Имущественная поддержка малого и  среднего предпринимательства со стороны  органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться в виде финансирования создания, эксплуатации и содержания некоммерческих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающих специализированную поддержку  и др.

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления включает создание, содержание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и  развитию малого и среднего предпринимательства; информационное обеспечение граждан, организаций инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций на основе государственных информационных ресурсов.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления осуществляется в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами  в сфере развития малого и среднего предпринимательства; оказания содействия в продвижении на рынок иностранных  государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности  и в привлечении инвестиций в  Российскую Федерацию, а также в  создании благоприятных условий  российским участникам внешнеторговой деятельности, т.е. поддержка не предусматривающая предоставление средств бюджетов различного уровня (такая поддержка изначально классифицируется как финансовая) и не включающая вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Разрабатываемым законопроектом предполагается внести изменения в целый ряд  федеральных законов, в том числе - Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт». Этими  поправками предполагается освободить плательщиков единого налога на вмененный  доход от необходимости использования  контрольно-кассовой техники Блинов А.О. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. - М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2000 г. - С. 51..

Глава 2. Основные формы предпринимательской деятельности.

   Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Они (формы) позволяют человеку или  коллективу обрести официальный  статус хозяйствующего субъекта, стать  общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

Предприятие представляет собой очень  многостороннее, ёмкое и сложное  понятие. Оно выступает самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, производит и реализует  продукцию, товары и услуги, выполняет различные работы, занимается другими видами экономической деятельности.

Информация о работе Основные формы и тенденции развития предпринимательства в России