Основные формы и тенденции развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.
Предпринимательство - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике 1.docx

— 75.89 Кб (Скачать файл)

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается  по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Глава 3. Проблемы развития сектора малых и средних предприятий

   Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние пять лет по состоянию на 1 января соответствующего года составило: в 2002 году - 882,3 тыс., в 2003 - 890,9 тыс., в 2004 - 894,6 тыс., в 2005 - 953,1 тыс. и в 2006 - 979,3 тыс.

Таким образом, наблюдается незначительный рост численности субъектов малого предпринимательства. Необходим ежегодный  прирост сектора МСП минимум  на 5-10 %.

Доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет не более 13-15 %. Сектор малого предпринимательства  в России остро нуждается в  диверсификации. В его структуре  доля инновационного и IT-сектора составляет всего 2,5%, промышленного и строительного - по 13%, услуги - 21%, а доминирует торговый сектор - примерно 50%, с учетом индивидуальных предпринимателей - почти 80% МСП. Необходимо последовательно снижать долю торгового  сектора в малом предпринимательстве  путем увеличения промышленного  и инновационного сегмента.

Считается, что, по крайней мере, 40% МСП принадлежат «теневому» сектору  российской экономике. Это особенно характерно для таких видов деятельности, как текстиль, торговля аудио- и визуальными материалами, компьютерными программами.

Наиболее актуальными проблемами развития сектора МСП в России, общими для всех отраслей, являются:

отсутствие государственной политики по поддержке МСП, предусматривающей  ответственность органов исполнительной власти всех отраслей и всех уровней  за создание благоприятных условий  для развития сектора;

существенные административные барьеры  на всех этапах осуществления предпринимательской  деятельности, в том числе при  проведении государственного контроля (надзора);

неразвитость механизмов государственно-частного партнерства;

неблагоприятные условия налогообложения  малого и среднего бизнеса;

отсутствие механизмов, обеспечивающих участие малых предприятий в  процессе приватизации государственного и муниципального имущества, и других способов приобретения в собственность  или получения в долгосрочную аренду по приемлемой цене помещений  для осуществления предпринимательской  деятельности;

отсутствие равных возможностей по участию предприятий малого и  среднего бизнеса в федеральных  целевых программах;

неразвитость инфраструктуры поддержки  МСП;

отсутствие эффективных систем кредитования малого бизнеса и др Федоров Е.А.// Экономика России: ХХI век. № 12..

Вместе с тем, у субъектов  малого и среднего предпринимательства  есть и отраслевые, специфические  проблемы (в сфере торговли, сельского  хозяйства, здравоохранения, образования, производственной и инновационной  сферах).

Проблемы, которые необходимо решить при доработке законопроекта:

1. МСП испытывают острейшую нехватку  помещений. В этой связи представляется  необходимым на законодательном  уровне установить формы и порядок льготного предоставления этих помещений (например, аренда без конкурса) субъектам сектора МСП. Необходимо установление правового статуса адресного фонда недвижимого имущества для облегчения доступа МСП к аренде. Требуется предусмотреть особенности участия субъектов МСП в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества - либо предусмотрев соответствующие положения в законе «О развитии МСП в РФ», либо вернувшись к обсуждению законопроекта «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества» (внесен депутатами ГД, в т.ч. В.С. Плескачевским и Е.В. Паниной 01.07.2005; 2 раза был перевнесен в новой редакции и до сих пор не рассмотрен в первом чтении ввиду отрицательной позиции Правительства РФ).

2. Необходимо установить льготные  условия для МСП при проведении  их банкротства с целью снижения  количества МСП, терпящих крах  на начальной стадии деятельности.

3. Целесообразно на законодательном  уровне предусмотреть возможность  выделения в государственных  и муниципальных программах по  развитию МСП специальных целевых  групп субъектов МСП, которым  могут предоставляться дополнительные  или специфические меры поддержки.  К таким группам могут быть  отнесены:

предприятия в инновационной сфере;

экспортно-ориентированные МСП;

стартующие предприятия;

предприятия в социально значимых отраслях;

семейное, молодежное, женское предпринимательство  и т.д.

При существующих в настоящее время  диспропорциях развития сектора  МСП по субъектам Российской Федерации  представляется необходимым закрепить  на законодательном уровне и региональные приоритеты поддержки МСП.

4. Представляется необходимым законодательно  установить особый правовой статус  государственных финансовых институтов, кредитующих МСП, предоставляющих  гарантии и субсидирующих процентные  ставки по кредитам предприятиям  сектора, законодательно регламентировать  процедуры, в том числе:

порядок выделения бюджетных средств  для кредитования МСП, гарантирования и страхования кредитов, предоставляемых  малым и средним предприятиям;

порядок и критерии предоставления льготных кредитов.

ограничения на использование льготных кредитов малыми и средними предприятиями;

максимальную сумму льготных кредитов;

максимальный размер процентной ставки;

максимальный срок предоставления льготных кредитов.

При разработке нормативных положений  о кредитовании необходимо обеспечить их соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы  действующего ФЗ вступили в противоречие с БК РФ) Федоров Е.А.// Экономика  России: ХХI век. № 12..

3.1 Государственная политика по отношению к предпринимательству.

   На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями  специальные службы по оказанию различных  консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной  поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских  работ.

Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет  утверждать, что для создания эффективной  системы поддержки малого предпринимательства  необходимы: самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

специализированные институты  и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая  органы государственной власти и  управления, общественные объединения  и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки  МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные  и лизинговые учреждения; технологические  парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

финансово-имущественная  поддержка, необходимая для обеспечения  МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми  средствами (бюджетными), создание условий  и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП

учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение  ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации  предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

создание условий для  эффективного развития межрегиональных  связей и деловой кооперации МСП.

государственные программы, непосредственно ориентированные  на оказание поддержки малым и  средним предприятиям, и иные смежные  программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к  их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение  проблем занятости, миграция населения).

3.2Общественная поддержка предпринимательства.

    Предпринимательство - новая форма и новый элемент гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Одним из приоритетов большинства  региональных программ поддержки предпринимательства  стало обеспечение занятости  населения, создание новых рабочих  мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.

3.3. Повышение уровня самоорганизации и культуры предпринимательства. 

   Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.

Сложность и неоднозначность  современного этапа российской действительности для предпринимателей и их культуры заключается в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные  в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют  свои творческие потенции совершенно в других условиях.

Каждое структурное образование, действующее в условиях становления  предпринимательства в рамках неустойчивого  развития общества, обладает определенной культурой. Культуру этих образований (будь то производственная, торговая или  посредническая структура) нельзя понимать как единый блок. В реальности практически  в каждой организации существует целый набор «правил игры», норм, принципов, предположений, мнений о  самих себе и других, о более  или менее скрытых распорядках  и тщательно культивируемых ритуалах, согласно которым отдельные профессиональные группы определяют свое поведение. Ядром  в этих группах являются отдельные  личности, выражающие сходные интересы.

Масштабы распространения  предпринимательской культуры в  малом и среднем бизнесе довольно обширны. Косвенно об этом можно судить по масштабам развития малых предприятий  в различных демократических  странах. Только в современной Европе малые предприятия составляют около 50% от общего количества предприятий, в  которых занято около 2/3 населения. В США же эта цифра достигает 90% и выше. Ежегодно в этих странах  рождается около миллиона новых  малых предприятий. Это актуализирует  проблему предпринимательской культуры, делает ее значимой для больших и  малых социальных групп, для отдельных  личностей и трудовых коллективов.

Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как  направленность энергии и уровень  развития творческих сил и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном  творчестве. Использование категории  «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему  анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и  способов реализуется хозяйственно-организационное  творчество.

Информация о работе Основные формы и тенденции развития предпринимательства в России