Особенности маркетинга в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:35, реферат

Краткое описание

Из всех секторов российской экономики на сегодняшний день наиболее закончившимися считаются преобразования банковской сферы России. По признанию западных специалистов в банковском деле, российские банки сейчас отвечают многим мировым стандартам, а крупнейший коммерческий банк России – Сбербанк входит в сотню самых крупных банков мира.

Содержание

Введение 3
1.Услуги в банковском предпринимательстве 4
2.Сегментация рынка банковских услуг 7
3.Продвижение на рынок банковских услуг 9
4.Коммуникативная политика банка 15
5.Коммуникативный процесс и маркетинговые решения в банковских структурах 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат маркетинг.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

а - этап внедрения новой услуги на рынок;

b - этап роста

c - этап зрелости

d - этап спада Этот вид жизненного цикла товара называется классическим, так как встречается чаще всего, и для него лучше всего разработаны определенные этапы развития и необходимые виды маркетинга для каждого из них. Этот цикл проходят классические банковские услуги, предоставление которых может производиться на протяжении всего периода существования банка; На этапе внедрения целью маркетинга является создание рынка для новой услуги. Обычно модификация знакомой услуги увеличивает объем продаж быстрее, чем крупное нововведение. На этом этапе конкуренция не активная . Потери бывают из-за существования высокого уровня затрат на предоставление услуг и неудачного маркетинга. Часто уровень прибыли не очень высок. В зависимости от специфики услуги и рынка банк может установить высокую "престижную" цену на свой товар или низкую- так называемую "цену вхождения" для массового потребителя /клиента/. На этапе роста целью маркетинга является расширение сбыта и ассортиментных групп конкретной услуги. Сбыт увеличивается, банк получает высокую прибыль. Слабая конкуренция дает возможность массовому рынку приобретать необходимые услуги у ограниченного числа банков и платить за них. В соответствии с растущим рынком предлагаются модифицированные варианты базовой услуги, что удовлетворяет интересы конкретного клиента, расширяет сбыт. Для этого существует диапазон цен и используется убеждающая реклама. На этапе зрелости банки стараются сохранить свое отличительное преимущество как можно дольше. Конкуренция достигает максимума, распространяется предоставление скидок. На этом этапе услуги предоставляются массовому рынку, клиентам и контрагентам со средними доходами. Во многих отдельных банках предоставляется полный ассортимент услуг с минимальными уровнями цен. На этапе спада существуют три альтернативных направления маркетинговых действий:

1). постепенное снижение затрат  на маркетинг в связи с уменьшением  объема предлагаемых услуг и числа распространяющих их отделений /филиалов/. В то же время банк должен начать предлагать ряд других специфических традиционных и нетрадиционных услуг;

2). оживление объема предложения  услуг, то есть изменение положения  на рынке посредством модификации самой услуги, нахождение альтернативного рынка и /или/ формы сбыта, способов про- движения услуг к клиентам и рекламы;

3). прекращение производства и  предоставления этих услуг.

Рассмотрим основные этапы создания услуги:

Поиск идеи создания новой услуги или модернизации существующей и прогнозирование спроса на неё.

Создание банковской услуги. Внедрение  банковской услуги и расширение набора сопутствующих банковских услуг, создание различных модификаций услуги в  зависимости от специфики конкретного потребителя для различных рыночных сегментов ("ниш", "окон"). Анализ результатов внедрения новой услуги.

Этап I. Поиск идеи создания новой или модернизация существующей услуги и прогнозирование спроса и вероятность успеха в случае реализации "идеи" в зависимости от величины издержек и сроков доведения новых услуг до клиентов. На это этапе не редко используются элементы функционально-стоимостного анализа. При этом маркетинговые службы банка готовят:

- обзоры данной услуги и, или  ее аналогов с оценкой их возможной эффективности;

- исследование и прогнозирование  спроса на новую услугу

- анализ эффективности оказываемых  услуг банка, исходя из целесообразности  их развития в перспективе;

- обобщение предложений функциональных  подразделений банка и его  филиалов о совершенствовании работы с клиентами, исходя из их потребности;

- рекомендации по внедрению  конкретной слуги или модификации  действующей.

На основе рекомендаций коммерческая служба банка принимает решение  о продвижении или модификации  конкретной услуги и приступает к разработке бизнес-плана внедрения (корректировки) банковской услуги.

Бизнес-план предназначен прежде всего  для обоснования экономической  целесообразности внедрения или  развития услуги, он должен содержать:

 

- обзор существующих правовых, нормативно-технических и методических документов по регламентации услуги;

- характеристику существующей (при  ее наличии) практики предоставления  услуги;

- характеристику сегмента потенциальных  потребителей услуги;

- характеристику готовности служб  Банка к внедрению (корректировке) услуги;

- предложения по срокам разработки  и внедрения (корректировки) услуги, потребным ресурсам (разработка  технического задания, программы,  опытное внедрение);

- ожидаемые экономические результаты  внедрения (корректировки) услуги;

- финансовый план разработки  программы внедрения услуги на  рынок.

Услуга должна удовлетворять спрос, предоставлять какую-то выгоду определенного  вида и качества. Расширить круг услуг, которые банк мог бы реализовать  с оптимальной выгодой для  себя и клиентов.

Этап II. Создание банковской услуги включает в себя:

- маркетинговое обследование рынка  с расчетом возможных объемов  предоставления новой услуги  клиентам и контрагентам;

- анализ потребности в дополнительных  функциях, кадровых изменения и  технической оснащенности служб банка и на этой основе координация, подготовка приказов, распоряжений и их реализация;

- обеспечение оптимальных  затрат на создание услуги  исходя из возможного спроса  и дохода на внедряемую услугу;

- подготовка методического  и нормативного материала и обучение сотрудников банка его применению в работке с клиентом;

- определение стимулов  сотрудников банка при создании  и внедрении услуги

Этап III. Внедрение банковской услуги включает в себя прежде всего: рекламу; стимулирование сбыта; пропаганду; личную продажу, осуществляемые через комплекс коммуникаций.

То есть услуга в реальном исполнении, что определяется таким показателем  и факторами, как реальный уровень  качества и наличие (или отсутствие) маржи. Это реальный набор услуг  который банк предлагает и продает своим клиентам, включающий все виды сервисного обслуживания, как, например, дополнительное кредитование, особые условия при оформлении некоторых банковских услуг, таких как лизинг, факторинг, трастовые операции;.

Таким образом  услуга получает общественное признание, которое обуславливает возможность развиваться и приносить прибыль.

Этап IV. Анализ результатов внедрения новой услуги состоит из:

1) Анализа клиентской  базы услуги:

динамика количества пользователей (общее число пользователей, число вновь привлеченных клиентов, число пользователей, отказавшихся от услуги); территориальное распределение пользователей (динамика клиентов в территориальном разрезе); динамика структуры клиентской базы (юридические, физические лица, форма собственности); анализ финансового состояния клиентуры банка (ликвидность, оборачиваемость, привлечение средств, прибыльность);

2) Анализа объемов предоставления  услуги:

динамика объема предоставления услуги (по юридическим, физическим лицам, формам собственности, территории);

динамика объема сопутствующих  услуг;

3) Анализа затрат на  предоставленные услуги:

динамика используемых трудовых ресурсов (общая численность  занятых, занятых непосредственно  работой с клиентом, занятых на вспомогательных операциях, фонд оплаты труда);

динамика технического обеспечения (численность, стоимость  приобретения и эксплуатации);

динамика эффективности  затрат (соотношение затрат к объему предоставления услуги по филиалам банка);

4) Расчет по эффективности  внедрения новой услуги с предложениями по ее дальнейшей перспективе.

Эффективное предоставление банковских услуг - это основное направление  деятельности любого банка. Для того, чтобы получить прибыль и существовать, банковское учреждение должно произвести свою услугу, определить её цену и выйти  с ней на рынок. Иными словами, банковская услуга - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами или ценными бумагами - эквивалентом денег.

 Эффективность процесса создания и внедрения специфического банковского товара на рынок определяет товарную политику банковского учреждения. Сущность товарной политики заключается в определении и поддержании оптимальной структуры набора предоставляемых услуг, которые необходимо продавать с точки зрения целей самого банка и его клиентов. Основными задачами товарной политики являются: определение и удовлетворение запросов потребителей - клиентов; оптимальное использование технологический знаний и опыта сотрудников банка; оптимизация финансовых результатов; превращение потенциальных банковских услуг в реальные услуги и при соблюдении принципа их гибкости .

Основой для предложения выхода с банковской услугой на рынок, должна быть товарная стратегия и политика банка разрабатываемая стратегической службой банка на основе информационных и аналитических материалов маркетинговых подразделений. Стратегия и политика банка формализуется в планы по разработке, предоставлению, и продажи конкретных банковских услуг. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятие решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг.

 Необходимо отметить, что обычно  руководство банковского учреждения  использует параллельно несколько  видов стратегии в зависимости  от специфики различных услуг, предоставляемых клиентам, конъюнктуры отдельных рынков /сегментов/. Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает увеличение объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Для осуществления такой стратегии имеются следующие возможности:

использовать слабые стороны банковских услуг, предоставляемых конкурентами;

убедить потенциальных потребителей воспользоваться предлагаемой услугой  именно данного банка и привлечь новых клиентов;

предложить дополнительные услуги, связанные с приобретением, предоставлением и сервисом собственных услуг.

Стратегия развития продукта основана на интенсивной научно-практической работе по совершенствованию уже  предоставляемых услуг, расширении их модификаций и способов предоставления, что улучшает их потребительские свойства.

Производится позиционирование банковской услуги. Это означает определение  её особенностей, характерных черт, которые отличают действующую услугу от услуг-аналогов или услуг - заменителей. Позиционирование укрепляет позиции конкретной услуги на определенном рыночном сегменте и повышает соответствие услуги потребностям определенных клиентов.

Определяется ассортиментная политика банка, то есть оптимальный набор  предоставляемых услуг, для успешной работы на рынке и обеспечивающих эффективность деятельности банка в целом, которая может выражаться в следующих направлениях:

- товарная дифференциация, то есть  выделение собственных услуг,  отличных от услуг конкурентов,  обеспечивая для них отдельные  ниши спроса;

- узкая товарная специализация  /концентрация деятельности банка  на предоставлении определенных  банковских услуг/. Чаще всего  на это направление ориентируются  специализированные банки;

товарная диверсификация, которой  в основном придерживаются универсальные банки;

Стратегия завоевания новых рынков предполагает расширение сферы обслуживания внешних и внутренних рынков, увеличение количества реальных потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Коммуникативная политика банка

Коммуникативная политика банка, являясь одним из инструментов маркетинга - микс приобретает особую актуальность в банковской сфере и этот процесс связан с целым комплексом причин как обострением конкурентных отношений, вызванных падением доходности, снижением емкости финансового рынка, общим падением имиджа банков в результате кризиса банковской системы.

Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую  роль в банках . Все банки пронизаны  сетью каналов ,которые предназначены  для сбора ,анализа и систематизации информации о внешней среде ,а  также для передачи переработанных сообщений обратно во внешнюю среду. Так , соответствующие подразделение банка сообщает информацию об определенных факторах внешней среды , влияющих на конъюнктуру, - экономических , политических, технологических и т.д. Выявляются наиболее критические ,способные ослабить конкурентоспособность организации , после чего банк конструктивно реагирует на эти внешние сигналы.

Информация о работе Особенности маркетинга в банковской сфере