Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:22, отчет по практике
Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является ознакомление с коммерческой деятельностью действующего общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЛИА-Лев», фирменной торговой сети магазинов «В яблочко».
ООО «ТД «ЛИА-Лев» выполняет следующие функции: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Введение 3
1. Оценка привлекательности бизнес-среды и месторасположения предприятия в торговой зоне 4
2. Характеристика торгового предприятия и оценка его конкурентроустойчивости 6
3. Определение концепции торгового предприятия 10
4. Система управления, управление коммерческой деятельностью предприятием 14
5. Оценка состояния деловой атмосферы и качества мерчендайзинга 18
6. Определение состояния культуры обслуживания и уровня эффективности торговой рекламы 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение А…………………………………………………………...30
Приложение Б……………………………………………………………31
Приложение В……………………………………………………………32
Основным торговым помещением магазина «В яблочко» является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь проводится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов и других работников магазина. Важнейшими требованиями рациональной организации совершаемых здесь операций являются[7]: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
В процессе продажи товаров в магазине должны участвовать не только продавцы, но и все, что присутствует и формирует его атмосферу, а также сами посетители, которые должны быть не просто пассивными покупателями, а принимать активное участие в продажах. Поэтому оборудование и система его размещения также должны не только выполнять свои чисто функциональные задачи, но и участвовать в организации торгово-технологического процесса таким образом, чтобы ориентировать его на решение тактических задач и достижение стратегических целей.[9]
Оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.) в торговом зале магазина «В яблочко» (Приложение А) размещено в соответствии со следующими требованиями:
Установлено параллельно движению посетителей в глубь зала.
Избегнут разрыв направления движения покупательского потока, который может возникнуть из-за конфигурации зала и (или) самого оборудования.
Размещено таким образом, чтобы это не препятствовало желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов или выхода из магазина.
Избегнуты нарушения взаимосвязи основных отделов торгового зала и подсобных помещений.
Распределение торговой площади магазина «В яблочко» рассматривается исходя из:
Необходимости максимизировать общую прибыль магазина. Различные места внутри магазина обладают разным потенциалом сточки зрения получения прибыли; чем больше посетителей проходит через отдел, тем лучше его расположение;
Сезонности товара (в зависимости от времени года сезонным товарам могут отводиться разные места);
Методов представления товаров и моды на них (модные товары стараются представить более наглядно);
Взаимодополняемости товаров.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров[8]:
Самообслуживание;
Через прилавок обслуживания;
По образцам;
С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;
По предварительным заказам.
Магазин «В яблочко» работает на основе самообслуживания. Это один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. При этом функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в магазине «В яблочко» состоит из следующих основных операций:
Встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.
Получение покупателем инвентарной корзины для отбора товаров.
Самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета.
Подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека.
Оплата купленных товаров.
Упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя.
Возврат инвентарной корзины для отбора товаров на место их концентрации.
Успешное функционирование магазина во многом зависит от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.
Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.
Основными составляющими фирменного стиля являются: товарный знак; фирменные цвета; логотип; рекламный слоган; рекламный персонаж.[2]
Основными носителями фирменного стиля могут выступать:
Вывеска над входом или у входа в магазин;
Элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);
Различные виды витрин;
Торговое оборудование;
Указатели и вывески в помещении магазина;
Ценники, наклейки и этикетки;
Пакеты;
Коробки и различные упаковочные материалы;
Одежда персонала.
Товарный знак магазина «В яблочко» выполнен в виде надписи желтыми буквами на зеленом фоне. Рядом с надписью изображено яблоко, окрашенное в желтый, зеленый и красный цвета. Эти три цвета - желтый, зеленый, красный - являются фирменными цветами сети магазинов «В яблочко». Фирменная одежда персонала состоит из майки желтого или зеленого цвета. Указатели и вывески в помещении магазина представляют собой надписи белыми буквами на красном фоне.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки. Сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.[2]
Размещение товаров в торговом зале магазина «В яблочко» осуществляется с учетом следующих требований:
Предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
Создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
Предоставления покупателям необходимой информации;
Оптимального использования торговых площадей магазина;
Обеспечения сохранности материальных ценностей;
Организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
Товарно-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Торгово-технологический процесс в магазине «В яблочко» (Приложение Б) можно разделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине «В яблочко» является оказание покупателям различного рода услуг. Это услуги трех видов:
Связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товары; упаковка товаров),
Информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях; консультации специалистов по товарам).
По созданию удобств покупателям (прием и хранение вещей покупателей; парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина).
В торговле используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для рекламного оформления магазина. Они представляют собой носители информации, с помощью которых до покупателей доводится определенное рекламное сообщение.[7]
Внешняя информация магазина «В яблочко» включает вывеску, состоящую из названия магазина, фирменного знака. При входе в магазин размещена информация о времени его работы и о расположении основных товарных групп.
С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров в магазине создан единый, типовой стиль оформления интерьера, характерного для магазинов сети «В яблочко» и определяющего общую картину торгового зала.
Одним из основных элементов оформления магазина «В яблочко» является торговое оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.), при выборе и расстановке которого учитываются сочетания практической и эстетической сторон. Оно не «противоречит» другим элементам оформления торгового зала. Форма и конструкция оборудования, особенности стиля и способов выкладки товаров, сочетание цветов, рекламные тексты создают единый, законченный ансамбль.
В качестве внутримагазинной рекламы в магазине «В яблочко» активно используется различное фирменное оборудование и материалы производителя. К ним можно отнести специальные холодильники от производителей пива («Очаково», «Балтика» и др.), безалкогольных напитков («Аква Минерале», «Coca-Cola» и др.), мороженого («Nestle», «Бодрая корова» и др.), стеллажи со снековой продукцией («Сибирский берег» и др.) и т. д. Помещение торгового зала украшено гирляндами с флажками с рекламой производителей, на стенах висят рекламные плакаты. В магазине часто проводятся рекламные акции, дегустации, целью которых является стимулирование продаж рекламируемых товаров, информирование целевой аудитории о новинках товаров известных марок производителей.
Магазины фирменной торговой сети «В яблочко» являются магазинами самообслуживания. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что магазины с методом самообслуживания, какими является «В яблочко», самые удобные для покупателей методы продажи товаров.
Тем не менее, у магазинов самообслуживания, в том числе и у магазина «В яблочко», имеются также различные недостатки: очереди в прикассовой зоне из-за работы не всех касс одновременно; в проходах между стеллажами и полками в торговом зале стоят коробки с нераспакованным товаром; информация на ценниках не всегда соответствует действительности, количество ценников расходится с количеством выложенного на прилавки товара.
Для устранения вышеперечисленных недостатков можно предложить следить за работой касс, чтобы обеспечить работу как можно большего числа касс одновременно во избежание очередей, особенно в часы наиболее активного посещения магазина покупателями; своевременно выкладывать товар на полки или хранить его в складских помещениях, чтобы не загромождать проходы между стеллажами в торговом зале, при необходимости нанимать дополнительно персонал для обеспечения этого; следить за соответствием информации на ценниках и их количеством выложенным на полки и в холодильники товарам.
Покупатели охотнее посещают магазины, в которых работа кассиров происходит быстрее, легче найти необходимый товар на полках, поэтому после устранения недостатков магазин будет выглядеть более привлекательным для покупателей, его будут охотнее посещать. Увеличится пропускная способность магазина, больше покупателей за одинаковый промежуток времени сможет совершить покупку, это приведет к увеличению прибыли магазина. Магазин «В яблочко» работает с 8:00 до 22:00. Если сделать его работу круглосуточной, то это будет существенным преимуществом перед конкурентами и приведет к увеличению числа покупателей и росту доходов.
Как уже было сказано, «В яблочко» является магазином фирменной торговой сети, на что указывает наличие элементов фирменного стиля. С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров в магазине создан единый, типовой стиль оформления интерьера, характерного для магазинов сети «В яблочко» и определяющего общую картину торгового зала.
Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М. Финансы и статистика, 2002. - 320с.
Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 596с.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993г., 9 января 1996г., 17 декабря 1999г., 30 декабря 2001г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004г.)
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. - М.: ТОО «Остожье», 2001. - 336с.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736с.
Марданова Э. У. Организация работы по созданию маркетинговых стратегий и тактических действий в торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом - 2005. - №6. - С. 91
Маркетинг: Учебник / Коллектив авторов; Под ред. Проф. Н. П. Ващекина. - М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 312с.
Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М. ИВЦ «Маркетинг», 2001. - 320с.