Оценка качества банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся сфер экономики, охватывающих широкий спектр различных видов деятельности, в том числе: экскурсионно-гостиничный, здравоохранение, страхование, банковский, фондовый рынок, образование и т. д. Банковская система является кровеносной системой экономики любой страны, поэтому к качеству банковских услуг предъявляются повышенные требования. В этой ситуации на первый план выходят проблемы контроля, оценки и постоянного повышения качества банковских услуг, а использование эффективных методик для решения этих проблем позволят удерживать постоянных клиентов и привлекать новых.

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка качества банковских услуг.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

,                                                                                                          (6)

где Col — ожидаемое значение качества l-м экспертом (рассчитывается по формуле (3)).

4.6. Вычисление  глобального коэффициента качества  банковской услуги.

Для вычисления глобального коэффициента качества (QG) может быть использована адаптированная методика «SERVQUAL» (сокращенная аббревиатура от «service quality» или «качество услуги») в виде

                                                                                                               (7)

4.7. Вычисление  коэффициента качества (Qi) каждого критерия с учетом мнений всех экспертов по формуле

,                                                                                                             (8)

где Cbi — воспринимаемое значение качества i-го критерия, по мнению всех экспертов (рассчитывается по формуле (4)); Coi — ожидаемое значение качества i-го критерия по мнению всех экспертов (рассчитывается по формуле (4)).

Таким образом, получено численное значение качества банковской услуги, рассчитанное по совокупности критериев.

5.         Оценка согласованности мнений экспертов. Существуют различные подходы оценки согласованности мнений экспертов. В зависимости от количества факторов k,количества экспертовm и учитывая отсутствие связанных рангов, степень согласованности экспертов определяется с помощью коэффициента конкордации W и критерия X2 [6], которые составляют:

                                                                                              (9)

                                                                                                          (10)

6. Анализ  полученных результатов. На основании  полученных экспертных оценок  делаются выводы о качестве банковской услуги, о значимости показателей и критериев, оказывающих существенное влияние на нее по всему банку или банковской системе в целом. В заключение даются рекомендации для дальнейших исследований.

В соответствии с предложенными системой критериев (рис. 1) и методикой была произведена оценка качества банковских услуг двух филиалов банков. Результаты проведенной экспертной оценки представлены в таблицах 5–6 (QG — глобальный коэффициент качества, W — коэффициент согласованности мнений экспертов, критерий X2).

Таблица 5

Численные значения качества банковских услуг (по мнению экспертов)

№ эксперта

Белагропромбанк (Гродненскаяобласть)

Приорбанк (Брестская область)

Пластиковые карточки

Клиент-банк

Пластиковые карточки

Клиент-банк

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

1

0,6879

0,7127

-0,0248

0,7236

0,7508

-0,0272

0,7433

0,8723

-0,1291

0,7822

0,7259

0,0564

2

0,7141

0,7141

0,0000

0,6857

0,7499

-0,0642

0,6900

0,7514

-0,0613

0,7280

0,7493

-0,0213

3

0,6929

0,6929

0,0000

0,7305

0,7337

-0,0032

0,7315

0,7337

-0,0022

0,7633

0,7668

-0,0035

4

0,7096

0,7096

0,0000

0,6907

0,7116

-0,0209

0,7418

0,7308

0,0111

0,7556

0,7486

0,0071

5

0,7377

0,7377

0,0000

0,7049

0,7046

0,0003

0,6887

0,7316

-0,0429

0,7112

0,7043

0,0069

6

0,7397

0,7301

0,0096

0,7676

0,6904

0,0772

0,7134

0,7276

-0,0142

0,7318

0,7311

0,0006

7

0,7024

0,7024

0,0000

0,6921

0,7459

-0,0538

0,7618

0,7485

0,0133

0,7693

0,7455

0,0238

8

0,7095

0,7095

0,0000

0,7372

0,6948

0,0424

0,7602

0,7471

0,0131

0,7602

0,7448

0,0154

9

0,6887

0,6887

0,0000

0,7366

0,7246

0,0121

0,7350

0,7348

0,0001

0,7588

0,7668

-0,0080

10

0,7094

0,7049

0,0045

0,7485

0,7369

0,0116

0,7030

0,7055

-0,0025

0,7037

0,7027

0,0010

QG

0,7092

0,7102

-0,0011

0,7217

0,7243

-0,0026

0,7269

0,7483

-0,0215

0,7464

0,7386

0,0078

W

0,23

0,24

-

0,24

0,21

-

0,26

0,42

-

0,30

0,34

-

X2

34,86

35,29

-

35,64

31,58

-

38,54

63,44

-

45,50

51,66

-


Таблица 6

Обобщенные численные значения критериев качества банковских услуг (по мнению всех экспертов)

Наименование 
критерия

Белагропромбанк (Гродненская)

Приорбанк (Брестская)

Пластиковые карточки

Клиент-банк

Пластиковые карточки

Клиент-банк

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Значение качества

Коэффициент качества

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

Как есть

Как должно быть

Н

0,7324

0,7431

-0,0108

0,7611

0,7687

-0,0076

0,7738

0,8077

-0,0339

0,8383

0,8306

0,0076

Э

0,7112

0,7180

-0,0068

0,6905

0,6878

0,0027

0,7779

0,829

-0,0511

0,8323

0,7404

0,0920

П

0,7555

0,7558

-0,0002

0,7640

0,7637

0,0003

0,8156

0,8428

-0,0272

0,7653

0,7633

0,0020

М

0,6838

0,6825

0,0013

0,6776

0,6865

-0,0089

0,7015

0,7133

-0,0119

0,7214

0,7046

0,0168

С

0,7397

0,7475

-0,0079

0,7262

0,7784

-0,0522

0,741

0,7525

-0,0115

0,7364

0,7569

-0,0205

У

0,6835

0,6883

-0,0048

0,7159

0,6870

0,0289

0,6795

0,6824

-0,0029

0,6920

0,6957

-0,0037


Данные таблицы 5 показывают достаточно высокий уровень качества банковских услуг в исследованных банках, а на основании данных таблицы 6 можно сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на качество банковских услуг оказывают такие критерии как практичность, надежность и эффективность.

Предложенная модель критериев и показателей, а также методика их оценки в целом позволяют адекватно отразить основные характеристики и особенности качества банковских услуг. Разработанная анкета и предложенная технология ее обработки, позволяют систематизировать и достаточно просто получать объективную информацию об уровне значимости критериев, существенно влияющих на качество банковских услуг.

Хотелось бы отметить, что автором разработано программное обеспечение, реализующее предложенную методику, и это существенно расширяет возможности руководящего состава банков оценивать степень влияния каждого критерия на качество банковских услуг и оперативно получать количественные значения их коэффициентов качества, как со стороны сотрудников банка, так и со стороны клиентов.

 

 

Для эффективного управления качеством обслуживания клиентов, кроме метода Тайного Покупателя (Mystery Shopping), позволяющего оценивать обслуживание с точки зрения корпоративных стандартов, не менее важно проводить опрос реальных клиентов. Это можно делать различными способами, например, с использованием веб-опросов, опросов по почте, с привлечением интервьюеров, опрашивающих клиентов в торговом зале. В последнее время активно развивается технология опроса, в основе которой лежит использование специальных кнопочных пультов или терминалов, устанавливаемых непосредственно в точке оформления покупки или получения услуги. Основное преимущество этой технологии в том, что клиент не успевает забыть свои ощущения, поэтому информация о восприятии клиентами качества обслуживания оказывается очень точной. Кроме этого, клиента значительно проще мотивировать ответить на один вопрос в момент оформления покупки, чем на серию вопросов через день или два, когда радость от покупки (или, наоборот, негодование) уже не такие яркие. Если только, конечно, это не панельное исследование, за которое клиент получает вознаграждение. Поэтому представительность выборки, а, следовательно, и достоверность результатов, оказываются значительно выше.

 

Качество обслуживания клиентов можно условно разделить на три составляющие:

  1. Качество работы персонала передней линии: дружественность, профессионализм, внешний вид, манера общения и т.п.
  2. Качество организации работы офиса и качество бизнес-процессов:
  3. Качество и стоимость продуктов и услуг.

 
 
Основные показатели качества обслуживания:

Показатель

Краткое описание

ИНК@Персонал – Индекс недовольства клиентов качеством работы персонала передней линии

Характеризует качество работы персонала глазами клиентов. Используется для управления персоналом по KPI.  
 
Вычисляется как доля негативных оценок и доля Молчунов (с поправочным коэффициентом) при ответе на Ключевой Вопрос: «Вы довольны качеством работыклиентского менеджера Елены Ивановой?»

ИНК@Офис – Индекс недовольства клиентов организацией работы офиса и качеством бизнес-процессов

Характеризует качество бизнес-процессов и привлекательность офиса глазами клиентов. Используется в качестве одного из KPI внутренних бизнес-процессов ССП (Системы Сбалансированных Показателей).  
 
Вычисляется как доля негативных оценок и доля Молчунов (с поправочным коэффициентом) при ответе на Ключевой Вопрос: «Вам понравилась обстановка и организация работы нашего офиса?»

ИЭЛ – Индекс эмоциональной лояльности клиентов

Характеризует эмоциональную лояльность клиентов. Является адаптированным для ритейла и сферы услуг показателем Net Promoter Score. Используется в качестве одного из KPI клиентской составляющей ССП.  
 
Вычисляется как доля положительных оценок минус доля негативных оценок и Молчунов (с поправочным коэффициентом) при ответе на Ключевой Вопрос: «Вы бы рекомендовали нашу компанию своим знакомым?»


 
При оценке качества обслуживания методом опроса клиентов критически важными являются репрезентативность выборки, по которой делается оценка, и её протяжённость во времени. Поэтому кроме собственно показателей качества обслуживания, необходимы дополнительные (вспомогательные) показатели, характеризующие репрезентативность выборки и представительность периода времени. 
 
Дополнительные показатели:

Показатель

Краткое описание

Точная Конверсия

Вычисляется как отношение числа опросов (контактов персонала передней линии с клиентами) к числу транзакций (продаж)

Коэффициент Охвата Посетителей

Вычисляется как отношение числа опросов к числу посетителей

Уровень форс-мажора

Должен анализироваться при проведении Аудита Качества Обслуживания Клиентов. Если мониторинг качества обслуживания клиентов проводится постоянно, данный показатель является необязательным.  
 
Вычисляется как отношение числа форс-мажорных ситуаций к числу опросов.


 
Комплексное управление качеством обслуживания – это мониторинг качества обслуживания, диагностика причин недовольства клиентов и корректирующие действия для устранения корневых причин недовольства клиентов (см. рисунок). 
 
Первый этап – мониторинг качества обслуживания. На этом этапе выявляется недовольство клиентов и определяется его первичная локализация. Это может быть:

  1. недовольство работой персонала;
  2. недовольство качеством офиса и качеством бизнес-процессов;
  3. недовольство качеством продуктов и их стоимостью.

 
Чтобы определить, к какой из трёх групп причин относится выраженное клиентами недовольство, используется система оценки качества обслуживания Кнопка Лояльности и технология, описанная выше. Ключевые Показатели Качества Обслуживания (КПКО), которые для этого используются – ИНК@Персонал, ИНК@Офис, ИЭЛ (см. выше). 
 
Второй этап – выявление корневых причин недовольства. Известно, после вычислений с использованием КПКО, что недовольство связано с одной из трёх групп причин. Теперь нужно выяснить, что конкретно не устраивает в работе персонала, или что именно не так с качеством и стоимостью продуктов.

  1. Если проблема связана с работой персонала, используется метод Тайного покупателя;
  2. Если проблема связана с офисом и бизнес-процессами или качеством и стоимостью продуктов, используются онлайн-опросы.

 
В качестве респондентов онлайн-опросов следует использовать клиентов, которые недовольны качеством обслуживания. Для этого Кнопка Лояльности должна быть интегрирована с CRM-системой или анкетами программы лояльности (в ритейле). 
 
Третий этап – коррекция, или устранение причин недовольства. После того как причины недовольства выявлены, их необходимо устранить. Способы и методы устранения зависят от характера проблемы. Это могут быть тренинги для персонала, изменение продуктовой линейки, реинжиниринг бизнес-процессов и т.п. 
 
После определения причин недовольства клиентов, выполняются корректирующие действия. Их цель – устранить корневые причины недовольства. Правильность проведённой диагностики и эффективность корректирующих действий проверяется на этапе мониторинга качества обслуживания. Таким образом, контур управления замыкается.



Информация о работе Оценка качества банковских услуг