Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Методика 2.

Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция  метода - конкурентоспособность производитель тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.

Методика 3.

Методы измерения и оценки конкурентоспособности  фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.

Методика 4.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

1.Показатели, характеризующие  эффективность производственной  деятельности фирмы:

– издержки производства на единицу продукции;

– фондоотдача в стоимостном  выражении;

– рентабельность товара, которая  показывает степень прибыльности производства товара;

– производительность труда  в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

2. Показатели финансового положения  организации:

– коэффициент автономии;

– коэффициент платежеспособности;

– коэффициент абсолютной ликвидности.

3. Показатели эффективности организации  сбыта и продвижения товара:

– рентабельность продаж;

– коэффициент затоваренности готовой  продукцией;

– коэффициент загрузки производственной мощности;

– коэффициент эффективности рекламы.

4. Показатели конкурентоспособности  товаров:

– качество товара;

– цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия  требуется для:

– разработки мероприятий по повышению  конкурентоспособности;

– выбора фирмы-партнера для организации  совместного производства продукции;

– привлечение средств инвестора  в перспективное производство;

– составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. 

Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)

3.1Оценка конкурентоспособности  товара (продукции)

Важнейшей характеристикой  товара (продукции) является его качество. Произвести оценку конкурентоспособности  продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:

,

где Kij-коэффициент конкурентоспособности;

Тi и Тj –основные качественные характеристики продукции соответственно  i-й и j-й фирм;

Цi и Цj –цены реализации продукции i -й и j-й фирм.

Очевидно, что если Кij> 1, то продукция i-й фирмы (предприятия) по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов.  Если для i-й фирмы более 50% значений  К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

В данной курсовой работе произведена  оценка конкурентоспособности продукции  четырех фирм-производителей строительного  кирпича:

Таблица 3.1-стандарты по ГОСТ 530-2007 для марок кирпича 100, 125, 150.

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

Должно быть не меньше 6%

Масса, кг.

Должно быть не более 4,3 кг.

Средняя рыночная цена, р./1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


 

Таблица 3.2- исходные данные для определения конкурентоспособности продукции - кирпича строительного.

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МП а

Водопоглащение,

%

Масса,

кг.

марка

100

марка

125

марка

150

марка

100

марка

125

марка

150

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

1.ОАО «Стройкерамика»

 

2537

 

2667

 

2747

 

10.0

 

12.5

 

15.0

 

5.7

 

4.2

 

2.ОАО «ЗСМ – 7»

 

2527

 

2637

 

2757

 

9.0

 

12.0

 

14.0

 

5.8

 

4.3

3. ЗАО «Кирпичный        завод р.п. Маслянино»

 

2567

 

2617

 

2717

 

9.5

 

12.6

 

14.5

 

6.2

 

4.1

4. ОАО

  «Черепановский ЗСМ»

 

2547

 

2627

 

2737

 

9.7

 

12.0

 

13.5

 

6.1

 

4.4


                             

 

Рассчитаем  коэффициент конкурентоспособности  четырех предприятий по каждой  марке кирпича.

 

 

 

 

 

Таблица 3.3 - коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО                                                                                                                    «Стройкерамика» по маркам кирпича 100,125,150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К11=:=0.99

К12=: =1.04

К13=: = 1.01

Марка 125

К21=: =0.97

К22=: = 1.03

К23=: = 1

Марка 150

К31=:  =0.98

К32=: = 1.03

К33=: = 1.01


 

Таблица 3.4 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО

«ЗСМ-7» по маркам кирпича 100, 125, 150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К41=:=0.89

К42=: =1.02

К43=: = 0.99

Марка 125

К51=: =0.95

К52=: = 1.02

К53=: = 0.99

Марка 150

К61=:  =0.91

К62=: = 1.01

К63=: = 0.98


 

Таблица 3.5 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ЗАО                   «Кирпичный завод р.п. Маслянино» по маркам кирпича 100, 125, 150

Коэффициент конкурентоспособности  продукции

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К71=:=0.93

К72=: =0.94

К73=: = 1.02

Марка 125

К81=: =0.1

К82=: = 0.96

К83=: = 1.04

Марка 150

К91=:  =0.95

К92=: = 0.96

К93=: = 1.04


 

Таблица 3. 6 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО

                    «Черепановский ЗСМ» по маркам кирпича 100, 125, 150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К101=:=0.95

К102=: =0.97

К103=: = 0.96

Марка 125

К111=: =0.95

К112=: = 0.97

К113=: = 0.97

Марка 150

К121=:  =0.88

К122=: = 0.97

К123=: = 0.96


 

Результаты расчетов объединим  в общую таблицу.

Таблица 3.7-Коэффициенты конкурентоспособности продукции

Фирма

Марка

Прочность

Водопоглощение

Масса

ОАО

«Стройке

рамика»

Марка 100

0,99 (-)

1,04 (-)

1,01 (-)

Марка 125

0,97 (-)

1,03 (-)

1

Марка 150

0,98 (-)

1,03 (-)

1,01 (-)

ОАО

«ЗСМ-7»

Марка100

0,89 (-)

1,02 (-)

0,99 (+)

Марка 125

0,95 (-)

1,02 (-)

0,99 (+)

Марка 150

0,91 (-)

1,01 (-)

0,98 (+)

ЗАО

«Кирпичный завод»

Марка100

0,93 (-)

0,94 (+)

1,02 (-)

Марка 125

1

0,96 (+)

1,04 (-)

Марка 150

0,95 (-)

0,96 (+)

1,04 (-)

ОАО

«Черепановский

ЗСМ»

Марка100

0,95 (-)

0,97 (+)

0,96 (+)

Марка 125

0,95 (-)

0,97 (+)

0,97 (+)

Марка 150

0,88 (-)

0,97 (+)

0,96 (+)

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы