Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.
Методика 2.
Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода - конкурентоспособность производитель тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.
Методика 3.
Методы измерения и оценки конкурентоспособности фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.
Методика 4.
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:
1.Показатели, характеризующие
эффективность
– издержки производства на единицу продукции;
– фондоотдача в стоимостном выражении;
– рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
– производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
2. Показатели финансового
– коэффициент автономии;
– коэффициент
– коэффициент абсолютной ликвидности.
3. Показатели эффективности
– рентабельность продаж;
– коэффициент затоваренности готовой продукцией;
– коэффициент загрузки производственной мощности;
– коэффициент эффективности
4. Показатели
– качество товара;
– цена товара.
Оценка конкурентной позиции предприятия требуется для:
– разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
– выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;
– привлечение средств инвестора в перспективное производство;
– составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.
В любом случае проведение оценки
преследует цель определения положения
фирмы на отраслевом рынке. Достижение
этой цели возможно лишь при условии оперативной
и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Важнейшей характеристикой товара (продукции) является его качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:
,
где Kij-коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj –основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;
Цi и Цj –цены реализации продукции i -й и j-й фирм.
Очевидно, что если Кij> 1, то продукция i-й фирмы (предприятия) по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов. Если для i-й фирмы более 50% значений К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.
В данной курсовой работе произведена
оценка конкурентоспособности
Таблица 3.1-стандарты по ГОСТ 530-2007 для марок кирпича 100, 125, 150.
Показатели |
Марки | ||
100 |
125 |
150 | |
Прочность, МПа |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
Водопоглощение, % |
Должно быть не меньше 6% | ||
Масса, кг. |
Должно быть не более 4,3 кг. | ||
Средняя рыночная цена, р./1000 шт. |
2500,0 |
2600,0 |
2700,0 |
Таблица 3.2- исходные данные для определения конкурентоспособности продукции - кирпича строительного.
Фирмы |
Показатели | |||||||
Цена, р./1000 шт. |
Прочность, МП а |
Водопоглащение, % |
Масса, кг. | |||||
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 |
марка 100 |
марка 125 |
марка 150 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.ОАО «Стройкерамика» |
2537 |
2667 |
2747 |
10.0 |
12.5 |
15.0 |
5.7 |
4.2 |
2.ОАО «ЗСМ – 7» |
2527 |
2637 |
2757 |
9.0 |
12.0 |
14.0 |
5.8 |
4.3 |
3. ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» |
2567 |
2617 |
2717 |
9.5 |
12.6 |
14.5 |
6.2 |
4.1 |
4. ОАО «Черепановский ЗСМ» |
2547 |
2627 |
2737 |
9.7 |
12.0 |
13.5 |
6.1 |
4.4 |
Рассчитаем
коэффициент
Таблица 3.3 - коэффициент конкурентоспособности
продукции ОАО
Прочность |
Водопоглащение |
Масса | |
Марка 100 |
К11=:=0.99 |
К12=: =1.04 |
К13=: = 1.01 |
Марка 125 |
К21=: =0.97 |
К22=: = 1.03 |
К23=: = 1 |
Марка 150 |
К31=: =0.98 |
К32=: = 1.03 |
К33=: = 1.01 |
Таблица 3.4 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО
«ЗСМ-7» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность |
Водопоглащение |
Масса | |
Марка 100 |
К41=:=0.89 |
К42=: =1.02 |
К43=: = 0.99 |
Марка 125 |
К51=: =0.95 |
К52=: = 1.02 |
К53=: = 0.99 |
Марка 150 |
К61=: =0.91 |
К62=: = 1.01 |
К63=: = 0.98 |
Таблица 3.5 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» по маркам кирпича 100, 125, 150
Коэффициент конкурентоспособности продукции
Прочность |
Водопоглащение |
Масса | |
Марка 100 |
К71=:=0.93 |
К72=: =0.94 |
К73=: = 1.02 |
Марка 125 |
К81=: =0.1 |
К82=: = 0.96 |
К83=: = 1.04 |
Марка 150 |
К91=: =0.95 |
К92=: = 0.96 |
К93=: = 1.04 |
Таблица 3. 6 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО
«Черепановский ЗСМ» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность |
Водопоглащение |
Масса | |
Марка 100 |
К101=:=0.95 |
К102=: =0.97 |
К103=: = 0.96 |
Марка 125 |
К111=: =0.95 |
К112=: = 0.97 |
К113=: = 0.97 |
Марка 150 |
К121=: =0.88 |
К122=: = 0.97 |
К123=: = 0.96 |
Результаты расчетов объединим в общую таблицу.
Таблица 3.7-Коэффициенты конкурентоспособности продукции
Фирма |
Марка |
Прочность |
Водопоглощение |
Масса |
ОАО «Стройке рамика» |
Марка 100 |
0,99 (-) |
1,04 (-) |
1,01 (-) |
Марка 125 |
0,97 (-) |
1,03 (-) |
1 | |
Марка 150 |
0,98 (-) |
1,03 (-) |
1,01 (-) | |
ОАО «ЗСМ-7» |
Марка100 |
0,89 (-) |
1,02 (-) |
0,99 (+) |
Марка 125 |
0,95 (-) |
1,02 (-) |
0,99 (+) | |
Марка 150 |
0,91 (-) |
1,01 (-) |
0,98 (+) | |
ЗАО «Кирпичный завод» |
Марка100 |
0,93 (-) |
0,94 (+) |
1,02 (-) |
Марка 125 |
1 |
0,96 (+) |
1,04 (-) | |
Марка 150 |
0,95 (-) |
0,96 (+) |
1,04 (-) | |
ОАО «Черепановский ЗСМ» |
Марка100 |
0,95 (-) |
0,97 (+) |
0,96 (+) |
Марка 125 |
0,95 (-) |
0,97 (+) |
0,97 (+) | |
Марка 150 |
0,88 (-) |
0,97 (+) |
0,96 (+) |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы