Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
В данной курсовой работе рассмотрим понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а так же расчет показателей конкурентоспособности фирмы и товара.В настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение 40.
Список используемой литературы 41.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Рj =[(1-x1j)2+(1-x2j)2+…(1-xnj)2]1/2,

Где Рj – рейтинговая оценка финансового состояния организации;

X1j,x2j,…,xnj- стандартизированные показатели j-й анализируемой организации.                                                                                                                                                    Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом ) показателей x1j, x2j,…,xnj:

Рj =[k1(1-x1j)2+k2(1-x2j)2+…kn(1-xnj)2]1/2

         Под стандартизированными показателями  понимают исходные показатели, приведенные в соразмерный вид через построение матриц.                                                      Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующихся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:

1. Показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности.

2. Показатели эффективности  управления.

3. Показатели оценки деловой  активности.

4. Показатели  оценки ликвидности  и финансовой устойчивости.

         В данной работе берутся следующие  показатели для расчетов Х1,…,Хn.                     Количество показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации. Все показатели имеют достаточно простой алгоритм расчета.

        1-я группа: чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала( чистая рентабельность равна отношению чистой прибыли к величине активов; рентабельность собственного капитала- это отношение чистой прибыли к величине собственного капитала);                      

        2-я группа: чистая прибыль на 1 р. Объема реализации и дивиденды на 1 акцию;

        3-я группа: отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской           задолженности;

       4-я группа: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.

Таблица 3.12

 

 

Показатели

Фирмы

1

2

3

4

1

группа

1.Чистая рентабельность

(отношение чистой прибыли  к величине активов)

0.03

0.07

0.05

0.05

2.Рентабельность собственного  капитала 

(отношение чистой прибыли  к величине собственного капитала)

0.05

0.1

0.09

0.22

2 группа

3.Диведенды на 1 акцию

(приложение 2)

0.37

0.32

0.25

0.49

4.Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

(отношение чистой прибыли  к объему продаж)

0.15

0.3

0.2

0.18

3

группа

5.Отдача всех активов

(объем продаж на1 р. активов предприятия)

0.22

0.23

0.27

0.3

6.Обарачиваемость дебиторской  задолженности

(объем продаж к величине  дебиторской задолженности)

1.2

0.85

1.6

1.2

4 группа

7.Коэффициент текущей  ликвидности

(отношение оборотных  средств к краткосрочным обязательствам)

1.1

0.89

0.76

0.7

8.Коэффициент автономии

(отношение собственного  капитала к баланса-нетто)

0.6

0.69

0.59

0.25


 

 После определения  всех перечисленных показателей  по всем фирмам рассчитываем рейтинговую оценку. Пусть стандартизированные показатели имеют вид:

Таблица 3.13

 

 

Показатели

Фирмы

1

2

3

4

1

группа

1.Чистая рентабельность

(отношение чистой прибыли  к величине активов)

0.43

1

0.71

0.71

2.Рентабельность собственного  капитала 

(отношение чистой прибыли  к величине собственного капитала)

0.23

0.45

0.4

1

2 группа

3.Диведенды на 1 акцию

(приложение 2)

0.8

0.65

0.5

1

4.Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

(отношение чистой прибыли  к объему продаж)

0.5

1

0.67

0.6

3

группа

5.Отдача всех активов

(объем продаж на1 р. активов предприятия)

0.73

0.77

0.9

1

6.Обарачиваемость дебиторской  задолженности

(объем продаж к величине  дебиторской задолженности)

0.75

0.53

1

0.75

4 группа

7.Коэффициент текущей  ликвидности

(отношение оборотных  средств к краткосрочным обязательствам)

1

0.8

0.69

0.64

8.Коэффициент автономии

(отношение собственного  капитала к баланса-нетто)

0.87

1

0.86

0.36


 

Воспользуемся формулой Pi=.

Результаты расчетов по этой формуле удобно свести в табл.3.14.

Таблица 3.14-Итоговые данные при определении финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы.

 

Показатели

Фирмы

Весовой

коэффициент

(Кi)

1

2

3

4

1.Чистая рентабельность

1.14

0

0.58

0.58

4

2.Рентабельность собственного  капитала 

1.33

0.95

1.03

0

3

3.Диведенды на 1 акцию

0.28

0.49

0.7

0

2

4.Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

0.7

0

0.47

0.57

2

5.Отдача всех активов

0.54

0.46

0.2

0

4

6.Обарачиваемость дебиторской  задолженности

0.35

0.66

0

0.35

2

7.Коэффициент текущей  ликвидности

0

0.45

0.69

0.8

5

8.Коэффициент автономии

0.23

0

0.24

1.1

3

Итого

4.57

3.01

3.91

3.4

-


        По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-й фирме).Минимальным показателем является значение показателей 2 фирмы (расчет делался по разнице показателей (1-Xij)).Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.

       Завершает  оценку конкурентоспособности фирмы  сведение оценок трех составляющих  и окончательное ранжирование  фирм по местам.

 

 

 

Таблица 3.15-Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм.

Составляющие оценки

конкурентоспособности

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

Маркетинговая

3

4

2

1

Производственная

4

1

2

3

Финансовая

4

1

3

2


 

   Фирма, имеющая  большее количество первых мест , является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:

1-е место – 2-я фирма;

2-е место – 4-я фирма;

3-е место – 3-я фирма;

4-е место - 1-я фирма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной курсовой работе описана структура и рассмотрены показатели конкурентоспособности продукции и фирмы.

    Курсовая работа  из трех разделов.

    В первом разделе  определена сущность конкуренции  как экономической категории,  ее способности, описаны функции  конкуренции, составлены три типа  конкурентного поведения и виды  конкуренции. Также рассмотрены  различные подходы по изучению конкурентной среды, описана организационная система наблюдения за действиями конкурентов  и три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами: первый – на основе права; второй- на основе сотрудничества и третий- на основе конкурентной борьбы.

     Во втором  разделе изложены теоретические  основы конкурентоспособности продукции и фирмы, рассмотрены наиболее широко используемые методы и их оценки.

     В третьем  разделе приведены расчеты показателей  конкурентоспособности продукции и фирмы.

     Подводя итог, можно сказать, что благодаря  данной курсовой работе были  изучены теоретические знания  о конкуренции, конкурентоспособности  и о формах конкурентного сосуществования,  а так же приобретены практические  навыки оценки конкурентоспособности  продукции и фирмы.

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. — М.: Крон-Пресс, 1993. — 302 с.
  2. Гончарова Н.П., Перерва П.Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. — Киев: 1998. — 267 с.
  3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 207 с.
  4. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. — 1997. — № 1.
  5. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / под ред. проф. С.Г.Светунькова. Сайт "I.Marketing", 21.11.06. - http://www.marketing.spb.ru/read/m19/index.htm
  6. Маркетинг: Учебник / Романов А.Н., Коряюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др.; Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.: ил.
  7. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2002.– 400 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Осипов Ю.М., Лобанов М.М., Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001 – http://www.dis.ru/market – электронное издание.
  9. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
  10. Радионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р., Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом №1  / 2000 – http://www.dis.ru/market – электронное издание.

 Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / М.: “Экономика”, 2000г

Новосибирск 2009

 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы