Оценка спроса и предложения на рынке кондитерских изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:40, отчет по практике

Краткое описание

В России объем сегмента шоколада составляет от 35 до 55% всего рынка кондитерских изделий.
Несколько лет назад российский рынок шоколада контролировали западные компании, которые прочно обосновались путем покупки отечественных фабрик, что давно стали резидентами. Именно они — «Kraft Foods», «Mars» и «Nestle» – владели основной долей шоколадного (в прямом и переносном смысле слова) сегмента до того, как осенью 2008 года на сцене появился финансовый кризис.

Содержание

1. Оценка спроса и предложения на национальном рынке кондитерских изделий.............................................................................................................3-8
2. Оценка спроса и предложения на региональном рынке кондитерских изделий……………………………………………………………………...8-12
3. Факторы, влияющие на уровень цен на рынке кондитерских изделий, прогнозы цен….……………………………………………………...…...21-26
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Практика.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

       Согласно данным Росстата, в 2009 году объем производства кондитерских изделий снизился в целом по стране на 4%, а в Самарской области на 1,75%. Как прокомментировал данную ситуацию консультант Управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин, «в силу своей специфики и, прежде всего, низкой «эластичности» спроса, этот сектор остался сравнительно устойчивым к последствиям кризиса». По его словам, в 2009 году спрос на рынке кондитерских изделий в значительной степени смещался в пользу более дешевой продукции. Однако в 2010 году конъюнктура этого рынка по РФ заметно улучшилась – по итогам года продажи выросли на 6%.

       Аналитик полагает, что в денежном выражении прирост этого рынка в ближайшее время, очевидно, будет сохраняться на достаточно высоких уровнях, что произойдет на фоне динамичного увеличения стоимости продукции, и, прежде всего, в сегменте сахаристых кондитерских изделий. Это связано со значительными темпами роста цен на основное сырье – какао-бобы, сахар-сырец и прочее.

       Его прогнозы подтверждают местные шоколатье. Так, по словам руководителя ООО «Добрые вести» Олега Обыденного, в прошлом году группа компаний увеличила объемы производства, начав его на новоприобретенных площадях в Чапаевске. По словам руководителя отдела рекламы КФ «Сладкодаров» Екатерины Исхаковой, предприятие, специализирующееся на производстве мучнистых кондитерских изделий, теперь приступит также к выпуску продукции из шоколада.

       Она  говорит: «Примерно через месяц мы планируем открыть цех по производству шоколадных изделий – будем выпускать конфеты в расфасовке класса «эконом». Думаю, емкость рынка дешевых шоколадных конфет довольно велика, что и позволит нам найти свою нишу».

       Директор по развитию КФ «Самарский кондитер» Ольга Евдокимова рассказала, что с наступлением кризиса компания расширила рынки сбыта, начав продавать продукцию в других регионах. Это помогло увеличить производство. При этом она отмечает, что на рынке шоколада и шоколадных изделий потребительский спрос значительно определяет патриотизм покупателей. Она отмечает, что в любом регионе намного лучше покупается продукция местного производителя. Так, например, конфеты под названием «Самарская изюминка» они пытались продавать в Москве и Санкт-Петербурге, однако объемы продаж были меньше ожидаемых. Как только убрали из названия слово «самарская», объемы значительно увеличились.

       Отдельно хотелось бы рассмотреть самую крупную и известную шоколадную фабрику нашей области - «Nestle».

       Компания «Nestle», входящая в четверку лидеров шоколадной отрасли РФ, не только давно и прочно обосновалась на российском рынке, но и во многом задает вектор его развития, способствует возникновению новых трендов и тенденций. Взгляд этого транснационального гиганта на рынок шоколада РФ  раскрывает Бруно Эмменеггер, директор шоколадного бизнеса «Nestle Россия»: «Мы продолжаем занимать лидирующие позиции в премиальном сегменте с шоколадными конфетами «Комильфо», а также в среднем ценовом сегменте, с шоколадными конфетами в коробках «Россия — щедрая душа» и с карамелью «Бон Пари». Также мы сохраняем уверенные позиции с брендами «KIT KAT», «Nestle», «Рузанна». До кризиса рынок демонстрировал стабильно хорошие темпы роста, однако динамика резко снизилась в прошлом году, с изменением экономической ситуации.

       Разумеется, кризис оказал существенное влияние на рынок шоколадной продукции: некоторые небольшие игроки были вынуждены уйти с рынка, уменьшились объемы продаж, снизился потребительский спрос на шоколадные изделия. Основная причина этого – уменьшение доходов потребителей, которые в первую очередь принялись экономить на продуктах не первой необходимости, к которым относятся и шоколадные изделия.

       В настоящее время рынок снова приближается к докризисным показателям. В премиальном сегменте рост происходит гораздо медленнее, но даже при таких темпах роста результаты можно оценить как достаточно серьезные.

       Рекламная активность участников российского рынка шоколада очень велика, т.к. высок уровень конкуренции на рынке. Рекламная деятельность в большой степени зависит от конкретного сегмента».

  1. Факторы, влияющие на уровень цен на рынке кондитерских изделий, прогнозы цен

       Вернемся ненадолго к озвученным выше данным о росте рынка шоколада за 2009 год: в натуральном выражении это 5,7%, а в стоимостном — 16%. Такая разница — чуть ли не втрое — между натуральным и денежным выражениями рынка объясняется очень просто — высокой инфляцией и ростом цен на какао.

       В 2010 году динамика роста цен на какао-бобы заставила кондитеров в буквальном смысле слова схватиться за головы: в июле цена на какао достигла своего пика за последние 33 года — 2732 фунта стерлингов за тонну. Предыдущий ценовой максимум на мировом рынке какао был достигнут в 1977 году (3410 фунтов стерлингов за тонну). К 1992 году цена упала практически в семь раз и с тех пор более или менее активно росла — и вот выросла до 33-летнего максимума. Причины отгадать несложно: во-первых, в Кот-Д'Ивуаре неспокойная ситуация, там и спокойно практически никогда не бывает; во-вторых, 13%-й рост потребления какао по сравнению с 2009 годом; в-третьих, ценовые спекуляции на шоколадном рынке. Отраслевые аналитики отмечают повышение роли трейдеров и спекулянтов в процессе формирования цен на какао, вследствие чего говорят о слабой прогнозируемости данного рынка — то есть понятно, что цены будут расти, вопрос — насколько?

       16 июля 2010 года трейдер Armajaro Holdings купил 241 тыс. тонн какао-бобов, то есть фактически весь объем какао-сырья, необходимого для европейского производства. Эта операция стала крупнейшей на рынке какао-бобов за последние 14 лет. Нет нужды объяснять, почему цены на какао немедленно взлетели. И если в 2009 году цены на какао выросли на 23%, то в 2010 и 2011 гг. эксперты ожидают продолжения этой не самой приятной для производителей шоколада тенденции.

       Показательный факт: крупнейшая за 14 лет сделка на рынке какао, заставившая вздрогнуть всех производителей шоколада, произошла буквально через несколько дней после Конференции ООН по какао, целью которой было сделать рынок более прозрачным и, следовательно, более предсказуемым и устойчивым. 

       В течение этого года сырьевые биржи демонстрировали пиковый рост цен на какао-бобы. По мнению аналитиков, это скорее искусственно создаваемая биржевая спекулятивная игра. В реальности скорее конъюнктура рынка какао-бобов подстраивается под существующий на рынке спрос, так как большинство крупных производителей шоколада уже перешли на схему импорта сырья по фиксированным ценам в рамках долгосрочных фьючерсных контрактов. Рост цен на готовую продукцию можно прогнозировать на уровне, не превышающем 10-12% — в качестве коррекции ежегодного среднего процента инфляции сырьевых рынков и роста затрат на электроэнергию и логистику, не более.

       После летнего максимума цен и четырехлетнего дефицита эксперты и трейдеры прогнозировали избыток предложения какао в сезоне 2010-2011 гг. Благоприятная погода в Западной Африке стала причиной остановки роста цен и снижения их на треть — до 1900 фунтов стерлингов за тонну.

       По прогнозам, урожай какао-бобов в новом маркетинговом году составит около 1,4 млн. тонн, что на 15% превышает показатель этого года. При этом, по оценке аналитиков, потребление шоколадного сырья останется примерно на том же уровне, возможно, его рост не превысит 4%. Исходя из этих прогнозов, эксперты делают вывод о том, что на мировом рынке возникнет избыток предложения — от 50 тыс. до 250 тыс. тонн, прервав, таким образом, дефицитную тенденцию, длящуюся четыре года. Однако трейдеры не верят в сильное падение цен на сырье в дальнейшем, очевидно, что они попытаются воспрепятствовать этому падению. Кроме того, они говорят о том, что производители шоколада, среагировав на удешевление сырья по сравнению с летним взлетом цен и избыточным предложением, решат пополнить свои запасы какао, что приведет к достаточно быстрому прекращению снижения стоимости какао-бобов.

       Градус плавления шоколада: сколько наши кондитеры заплатили за жару?

       Казалось бы, отказаться от шоколада потребители всего мира просто не в силах — даже кризис, больно ударивший по кошелькам покупателей, не смог заставить их остановиться в потреблении сладкого антидепрессанта. А вот лето 2010 года оказалось в этом плане сильнее кризиса: из-за аномальной жары на 40% упали продажи кондитерских изделий в РФ — это как минимум вдвое больше обычного сезонного спада продаж. Очевидно, что из всего рынка кондитерских изделий сильнее всего пострадали шоколадные изделия — у россиян не было никакого желания покупать тающие и липкие шоколадки и конфеты. К слову, такой серьезный спад продаж стал в том числе результатом нехватки оборудования для хранения и перевозки шоколадной продукции. И в этой ситуации даже скидки до 40% на некоторые сладости, которые установили многие сети, не помогли исправить положение. А вот производители на этих сетевых акциях, разумеется, потеряли — ведь ретейлеры зачастую устанавливали дисконт за счет снижения отпускной цены шоколадных фабрик.

       Некоторые производители попытались выйти из положения иначе, не полагаясь на такой способ повышения лояльности покупателей к тающему на жаре шоколаду, как скидки. Так, «Kraft Foods» заявил о своем решении разработать инновационную упаковку для шоколада, которая защитит его от таяния при температуре до 40 градусов жары. Кроме того, по заявлению представителей компании, такая упаковка сможет уберечь изделие от образования белого налета при попадании на него солнечных лучей. Отраслевые аналитики уже говорят о том, что «Kraft Foods» со своей инициативой может произвести настоящую революцию в сегменте упаковки для шоколада, сравнимую с той, когда пластиковая пленка пришла на смену фольге.

       Как бы там ни было, пока революционная терморегулирующая упаковка еще не создана, а вот проблемы — налицо. Не только российские власти, но и производители и ретейлеры оказались совершенно не готовы к летней жаре.

       У каждого производителя летом 2010 года были свои потери, и у всех они стали значительными. Однако на традиционном осенне-зимнем спросе данная ситуация никак не отразилась. Шоколад тает при температуре 28-32 градуса. Транспортировать шоколадные изделия и торговать ими при более высокой температуре очень проблематично, поэтому летом 2010 года наблюдалось большое падение продаж.

       Что  касается прогнозов, то цены  на сладости будут расти. За прошедший год цена на шоколадную продукцию в розничной сети увеличилась на 10-15%, тогда как цены на сырье для производителя поднялись по разным позициям от 15 до 50%.

       Производство на 80% зависит от импортного сырья – это какао-бобы, сахар, орехи, изюм, упаковочные материалы. С учетом нестабильной ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках цены на эти компоненты и дальше будут расти. Это приведет к удорожанию шоколадной продукции для конечного потребителя, утверждают эксперты. Летом происходит сезонный спад спроса на шоколадную продукцию. Еще несколько месяцев розничная цена на это лакомство останется стабильной. Однако, уже с конца июля, начала августа этого года розничные цены могу вырасти на 50% – этому способствует рост цен на сырьевых рынках.

       В прошлом году цена на шоколад и шоколадные изделия выросли на 10-15%. С конца июля, начала августа цены на шоколад могут вырасти на 50%.

        На вопрос о перспективах российского рынка шоколада все   эксперты как один отвечали: «Перспективы есть!» И это единодушие не может не радовать, оно означает, что отрасль, несмотря на все сложности финансового, административного и другого характера, активно развивается. Ожидания участников рынка и отраслевых аналитиков на ближайшее будущее сегмента шоколада по больше части совпадают. Вот они:

• падение спроса на премиальную  продукцию и рост спроса в экономсегменте;  

• рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов;

• в свете вышеназванных  тенденций прогнозируется пересмотр многими компаниями своей ассортиментной политики и выпуск шоколадной продукции экономсегмента;

• развитие участниками  рынка производства шоколадных изделий  меньших размеров;

• изменение формата  упаковки соответственно современным  тенденциям и потребительским предпочтениям.

       Если говорить о перспективах развития ассортимента, то  эксперты видят их в новых оригинальных вкусовых сочетаниях, экзотических добавках и начинках. Кроме того, перспективным   видится такое направление развития, как создание более сложных видов продукции, — здесь речь идет в первую очередь о шоколадных конфетах и драже. Анна Данильченко, руководитель службы маркетинга кондитерской фабрики «АЙКО»: «Основные тренды и перспективы рынка шоколада я бы определила следующим образом: 
- шоколадные плитки: активно развивается сегмент порционных шоколадок; 
- весовые шоколадные конфеты: потребители все более требовательны к качеству продукции;

- шоколадные конфеты  в коробках: рынок растет, упаковка  становится все более интересной  и привлекательной; 

- шоколадные батончики: основные  лидеры определены, формируются  подсегменты».

       Перспективы развития отечественного рынка заключаются в увеличении уровня потребления шоколада до тех показателей, которые существуют на сегодняшний день в развитых странах мира. По мере восстановления устойчивости национальной экономики, уровня доходов населения и оживления потребительского спроса будет происходить рост во всех категориях шоколадного рынка. Основные тенденции развития – вывод на рынок новых вкусов, поиск и разработка уникальных рецептур и технологий, адаптация позиционирования продукта и упаковки к изменяющейся рыночной конъюнктуре, поиск и продвижение новых товарных ниш, активное маркетинговое сопровождение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. http://www.shokolad.biz/
  2. http://abrikosov-sons.ru/obzor_rossiyskogo_rynka_
  3. http://www.conditer.ru/
  4. http://www.statinfo.biz/
  5. http://www.foodretail.ru
  6. http://www.samarskieizvestia.ru
  7. http://www.gks.ru

Информация о работе Оценка спроса и предложения на рынке кондитерских изделий