Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:59, контрольная работа
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.
Легко руководителю, которого служба персонала "вооружила" таким инструментом, как процедура аттестации. Практика, увы, показывает, что инструмент этот есть далеко не у всех, да и качество его иногда оставляет желать лучшего.
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.
Легко руководителю, которого служба персонала "вооружила" таким инструментом, как процедура аттестации. Практика, увы, показывает, что инструмент этот есть далеко не у всех, да и качество его иногда оставляет желать лучшего.
Руководителям, которым не повезло, начинает оценивать персонал самостоятельно. Начинается такая оценка, как правило, с выяснения обстоятельств дел в выполнении должностных обязанностей, поведением, эффективностью, компетентностью, особенностями характера, умением руководить, соблюдением дисциплины, проявлением инициативы, ответственностью и т.п. Когда же не получается оценивать по этим критериям, оценка продолжается по внешнему виду, лояльности к компании, точность и аккуратность. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Увы, гарантировать при таком подходе можно только колоссальные затраты времени и нервов, вероятность ошибки, проблемы с дальнейшим ответом на вопросы подчиненного: "А почему мой сосед получил премию больше, чем я?"
Рассмотрим алгоритм оценки сотрудников.
1. Подобрать критерии
оценки, соответствующие тому, чем
должен заниматься сотрудник
в данной должности,
2. Описать критерии оценки.
3. Проверить, насколько
понятны критерии для
4. Минимизировать свои
усилия. Рассмотреть критерии, важные
для данной должности и не
очень (от последних стоит
5. Еще раз оценить оставшиеся
критерии (достаточно ли они понятны)
и привести шкалу оценки в
соответствие с реальностью (
Таким образом, адекватная оценка становится необходимой и очевидной для эффективного решения следующих задач:
1) способность рационально подбирать и расставлять кадры;
2) умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
3) способность и умение поддерживать дисциплину и
4) отстаивать интересы дела;
5) распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
6) учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
7) стимулировать работников и т.д.
В таблице 1 приводятся критерии оценки персонала по пятибалльной шкале, а так же описание той или иной оценки.
Таблица 1. Критерии оценки персонала
Критерии |
оценки | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
Качество работы |
очень высокий уровень аккуратности и точности |
Аккуратность и точность выше ожидаемого уровня, ошибки встречаются очень редко |
Качество работы соответствует предъявляемым требованиям |
Бывает небрежен, встречаются ошибки, иногда приходится проверять его работу. |
Низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки и исправления. |
Объём работ (количество) |
Очень быстрый и энергичный сотрудник. Постоянно с завидной легкостью делает больше, чем от него ждут. |
Работает быстро. Часто выполняет больший объем работ, чем запланировано. |
Работает стабильно. Выполняет плановые показатели. |
Работает медленно. Необходимо подгонять. |
Работает медленно, теряет много
времени впустую, не справляется
с запланированным объемом |
Присутствие на работе |
Чрезвычайно надежен. Всегда на работе и вовремя. |
Надежен. Редко отсутствует, если отсутствует, то по уважительной причине. Всегда заранее ставит в известность об отсутствии руководителя и коллег. |
Случается отсутствие на работе по уважительной причине, не имеющее серьезных негативных последствий для работы. |
Ненадежен. Не всегда пунктуален. О cвоем отсутствии иногда забывает своевременно предупредить. |
Часто отсутствует или опаздывает. Крайне ненадежен. Своевременно никого не ставит в известность об отсутствии. |
Лояльность к организации (отделу) |
Очень хорошо знает организацию и предан ей. Всегда ставит интересы организации выше своих. |
Позитивно воспринимает организацию и себя в организации. Не позволяет себе неконструктивной критики. Доволен тем, что работает в компании. |
Доволен тем, что работает в компании. Избегает публично выражать недовольство организацией, коллегами, начальником. |
Не ощущает себя частью организации. Иногда не сдерживает негативные эмоции по отношению к организации |
Крайне негативно относится к организации. Преследует свои личные цели. Критикует компанию и коллег как на работе, так и за ее пределами. |
Для небольшой организации
с численностью персонала до 100 человек
основная задача оценки персонала - отбор
«правильных» людей в компанию. Причем
в этом случае основной акцент делается
не столько на профессиональные качества,
сколько на умение «вписаться» в
коллектив, работать в соответствии
с реальными потребностями
Правильный отбор персонала в небольшую компанию вполне по силам менеджеру, который может провести интервью по компетенциям, проанализировать представленные кандидатом документы, рекомендации с предыдущего места работы.
В средних компаниях с численностью персонала более 100 человек наряду с задачей отбора «правильных» людей есть необходимость применять единые критерии при приеме, переводе, мотивации персонала. Это предъявляет особые требования к методам оценки. Результаты оценки должны быть формализованы и представлены в едином формате, что позволит сравнить нескольких сотрудников по их оценочным данным.
В этом случае оценку сотрудников в описательной форме необходимо подкрепить количественными данными, которые позволят опереться на объективную информацию при принятии управленческих решений.
При использовании методов
оценки персонала в масштабной компании
с количеством персонала от 1000
человек предусматривается
Результаты оценки персонала крупной компании должны позволять сравнивать всех сотрудников друг с другом. Эти результаты должны храниться в кадровых информационных системах, чтобы ими было легко пользоваться при выполнении функций. Для этого необходимо создать системную технологию оценки персонала и автоматизированную систему для хранения и использования данных оценки. Очевидно, что решение этой задачи возможно только в том случае, если оценка персонала выделена как отдельная функция и находится в руках специалистов (внутренних или внешних, в зависимости от подхода компании).
Создание же системы оценки персонала будет состоять из следующих этапов:
1) Разработка модели компетенций;
2) Профилирование должностей;
3) Выбор оптимальных методов для оценки компетенций;
4) Создание форм предоставления результатов;
5) Адаптация автоматизированной
системы для хранения
При унификации результатов оценки и их релевантности для принятия кадровых решений необходимо разработать единый набор профессионально важных качеств (ключевых компетенций) сотрудников, имеющих большое значение для достижения компанией ее стратегических целей. В этой модели компетенций могут быть обобщены представления компании о том, какие сотрудники ей важны, проявление каких качеств будет поощряться, на развитие каких навыков будут выделены деньги.
Потребность оценить степень
выраженности у сотрудника важных для
его будущей должности
Таким образом, для создания
оптимальной и эффективной
Торговля — это отрасль экономики и вид экономической деятельности, объектом деятельности которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров.
Торговая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.
В торговых организациях производственный
процесс, как правило, отсутствует,
их деятельность связана с перепродажей
ранее приобретенных или
В зависимости от правового положения торговые организации - торги, объединения, конторы, тресты общественного питания - делятся на три вида:
1) торговые организации, в состав которых входят только предприятия, не пользующиеся правами юридического лица. Такие организации являются юридической фигурой предприятия, выступают как субъекты гражданского оборота, но в то же время являются и органами управления, осуществляющими соответствующие функции в отношении предприятий - торговых единиц, входящих в их состав;
2) торговые организации, в состав которых входят только предприятия, являющиеся юридическими лицами. В этом случае торговая организация выступает по отношению к предприятиям как орган хозяйственного управления, осуществляющий планово-регулирующую деятельность, « не обладает правами торгового предприятия. Организации данного вида осуществляют наряду с управленческими и хозяйственные функции (материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание, капитальное строительство и капитальный ремонт подчиненных торговых предприятий и т.д.);
3) торговые организации смешанного вида, в состав которых входят как предприятия, пользующиеся правами юридического лица, так и торговые единицы. В этом случае правовое положение торговой организации отличается сложностью: по отношению к магазинам, не являющимся юридическими лицами, она выступает как торговое предприятие, а по отношению к магазинам - юридическим лицам - как орган хозяйственного управления.
Первым параметром классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные магазины и т.д.
В более широком смысле мы можем говорить о широте и насыщенности ассортимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля .
Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополнительно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазины одежды - это магазин обособленного полного ассортимента, магазин мужской одежды - это магазин с ограниченным ассортиментом, а магазин, торгующий мужскими рубашками, которые сшиты на заказ, - это узкоспециализированный магазин. В последнее время распространение специализированных магазинов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного - двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится 60-70% всей площади торгового центра. Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров - обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами.