Повышение результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат».
Объектом исследования явилось ОАО «Саранский хлебокомбинат».
Предметом исследования выступает коммерческая деятельность предприятия.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты имеют вид практических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия. Отдельные разработки курсовой работы могут использоваться как ОАО «Саранский хлебокомбинат», так и другими предприятиями.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..….51 Концептуальные основы оценки результативности коммерческой деятельности предприятия в условиях современного рынка……………..…..……...7
1.1 Содержание коммерческой деятельности……………………..……..…7
1.2 Содержание и задачи сбыта готовой продукции……………..…...…..10
2 Оценка результативности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»…………………………………………………………………………………..14
2.1 Оценка динамики, структуры и распределения прибыли предприятия...……………………………………………………………………………........14
2.2 Анализ объемов продаж предприятия………………………………………………………………...………………....16
2.3 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»…………………………………………………………………………………..19
3 Повышение результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»………………………………………………………………………………..…23
3.1 Оптимизация затрат на рассматриваемом предприятии…………………………………………………………………………………...23
3.2 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли и рентабельности и повышение конкурентоспособности предприятия………………...………26
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка результативности коммерческой деятельности предприятия в усл. соврем рынка.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сделан вывод  о благополучной динамике роста  выручки от реализации продукции ОАО «Саранский хлебокомбинат».

При оценке результатов  финансовой деятельности большую пользу могут дать  межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятии на рынке.

 

2.3 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»

 

Показатели рентабельности характеризуют результативность и эффективность коммерческой деятельности предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике ценообразования.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

    1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
    2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
    3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рассчитаем показатели рентабельности основных показателей деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат» в таблице 5.

По данным таблицы 5 видно, что уменьшились следующие виды рентабельности:

- продаж на 0,1133%;

- основной деятельности  на 0,1318%.

Несмотря на отрицательное  изменение, увеличилась рентабельность основного капитала, внеоборотных активов, затрат живого труда, собственных средств.

 

Таблица 5 - Анализ показателей рентабельности ОАО «Саранский хлебокомбинат» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение

Выручка от реализации

66339

67982

1643

Себестоимость реализованной продукции

61456

62633

1177

Прибыль от реализации

1440

1385

-55

Балансовая  прибыль

828

694

-134

Чистая прибыль

828

694

-134

Стоимость имущества

20498

19169

-1329

Источники собственных  средств

11207

10964

-243

Основные средства и прочие внеоборотные средства

9706

9819

113

Расходы на заработную плату и социальное страхование

1708

443

-1265

Доходы по ценным бумагам и от долевого участия

-

-

-

Средства, вложенные  в другие предприятия

-

-

-

Рентабельность  продаж

2,1706

2,0373

-0,1333

Рентабельность  затрат живого труда

48,4777

156,6591

108,1813

Рентабельность  основной деятельности

2,3431

2,2112

-0,1318

Рентабельность  основного капитала

4,0394

3,6204

-0,4189

Рентабельность  основных средств и прочих внеоборотных активов

8,5308

7,0679

-1,4628

Рентабельность  собственных средств

7,3882

6,3298

-1,0584

Период окупаемости  собственного капитала

13,5350

15,7982

2,2632

Рентабельность  средств, вложенных в другие предприятия

-

-

-


 

По всем остальным  пунктам эффективность не только не повысилась, но и продолжает снижаться, в частности, неэффективна продажа  продукции, неэффективно использование основного капитала, внеоборотных средств.

В данном случае наиболее интересно рассмотрение изменения эффективности использования собственного капитала. Рассмотрим факторы, влияющие на рентабельность собственного капитала как отрицательно, так и положительно. Используя формулу Дюпона и приём абсолютных разниц, определим влияние основных факторов на изменение рентабельности собственного капитала в 2011 году.

Формула Дюпона имеет  следующий вид:

Кр5 = КQ * f * КФЗ  (3), условные обозначения которой даны в таблице 6.

Представим расчёты  в виде таблицы 2.8.

 

Т а б л  и ц а 6 - Расчётная таблица

№ строки

Показатель

Обозначения

2010 г

2011 г

Отклонения (+,-)

1

2

 

3

 

4

 

 

5

 

6

7

 

8

Чистая прибыль, тыс. руб.

Объём реализации продукции, тыс. руб.

Среднегодовая сумма всех средств предприятия, тыс. руб.

Среднегодовая сумма собственных средств предприятия, тыс. руб.

Рентабельность  реализованной продукции, %

Коэффициент ресурсоотдачи

Коэффициент финансовой независимости

Коэффициент рентабельности собственного капитала, %

 

 

 

 

 

 

 

 

КQ

 

f

КФЗ

.

Кр5

828

66339

 

20498

 

11207

 

 

2.1706

 

3.2363

1.8290

 

12.8481

694

67982

 

19169

 

10964

 

 

2.0373

 

3.5464

1.7483

 

12.6316

-134

+1634

 

-1329

 

-243

 

 

-0.1333

 

+0.3101

-0.0807

 

-0.2165


 

С помощью метода абсолютных разниц рассчитаем влияние каждого  фактора отдельно (табл. 7).

Таблица 7 - Расчёт влияния основных факторов на рентабельность собственного капитала ОАО «Саранский хлебокомбинат» в 2011 году

Фактор

Степень влияния  фактора

на результативный показатель

Рентабельность  продаж

Ресурсоотдача

Финансовая  зависимость

2,1706

3,2363

1,8290

-

-0,1333

3,2363

1,8290

-0,7890

2,0373

+0,3101

1,8290

+1,1555

2,0373

3,5464

-0,0807

-0,5830


 

Таким образом, общее  снижение коэффициента рентабельности основного капитала, т. е. неэффективность его использования определяется отрицательной динамикой изменения рентабельности (эффективности) продаж на 0,1333 пункта, а также снижением коэффициента финансовой зависимости на 0,0807 пункта. Подтверждается эффективное использование материальных и трудовых ресурсов на рассматриваемом предприятии. Положительное влияние данного показателя увеличило коэффициент рентабельности собственного капитала на 1,1555 пункта.

Коммерческая деятельность ОАО «Саранский хлебокомбинат» за рассматриваемый период времени остаётся неэффективной, в ближайшей перспективе без каких-либо попыток улучшить положение эффективности любого процесса будет падать. Инвестиционная деятельность на финансовом рынке не привлекает руководство предприятия, хотя этот аспект, требует внимания при условии функционирования предприятия в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

3 Повышение  результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»

 

3.1 Оптимизация  затрат на рассматриваемом предприятии

 

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3.1).

Рис 3.1. Блок-схема резервов увеличения прибыли от реализации продукции.

 

Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

                (1)

На рассматриваемом  предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может  достигать значения 2200 тыс. тонн в  год. В настоящее время производиться 2123 тыс. тонн в год.

Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:

2200 - 2123 = 77 тыс. тонн

В отчетном году сумма  прибыли от продаж, приходящаяся на единицу продукции составила:

1385 тыс. руб. / 2123 тыс.  тонн = 0,6523 руб./т.

Резерв роста прибыли  составляет:

77 * 0,6523 = 50,2271 тыс. руб.  Это при условии, что объём  продукции, пользующейся спросом будет постоянен.

Резервы увеличения прибыли  за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

             (2)

Расчеты экономистов  предприятия показали, что при  более высоком уровне организации  рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 руб.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

0,20*(2123 + 77) = 440 тыс. руб.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение  качества товарной продукции. Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает пищевую продукцию  в соответствии с требованиями ГОСТа.

Аналогично тому, как  был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости  можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Хлебобулочные и кондитерские изделия, производимые предприятием являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т. к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем  поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам. В данном случае к таковым можно отнести весь Поволжский регион.

При оптимизации структуры  рынков сбыта на данном предприятии  реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 руб.

Повышение прибыли в  этом случае составит:

          (3)

Р­Пц = 0,15*(2123 + 77) = 330 тыс. руб.

В заключение анализа  необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл. 8).

 

Таблица 8 - Влияние резервов роста прибыли ОАО «Саранский хлебокомбинат» на ее изменение

Источник резервов

Соответствующее увеличение прибыли, тыс. руб.

Увеличение объема продаж

50,2271

Снижение себестоимости продукции

440,0000

Оптимизация структуры сбыта

330,0000

Итого

820,2271


 

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

,     (4)

где Р­R – резерв роста рентабельности; Rв   – рентабельность возможная; Rф  – рентабельность фактическая; Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции; VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста; Свi - возможный уровень себестоимости всех видов продукции с учетом выявленных резервов снижения; Пф – фактическая прибыль от реализации продукции; Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности составит:

Р­R = (1385 + 50,2271)*100 / (2200*29,3021)  - (1385 / 62633) = 2,2042 %.

Мы видим, что после  внедрения описанных выше мероприятий  рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 2,2042% и составить: 2,2112 + 2,2042 = 4,4154%.

Таким образом, для  ОАО «Саранский хлебокомбинат» были рассчитаны резервы увеличения рентабельности.

 

3.2 Мероприятия,  направленные на увеличение прибыли  и рентабельности и повышение конкурентоспособности предприятия

 

Для преодоления такого положения финансово-хозяйственной  деятельности в области антикризисного управления предприятия необходимо срочное принятие мер по антикризисному управлению организацией, возможно также расширение штата сотрудников высококвалифицированным персоналом.

Важным фактором увеличения производственной мощности предприятия  является полное использование всего наличного оборудования.

Предприятие несёт потери от бездействующего оборудования. Во-первых, потому, что это замороженные средства, которые вложены в них. Во-вторых, предприятие платит в бюджет государства  за все наличные промышленно-производственные основные средства, в том числе и за бездействующие, т. е. за те, которые ничего не производят, тем самым соответственно уменьшается сумма прибыли, а следовательно, и суммы отчислений от прибыли в фонды предприятия.

Информация о работе Повышение результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»