Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения осведомленности потребителей 6
1.1. Осведомленность потребителей о своих правах 6
1.2. Консьюмеризм 18
1.3. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 20
2. Анализ осведомленности потребителей о своих правах 24
2.1. Уровень правовых знаний населения Набережных Челнов 24
2.2. Исследование степени осведомленности потребителей на примере магазина «Эльдорадо» 25
3. Рекомендации по повышению уровня осведомленности потребителей о своих правах 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
3. Продавец (исполнитель)
не вправе без согласия
1. Защита прав
потребителей осуществляется
2. Иски предъявляются
в суд по месту жительства
истца, или по месту
3. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также республиканский антимонопольный орган, органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Объектом правоотношений
по защите прав потребителей является
товар – готовое изделие, которое
реализуется гражданину-
Работы –
деятельность исполнителя, материальные
результаты которой передаются потребителям
для удовлетворения их личных бытовых
нужд. Услуги – деятельность исполнителя,
не создающая материального
Развитие консьюмеризма в России будет продолжаться вместе с ростом уровня экономического развития и уровня потребления в рамках развития концепции социально-этичного маркетинга.
Одной из целей консьюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств1. Поэтому консьюмеризм связан с ограничением влияния маркетеров на поведение потребителей.
Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:
1) группы, ориентированные
на потребителей, озадаченные преимущественно
ростом потребительского
2) государство,
действующее посредством
3) бизнес, действующий
посредством конкуренции и
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие - заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей.
Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание потребностей. Ещё одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.
Действующее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 30/248). Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему, отсутствовала система государственной защиты потребителей.
Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.
Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нём механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причинённый моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.
Закон РФ «О защите прав потребителей» [4, стр.54] вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий защиты прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
Основным органом, контролирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный комитет (ГАК РФ). Территориальные органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение даёт им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью.
В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.
Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного законодательства по защите прав потребителей.
16 января 1996 года
была опубликована новая
Сложившийся в настоящее время в Набережных Челнах уровень правовых знаний населения, к сожалению, нельзя охарактеризовать как "достаточный". И это несмотря на то, что значительная часть складывающихся в обществе отношений между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, гражданами и органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются государством посредством издания нормативных правовых актов. Недостаточная осведомленность населения в правовых вопросах влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций, складывающихся или в результате обоюдной правовой неграмотности сторон, или в результате того, что одна из сторон недостойным (но в рамках закона) образом применяет нормы права, ставя своими действиями в невыгодное положение другую сторону.
Совершенно недопустимо умаление прав граждан, вызванное тем, что граждане не в полной мере обладают информацией о своих правах или не знают, какими методами возможно обеспечение их соблюдения.
Кроме того, низкая правовая культура граждан является источником ненамеренного нарушения прав других граждан, что также недопустимо в условиях гражданского общества.
Усложняется функционирование органов государственной власти, так как сотрудники этих органов вынуждены тратить значительное время на разъяснение населению их прав и обязанностей, которыми они обладают и которые на них возложены в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ситуация требует безотлагательного разрешения. При этом эффективное решение проблемы возможно только при комплексном, системном подходе с максимально возможным привлечением людских, материальных и финансовых ресурсов.
Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав, отсутствие в Республике Татарстан системы всеохватывающего потребительского образования и просвещения.
Принята Долгосрочная целевая программа развития комплексной системы защиты прав потребителей в республике на 2013-2015 гг.
Цели Программы - создание условий для эффективной защиты прав потребителей и развития потребительского рынка товаров, работ и услуг.
Объем финансирования Программы составляет 12 млн. руб. из бюджета республики. Объем финансирования по годам реализации Программы составит 3,3 млн. руб., 4,0 млн. руб. и 4,7 млн. руб. соответственно. Кроме того, реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования министерств и ведомств.
Представлен перечень программных мероприятий.
В результате реализации Программы ожидается снижение количества обращений граждан по фактам нарушений законодательства в области защиты прав потребителей на 10% по отношению к показателю 2012 г. Увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, на 15%. Увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав, на 20%.
Также ожидается увеличение количества выпущенных в СМИ материалов, касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 30% и др.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности потребителей о правах, был проведен опрос среди покупателей магазина.
1) Знаете ли
вы о существовании Закона
РФ «О защите прав
Информация о работе Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах