Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения осведомленности потребителей 6
1.1. Осведомленность потребителей о своих правах 6
1.2. Консьюмеризм 18
1.3. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 20
2. Анализ осведомленности потребителей о своих правах 24
2.1. Уровень правовых знаний населения Набережных Челнов 24
2.2. Исследование степени осведомленности потребителей на примере магазина «Эльдорадо» 25
3. Рекомендации по повышению уровня осведомленности потребителей о своих правах 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
2) Приходилось ли Вам когда-либо отстаивать свои права как потребителя товаров или услуг?
Есть среди них и счастливчики, которым этого делать до сих пор не приходилось, так как «не было прецедентов» и «пока везет». Некоторые уверены, что их минует чаша сия, поскольку «делая покупки в солидных организациях, отстаивать права не приходится. Сервис становится более качественным, и большинство неприятных вопросов по поводу некачественного обслуживания решаются на месте очень быстро».
У других же «нет на это времени и жалко на это своих сил» или они и вовсе считают, что попытка отстоять свои права – пустая трата времени и нервов: «Себе дороже!»; «В наше время это нереально для работающего человека. Только тот, у кого есть время, зная закон и свои права, может дойти до конца, да и то – если нервы в порядке».
Уровень
осведомленности потребителей
В магазине «Эльдорадо» нет информации о наименованиях, адресах и телефонных номерах продавцов как юридическом лице. Оказывается, что даже крупный супермаркет может не обладать правом юридического лица, а быть лишь филиалом общества с ограниченной ответственности. Например, челнинский магазин «Эльдорадо» является филиалом ООО «Эльдорадо». Однако в получении информации о юрлице в филиале, а также по справочному телефону системы «Эльдорадо» было отказано.
Если в купленном в таком магазине бытовой технике выявился брак, то решить проблему по выбранному вами варианту вам не удастся. При несогласии с действиями работников магазина, вы не сможете защитить свои права через суд. Если судье уже известно, что магазин является лишь филиалом, то он предложит указать название и адрес юридического лица. Иначе представители магазина вполне законно не будут являться в суд и дело для истца будет проиграно.
Гарантийный срок
на товар устанавливает
В одном из супермаркетов «Эльдорадо» интересуемся у покупателей приобретёнными товарами. Мужчина купил для весеннего обогрева садового домика тепловентилятор. Руководство по эксплуатации под названием «Инструкция пользователя» на двух языках: русском и английском. Оно и понятно, ведь написано, что изготовлено в Великобритании. Есть и адрес изготовителя в Лондоне. Но чуть ниже: «сделано в Китае» и тоже адрес. На гарантийном талоне написано: «гарантия 1 год» И только на русском. А что было до перевода – неизвестно. Но даже одним годом покупатель не сможет воспользоваться. В инструкции есть раздел «Если тепловентилятор не работает». Там написано, что если Вы сами не сможете устранить неисправность, обратитесь в сервисный центр. Но ни в инструкции, ни в гарантийном талоне адреса такого центра нет.
С большой вероятностью можно предположить, что выдаваемые покупателям гарантийные сроки значительно меньше, чем гарантии производителей. Оказывается и здесь есть лазейки для мошенничества. Некоторые продавцы придумали хитрый ход. Зная, что на технику, ну, скажем, на телевизор, гарантия производителя три года, в талоне, иногда на чеке пишется 12 месяцев, а покупателю предлагается так называемый «сертификат на дополнительное бесплатное сервисное обслуживание» в течение ещё двух лет. Естественно, за дополнительную плату, сумма которой достигает 10 – 15 процентов от стоимости покупки. Причём, продавец ничем не рискует, потому что всё это в пределах срока гарантии изготовителя, который известен только ему. А до возврата товара производителю дело вряд ли дойдёт, поскольку покупателю не всегда удаётся вернуть товар продавцу. Если первоначальный гарантийный срок уже прошёл, покупателю расскажут, что «сертификат» даёт право только на бесплатное сервисное обслуживание, и никакие другие нормы закона о правах потребителей не действуют. В подобных случаях наиболее настойчивые покупатели при помощи обществ потребителей и органов Роспотребнадзора иногда добиваются возмещения причинённого им ущерба.
«Эльдорадо» пытается привлечь клиентов различными акциями. Наиболее частые – это подарки при покупке товара. Однако получить подарок не всегда удается. При оплате покупки в кассе может оказаться, что подарки «только что» закончились и возможно их подвезут только к вечеру. Но даже, если вам подарок все-таки предоставят, на нем будет наклеена табличка: «Подарок. Возврату и обмену не подлежит». Юридически вроде бы все правильно. Здесь не имеет место договор купли-продажи. Тогда в случае, если подарок оказался ненадлежащего качества, у потребителя есть право предъявить претензию изготовителю. Однако и это сделать оказывается невозможно, поскольку на подарок не передается гарантийный талон.
За последние годы в обществе произошли изменения в оценке роли и места правового просвещения, однако значительная часть граждан до сих пор имеет весьма недостаточное представление о своих правах и свободах.
В 2012 году реализация
задачи по правовому просвещению
населения осуществлялась посредством
организации и поддержки
Несомненно, выстраивание эффективной системы правового просвещения невозможно без тесного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций.
Договор, исполняемый в присутствии потребителя (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка и другие), может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п.
Выработаны следующие рекомендации по осуществлению и развитию образования и просвещения потребителей:
Прошедший год
показал, что в городе сохраняется
тенденция к улучшению
Несмотря на положительную оценку, стоит почеркнуть необходимость дальнейшего решения проблем, обозначенных в настоящей работе. Предлагаются следующие направления совместной работы по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина:
Информация о работе Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах