Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения осведомленности потребителей 6
1.1. Осведомленность потребителей о своих правах 6
1.2. Консьюмеризм 18
1.3. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 20
2. Анализ осведомленности потребителей о своих правах 24
2.1. Уровень правовых знаний населения Набережных Челнов 24
2.2. Исследование степени осведомленности потребителей на примере магазина «Эльдорадо» 25
3. Рекомендации по повышению уровня осведомленности потребителей о своих правах 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

осведомленность.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

2) Приходилось  ли Вам когда-либо отстаивать  свои права как потребителя  товаров или услуг?

  • Да, отстаивал (а) свои потребительские права у непосредственного продавца или представителя организации, оказавшей мне услуги – 63%;
  • Да, отстаивал (а) свои потребительские права, в том числе и в судебном порядке   – 5%;
  • Нет, никогда свои потребительские права не отстаивал – 32%.
  • Ни  разу не отстаивали своих потребительских  прав 32% опрошенных.

Есть среди  них  и счастливчики, которым этого  делать до сих пор не приходилось, так как «не было прецедентов» и «пока везет». Некоторые уверены, что их минует чаша сия, поскольку «делая покупки в солидных организациях, отстаивать права не приходится. Сервис становится более качественным, и большинство неприятных вопросов по поводу некачественного обслуживания решаются на месте очень быстро».

У других же «нет на это времени и жалко на это своих сил» или они и вовсе считают, что попытка отстоять свои права – пустая трата времени и нервов: «Себе дороже!»; «В наше время это нереально для работающего человека. Только тот, у кого есть время, зная закон и свои права, может дойти до конца, да и то – если нервы в порядке».

 Уровень  осведомленности потребителей о   своих правах растет, но этого  еще  не достаточно. К сожалению,  не только потребители должны  знать о своих правах, но и  продавцы (производители, исполнители)  должны о них чаще вспоминать. Далеко не все идут навстречу потребителям, даже если ошибка изготовителя или продавца очевидна. И далеко не все потребители пытаются отстоять свои права.

В магазине «Эльдорадо»  нет информации о наименованиях, адресах и телефонных номерах продавцов как юридическом лице. Оказывается, что даже крупный супермаркет может не обладать правом юридического лица, а быть лишь филиалом общества с ограниченной ответственности. Например, челнинский магазин «Эльдорадо» является филиалом ООО «Эльдорадо». Однако в получении информации о юрлице в филиале, а также по справочному телефону системы «Эльдорадо» было отказано.

Если в купленном  в таком магазине бытовой технике  выявился брак, то решить проблему по выбранному вами варианту вам не удастся. При  несогласии с действиями работников магазина, вы не сможете защитить свои права через суд. Если судье уже известно, что магазин является лишь филиалом, то он предложит указать название и адрес юридического лица. Иначе представители магазина вполне законно не будут являться в суд и дело для истца будет проиграно.

Гарантийный срок на товар устанавливает изготовитель. По закону продавец: а) не имеет права  уменьшать срок, установленный изготовителем; б) имеет право принять дополнительное обязательство по гарантийному сроку. Но нормы закона часто нарушаются. В магазинах можно увидеть объявления типа: «некачественный товар обменивается в течение двух недель». При этом ссылаются на закон. Это явный ввод покупателя в заблуждение. Закон даёт право на обмен или возврат в течение 14 дней со дня покупки качественного товара при соблюдении определённых законом условий и ограничений. А некачественный товар можно обменять или вернуть в течение всего срока годности или гарантийного срока. Об этом подробно написано в законе о правах потребителей. Все объявления и устные пояснения, противоречащие закону, должны пресекаться как правовые нарушения.

В одном из супермаркетов  «Эльдорадо» интересуемся у покупателей  приобретёнными товарами. Мужчина купил  для весеннего обогрева садового домика тепловентилятор. Руководство по эксплуатации под названием «Инструкция пользователя» на двух языках: русском и английском. Оно и понятно, ведь написано, что изготовлено в Великобритании. Есть и адрес изготовителя в Лондоне. Но чуть ниже: «сделано в Китае» и тоже адрес. На гарантийном талоне написано: «гарантия 1 год» И только на русском. А что было до перевода – неизвестно. Но даже одним годом покупатель не сможет воспользоваться. В инструкции есть раздел «Если тепловентилятор не работает». Там написано, что если Вы сами не сможете устранить неисправность, обратитесь в сервисный центр. Но ни в инструкции, ни в гарантийном талоне адреса такого центра нет.

С большой вероятностью можно предположить, что выдаваемые покупателям гарантийные сроки  значительно меньше, чем гарантии производителей. Оказывается и здесь есть лазейки для мошенничества. Некоторые продавцы придумали хитрый ход. Зная, что на технику, ну, скажем, на телевизор, гарантия производителя три года, в талоне, иногда на чеке пишется 12 месяцев, а покупателю предлагается так называемый «сертификат на дополнительное бесплатное сервисное обслуживание» в течение ещё двух лет. Естественно, за дополнительную плату, сумма которой достигает 10 – 15 процентов от стоимости покупки. Причём, продавец ничем не рискует, потому что всё это в пределах срока гарантии изготовителя, который известен только ему. А до возврата товара производителю дело вряд ли дойдёт, поскольку покупателю не всегда удаётся вернуть товар продавцу. Если первоначальный гарантийный срок уже прошёл, покупателю расскажут, что «сертификат» даёт право только на бесплатное сервисное обслуживание, и никакие другие нормы закона о правах потребителей не действуют. В подобных случаях наиболее настойчивые покупатели при помощи обществ потребителей и органов Роспотребнадзора иногда добиваются возмещения причинённого им ущерба.

«Эльдорадо» пытается привлечь клиентов различными акциями. Наиболее частые – это подарки  при покупке товара. Однако получить подарок не всегда удается. При оплате покупки в кассе может оказаться, что подарки «только что» закончились и возможно их подвезут только к вечеру. Но даже, если вам подарок все-таки предоставят, на нем будет наклеена табличка: «Подарок. Возврату и обмену не подлежит». Юридически вроде бы все правильно. Здесь не имеет место договор купли-продажи. Тогда в случае, если подарок оказался ненадлежащего качества, у потребителя есть право предъявить претензию изготовителю. Однако и это сделать оказывается невозможно, поскольку на подарок не передается гарантийный талон.

 

3. Рекомендации  по повышению уровня осведомленности  потребителей о своих правах

За последние  годы в обществе произошли изменения  в оценке роли и места правового  просвещения, однако значительная часть  граждан до сих пор имеет весьма недостаточное представление о своих правах и свободах.

В 2012 году реализация задачи по правовому просвещению  населения осуществлялась посредством  организации и поддержки мероприятий, способствующих распространению знаний о правах человека среди учащихся, во взаимодействии со средствами массовой информации, а также проведения мероприятий по актуальным вопросам правового характера. Важная роль в повышении правовой культуры населения отведена консультационно-разъяснительной работе.

Несомненно, выстраивание эффективной системы правового просвещения невозможно без тесного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций.

Договор, исполняемый  в присутствии потребителя (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка и другие), может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п.

Выработаны  следующие рекомендации по осуществлению и развитию образования и просвещения потребителей:

  1. ввести, начиная с начальных классов и вплоть до окончания школы, во все образовательные стандарты обязательное потребительское образование, имеющее своими целями осуществление потребительского воспитания с младшего школьного возраста, развитие с детства потребительского внимания и по мере взросления обучение школьников навыкам разумного потребительского поведения, накопление ими знаний о потреблении и защите своих потребительских прав, понимание ими принципов культурного потребительского поведения и добросовестного ведения бизнеса;
  2. совместно с альтернативными институтами потребительской правозащиты и ведущими образовательными учреждениями разработать национальные концепции политики потребительского образования с целью принятия на этой основе долгосрочных программ по реализации этой политики;
  3. создать научно-исследовательские и учебно-методические центры потребительского образования и просвещения потребителей для проведения исследований в этой сфере, обобщения накопленного опыта и его распространения, разработки учебно-методической, популярно-массовой литературы, учебников, пособий, словарей, справочников, энциклопедий, игр по потребительской тематике для различных возрастов и различных форм и уровней образования и просвещения потребителей, а также для учителей, преподавателей, предпринимателей, руководителей предприятий, государственных и муниципальных служащих;
  4. предложить рассмотреть  состояние потребительского образования и просвещения потребителей и предложения по осуществлению политики образования потребителей, повышению потребительской грамотности населения, организации системы постоянного и непрерывного обучения, информирования и консультирования потребителей;
  5. ввести потребительскую тематику во все предметы мировоззренческого, гуманитарного, правового, экономического, управленческого, информационного и познавательного характера во всех формах и на всех уровнях общего образования, а также профессионального и дополнительного образования;
  6. в старших классах школ, в учреждениях профессионального и дополнительного образования вводить специальные курсы по культуре потребительского поведения, по правам потребителей, по изучению потребительского и конкурентного законодательства, по добросовестному ведению предпринимательства;
  7. провести повсеместную переподготовку учителей и преподавателей по мировоззренческим и экономико-правовым знаниям о потреблении, правах потребителей, потребительском поведении и защите потребительских прав, опираясь на опыт передовых в этом вопросе учебных заведений, а также используя и привлекая для этого специалистов государственных, муниципальных и общественных институтов потребительской правозащиты;
  8. министерствам, отвечающим за организацию просвещения населения и проведения информационной политики рекомендовать оказать всяческое содействие и поддержку проведению просвещения, информирования и консультирования потребителей через библиотечную систему, обобщить опыт деятельности библиотек в этой сфере и дать рекомендации по активизации этой работы, имея в виду в силу общего исторического опыта и общей специфики стран - участниц СНГ, что только через систему публичных библиотек, ведомственных библиотек, библиотек учебных заведений можно дойти до большинства населения и дать возможность большинству жителей, особенно сельских местностей, овладевать потребительской грамотностью и защищать свои потребительские права;
  9. организовать проведение регулярных конкурсов среди всех видов библиотек по организации просвещения, информирования и консультирования потребителей;
  10. органам исполнительной власти, органам местного самоуправления рекомендовать осуществлять на своей территории постоянный мониторинг качества и безопасности товаров, работ, услуг;
  11. организовывать проведение регионального сравнительного тестирования товаров, работ, услуг и регулярное информирование потребителей о результатах сравнительного тестирования через средства массовой информации и просвещенческие учреждения;
  12. осуществлять информирование населения о правах потребителей, о потребительском поведении, о формах, методах, способах и опыте защиты нарушенных потребительских прав;
  13. способствовать созданию в каждом органе местного самоуправления специальной службы по защите нарушенных прав потребителей, отвечающей также за организацию потребительского образования и просвещения потребителей, а также организацию и проведение регулярного консультирования потребителей на муниципальных территориях;
  14. учебным заведениям всех форм и уровней осуществлять потребительское образование учеников, студентов, слушателей на постоянной основе через введение как самостоятельных предметов по потребительской тематике, так и введение потребительской тематики во все мировоззренческие, гуманитарные, экономические, правовые, управленческие, познавательные дисциплины с учетом возрастных особенностей, социального положения, характера и уровня предыдущего образования.

 

Заключение

Прошедший год  показал, что в городе сохраняется  тенденция к улучшению положения  в важнейших сферах человеческой жизнедеятельности. Успешно реализованы  мероприятия республиканского масштаба в сфере образования, жилья, здравоохранения, спорта. По мнению Уполномоченного, проводимая работа неразрывно связана с пониманием прав человека как высшей ценности.

Несмотря на положительную оценку, стоит почеркнуть необходимость дальнейшего решения проблем, обозначенных в настоящей работе.  Предлагаются следующие направления совместной работы по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина:

  • осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных прав человека путем совместных приемов граждан с руководителями органов государственной власти, а также совместных проверок по жалобам заявителей;
  • анализ причин случаев грубых и/или массовых нарушений прав человека с последующими предложениями и рекомендациями по их устранению;
  • участие в межведомственных комиссиях и рабочих группах по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Татарстан в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • развитие институтов гражданского <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size

Информация о работе Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах