Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики.
В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса.
Основными из них являются:
• несоответствие структуры производства
внутреннему и внешнему спросу, выражающееся
в неполном использовании имеющихся производственных
мощностей, созданных ранее для удовлетворения
общесоюзных потребностей; значительных
объемах нереализованной готовой продукции;
росте числа убыточных предприятий, дебиторской
и кредиторской задолженностей;
• высокие энерго- и материалоемкость
производства, его сильная зависимость
от импортных поставок топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов;
• высокий уровень физического и морального
износа активной части основных производственных
фондов вследствие недостатка инвестиционных
средств не только для расширенного, но
и простого их воспроизводства;
• недостаточное развитие наукоемких
экспортных производств, имеющих высокую
долю добавленной стоимости.
Ближайшие два—три пятилетия являются
ключевыми для экономики Республики Беларусь.
В этот период должна быть сформирована
структура производства, отвечающая долгосрочным
целям страны, завершены начатые институциональные
преобразования, создана адекватная рыночным
условиям система мотивации поведения
предпринимателей и наемного персонала,
достигнуто радикальное повышение уровня
жизни населения. Необходимо с учетом
национальных особенностей оптимально
встроить белорусскую экономику в мировое,
глобальное хозяйство, используя двусторонние
и многосторонние связи; обеспечить модернизацию
структуры экономики в направлении роста
ее наукоемкости, экологической сбалансированности
и энергоэффективности; перевести систему
управления экономикой на корпоративные
принципы и обеспечить на этой основе
формирование качественно новых стимулов
инновационной активности.
Системный подход к решению проблемы
структурной перестройки и повышению
на ее основе конкурентоспособности продукции
означает, что недостаточно принять некий
«план мероприятий» по ее улучшению —
в действующей системе экономических
координат его реализация вряд ли сможет
оказать длительное, устойчивое воздействие
на структуру экономики и конкурентоспособность.
Необходимо обновить не только технологии
и парк действующего оборудования, но
и воспроизводственную, отраслевую и технологическую
структуры экономики, набор инструментов,
стимулирующих работу предприятий.
При преобразовании структуры экономики
предстоит усовершенствовать межсекторные,
межотраслевые и межрегиональные пропорции:
между государственным и частным секторами
экономики; производством, потреблением
и накоплением; между отраслями специализации,
ориентированными на экспорт продукции,
и вспомогательными и обслуживающими
производствами; промышленностью и сельским
хозяйством; отраслями, производящими
товары, и сферой услуг; между крупным
и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции
в уровне социально-экономического развития
областей и г. Минска; усилить социальную
ориентацию преобразований.
Однако в условиях неблагоприятной отраслевой
структуры, чрезвычайно фискальной системы
налогообложения, искаженной системы
ценообразования и неустойчивого финансового
положения многих предприятий в стратегической
перспективе невозможно без решительной
трансформации некоторых подходов к макроэкономической
политике гарантировать укрепление конкурентных
позиций белорусских производителей на
мировом и даже внутреннем рынках.
После развала традиционных хозяйственных
связей борьба за предотвращение экономического
коллапса в стране и работа по
обеспечению социальной защиты
населения поставили
• структурная модернизация экономики;
• полноценное включение механизмов рыночной
конкуренции и механизма коммерциализации
нововведений, что в совокупности обеспечит
долгосрочный рост конкурентоспособности
белорусской экономики.
2.2 Направление структурных преобразований экономики.
При определении направлений
• многоукладности экономики, обеспечения
равных условий хозяйствования всем юридическим
и физическим лицам;
• концентрации ресурсов на эффективном
использовании конкурентных преимуществ
как базовых точек роста и приоритетных
направлений структурной политики;
• постепенной трансформации отношений
собственности, развития предпринимательства,
либерализации всех видов экономической
деятельности;
• перехода на инновационный путь развития
экономики;
• социальной ориентации перспективной
структуры экономики, ускоренного развития
сферы услуг;
• приоритетности развития наукоемких,
высокотехнологичных, конкурентоспособных,
экспортоориентированных и импортозамещающих
нересурсоемких отраслей и производств
с высокой долей добавленной стоимости;
• учета факторов глобализации экономики,
региональной интеграции в первую очередь
с Россией и другими странами СНГ;
• гармонизации развития крупного производства
(создание национальных и вхождение в
транснациональные корпоративные структуры)
и малого предпринимательства;
• обеспечения рационального использования
природно-экономических, демографических
и других местных ресурсов;
• комплексного развития производительных
сил страны и ее регионов;
• экологизации экономики, сохранения
окружающей среды для нынешнего и будущих
поколений;
• рационального сочетания системы государственного
регулирования и рыночного саморегулирования,
государственной поддержки наиболее эффективных
предприятий и производств.
В качестве критериев успешности указанных
структурных преобразований необходимо
использовать обеспечение национальной
безопасности (продовольственной, энергетической,
финансовой, экологической, оборонной),
повышение уровня эффективности и конкурентоспособности
экономики страны в сравнении со странами—торговыми
партнерами.
Опыт многих стран, добившихся достаточно
быстрого подъема экономики, свидетельствует
о необходимости применения различных
стратегий структурных преобразований:
стратегии использования местных природных
ресурсов с привлечением
иностранных инвестиций и последующим
направлением полученных доходов на развитие
других отраслей; стратегии «преследования»,
ориентированной на освоение конкурентоспособной
продукции экономически развитых стран,
но с более низкими ценами; стратегии «передовых
рубежей», суть которой состоит в разработке
и создании новых
продуктов и технологий на
основе достижений научно-технического
прогресса.
Учитывая различия между отраслями и
их группами, структурная политика Республики
Беларусь должна предусматривать рациональное
сочетание указанных стратегий развития
применительно к специфике межотраслевых
комплексов и отраслей страны с учетом
максимального использования их конкурентных
преимуществ. Исходя из этого, целесообразно
отрасли подразделить на группы.
1. Группа отраслей и производств, базирующаяся
на использовании региональных факторных
условий и ресурсов; ввозимых ресурсов,
прежде всего топливно-энергетических,
поступающих в Республику Беларусь по
магистральным нефте- и газопроводам (специализированные
отрасли и производства АПК — животноводство,
льноводство и картофелеводство; лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность; промышленность строительных
материалов; электроэнергетика; топливная;
химическая и нефтехимическая промышленность;
транспорт). Основным направлением структурной
перестройки и роста конкурентоспособности
отраслей этой группы является наращивание
объемов производства продукции, конкурентоспособной
на внутреннем и внешних рынках, путем
модернизации производства, внедрения
прогрессивных технологий и техники, привлечения
прямых иностранных инвестиций.
Структурная политика в отношении данных
отраслей должна быть ориентирована на
самостоятельное развитие на основе самофинансирования,
что предусматривает построение системы
налогообложения, оставляющей в распоряжении
предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей
их направление на эффективные инвестиции.
В этих отраслях целесообразно также привлечение
иностранных инвестиций на условиях, не
представляющих угрозы национальной безопасности.
2. Традиционные отрасли промышленности,
обладающие большим научно-
техническим потенциалом
и способные в относительно короткие
сроки повысить уровень конкурентоспособности
выпускаемой продукции и
В качестве приоритетов целесообразно
выделить технологически взаимосвязанные
отрасли и производства, обеспечивающие
увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции с высокой долей добавленной
стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных
машин и оборудования, позволяющих повысить
уровень технологического развития других
отраслей, экологическую безопасность
на всех стадиях производственного процесса.
3. Наукоемкие экспортоориентированные
отрасли и производства, реализующие передовые
достижения научно-технического прогресса
и использующие более полно человеческий
потенциал Беларуси — высококвалифицированный
труд. Это наиболее перспективная, но и
требующая самых больших инвестиций и
затрат человеческого капитала группа
отраслей. Она включает отрасли и производства,
основанные на разработке и использовании
новейших и высоких технологий, к которым
относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные,
высокотемпературный синтез; технологии,
основанные на применении новых видов
сырья, конструкционных материалов, катализаторов;
производства по выпуску
материалов для микро- и нано электроники,
композиционных материалов, по синтезу
новых химических соединений; предприятия
по химическому и биологическому
синтезу фармацевтических средств,
биологически активных соединений и
пищевых добавок, биологических
средств питания и защиты растений
и животных; производства, реализующие
технологии тонкого химического
синтеза, нано технологии; импортозамещающие
производства; под отрасли системы
образования и научного обслуживания.
Во всех группах отраслей должен применяться
комплекс методов государственного регулирования
— снижение налоговой нагрузки, льготное
кредитование, прямые государственные
инвестиции и субсидии, защитные импортные
тарифы для достижения приемлемых стандартов
качества и уровня издержек в сравнении
с конкурентами, методы нетарифного регулирования
и др. Важнейшими организационными структурами
должны стать транснациональные, межгосударственные,
межотраслевые, отраслевые и территориальные
корпоративные структуры в форме транснациональных
корпораций, финансово-промышленных и
иных хозяйственных групп, включающие
технологически и экономически взаимосвязанные
производства и финансовые структуры.
Это обеспечит снижение издержек производства,
привлечение инвестиций, в том числе зарубежных,
концентрацию сил и ресурсов на реализации
приоритетов структурной перестройки
и повышении конкурентоспособности продукции.
Таким образом, целевыми установками
структурной перестройки экономики должны
стать снижение доли и масштабов энерго-
и материалоемких производств, замена
неэффективных производств новыми, основанными
на высоких технологиях и новых материалах.
Ставка должна быть сделана на информатизацию,
программное обеспечение, нано технологии
и нано материалы, модернизацию энергетической
отрасли, биотехнологии и генетику.
В качестве основных направлений структурных преобразований определены:
• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• опережающее
• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
• развитие и государственная поддержка
• повышение эффективности деятельности
естественных монополий, среды в немонопольных
• разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях (табл. 3).
Таблица 3 - Индексы изменения основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь за 1991-2003 гг.
Показатель |
Темпы роста (снижение) |
|||||
1991-1995 |
1996-2000 |
2001-2006 | ||||
Валовой внутренний продукт, % |
65,3 |
135,8 |
117,4 | |||
Продукция промышленности, % |
61,4 |
164,3 |
118,2 | |||
Продукция сельского хозяйства, % |
73,6 |
96,9 |
109,5 | |||
Инвестиции в основной капитал, % |
38,5 |
133,7 |
121,0 | |||
Производство потребительских товаров, % |
59,9 |
184,0 |
120,5 | |||
Индекс роста потребительских |
4,0 |
46,1 |
2,47 | |||
Розничный товарооборот, % |
43,1 |
241,0 |
157,1 | |||
Платные услуги населению, % |
35,7 |
150,3 |
131,6 | |||
Реальные денежные доходы населения, % |
62,2 |
171,6 |
143,4 |
Информация о работе Понятие и сущность структурной перестройки экономики.