Понятие и сущность структурной перестройки экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макро.docx

— 206.75 Кб (Скачать файл)

 В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса.

 Основными из них являются: 
• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей; 
• высокие энерго- и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; 
• высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; 
• недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости. 
Ближайшие два—три пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. 
Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. 
При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска; усилить социальную ориентацию преобразований. 
Однако в условиях неблагоприятной отраслевой структуры, чрезвычайно фискальной системы налогообложения, искаженной системы ценообразования и неустойчивого финансового положения многих предприятий в стратегической перспективе невозможно без решительной трансформации некоторых подходов к макроэкономической политике гарантировать укрепление конкурентных позиций белорусских производителей на мировом и даже внутреннем рынках. 
После развала традиционных хозяйственных связей борьба за предотвращение экономического коллапса в стране и работа по

обеспечению социальной защиты населения поставили государство  в центр общественно-экономической  системы Беларуси как единственный институт, который был в состоянии  обеспечить решение этих задач. Сегодня  централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции  и инновационной деятельности. Перед  системой государственного регулирования возникают новые задачи: 
• структурная модернизация экономики; 
• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

 

2.2 Направление структурных преобразований экономики.

 
При определении направлений структурных  преобразований экономики необходимо исходить из принципов: 
• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; 
• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; 
• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности; 
• перехода на инновационный путь развития экономики; 
• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; 
• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; 
• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; 
• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; 
• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; 
• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; 
• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; 
• рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств. 
В качестве критериев успешности указанных структурных преобразований необходимо использовать обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики страны в сравнении со странами—торговыми партнерами. 
Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения различных стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением 
иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых

продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса. 
Учитывая различия между отраслями и их группами, структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно отрасли подразделить на группы. 
1. Группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов; ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в Республику Беларусь по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК — животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций. 
Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их направление на эффективные инвестиции. В этих отраслях целесообразно также привлечение иностранных инвестиций на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности. 
2. Традиционные отрасли промышленности, обладающие большим научно-

техническим потенциалом  и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности  выпускаемой продукции и создать  ее новые виды, соответствующие потребительским  свойствам мирового и внутреннего  рынков, но нуждающиеся в государственной  поддержке (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, станкостроение, дорожное и транспортное машиностроение, черная металлургия, легкая промышленность). Основным направлением структурной перестройки этих отраслей является модернизация, переспециализация (перепрофилирование) производства на основе современных, в том числе заимствованных технологий и закупки нового оборудования, выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков. 
В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли и производства, обеспечивающие увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса. 
3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и использующие более полно человеческий потенциал Беларуси — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших инвестиций и затрат человеческого капитала группа отраслей. Она включает отрасли и производства, основанные на разработке и использовании новейших и высоких технологий, к которым относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов;

производства по выпуску  материалов для микро- и нано электроники, композиционных материалов, по синтезу  новых химических соединений; предприятия  по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и  пищевых добавок, биологических  средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие  технологии тонкого химического  синтеза, нано технологии; импортозамещающие  производства; под отрасли системы  образования и научного обслуживания. 
Во всех группах отраслей должен применяться комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные структуры в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры. Это обеспечит снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышении конкурентоспособности продукции. 
Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нано технологии и нано материалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

    1. Задачи структурной политики в Республике Беларусь

 

В качестве основных направлений  структурных преобразований определены:

•  создание необходимых  нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• опережающее развитиенаукоемкихвысокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сектора  экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

•     развитие и  государственная поддержка малого предпринимательства;

•     повышение  эффективности деятельности естественных монополий, среды в немонопольных сегментах  экономики;

•  разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

 Реализация рассмотренных  выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях (табл. 3). 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Индексы изменения  основных макроэкономических показателей  в Республике Беларусь за 1991-2003 гг.

 

Показатель

Темпы роста (снижение)

   

1991-1995

1996-2000

2001-2006

Валовой внутренний продукт, %

65,3

135,8

117,4

Продукция промышленности, %

61,4

164,3

118,2

Продукция сельского хозяйства, %

73,6

96,9

109,5

Инвестиции в основной капитал, %

38,5

133,7

121,0

Производство потребительских  товаров, %

59,9

184,0

120,5

Индекс роста потребительских цен  (декабрь к декабрю соответствующего периода), раз

4,0

46,1

2,47

Розничный товарооборот, %

43,1

241,0

157,1

Платные услуги населению, %

35,7

150,3

131,6

   

Реальные денежные доходы населения, %

62,2

171,6

143,4

Информация о работе Понятие и сущность структурной перестройки экономики.