Понятие и сущность структурной перестройки экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макро.docx

— 206.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Характерная особенность  первого пятилетия (1991— 1995 гг.) —  ярко выраженные спад производства и  макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех

секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных  преобразований в экономике, которые  будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых  условий для обеспечения роста  экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны  и утверждены Основные направления  социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов  определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных  отраслей, производств и экономики  в целом; предусмотрены переход  к проведению реформ по мере появления  объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства  и трудовых коллективов за разгосударствлением  и приватизацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ соответствия нормативно-правовой базы Республики Беларусь требованиям рыночной экономики.

 

 Значение нормативно-правовой базы является образующим компонентом формирования всех рыночных институтов, основой всех преобразований экономической системы, так как она заложена в основу правоотношений, возникающих в процессе хозяйствования.

 Становление частного сектора невозможно без законодательной базы для разгосударствления, приватизации, антимонопольного и торгового законодательства, а также законодательства, регулирующего рынок капитала и банкротства; финансовая система рынка обусловлена появлением частного банковского и финансового капитала, функционирование которого, в свою очередь, также должно быть законодательно оформлено; реформа социальной защиты представляет собой целую систему законодательных актов, утверждающих положения о помощи незащищенным слоям населения; отдельная группа реформ и вовсе лежит в плоскости нормотворчества относительно качества управления государством.

 Как уже было сказано выше, ключевыми элементами эффективного, ориентированного на рынок частного сектора является надлежащая институциональная и нормативная база и сильный, прозрачный государственный сектор. Следовательно, уровень развития частного сектора косвенно свидетельствует об эффективности нормативно-правовой базы. На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет менее 20%, в то время как в большинстве стран ЦВЕ – 50-80% (приложение Б). В 2005-2006гг. в направлении поддержки развития малого и среднего предпринимательства (МСП) со стороны правительства были сделаны определенные шаги. В частности, продекларирован принцип "одного окна". Однако, данный принцип в белорусском исполнении еще

далек от своего истинного  значения, хотя процедура постановки на учет в различные организации  была значительно упрощена и удешевлена. В 2006г. изменен принцип начисления штрафных санкций, в силу чего ожидается постепенное снижение размеров штрафов и пеней. В то же время государственная политика в области развития МСП остается непоследовательной и противоречивой. Например, в 2006г. принято решение о маркировке чая, кофе, обуви и других товаров акцизными марками. Это увеличит издержки предпринимателей, а часть МСП будет вынуждена уйти с рынка.

 Налоговая нагрузка, несмотря на ежегодные намерения Министерства финансов, остается практически неизменной и очень высокой. При этом налоговое законодательство характеризуется сложностью и изменчивостью, а уплата налогов остается трудоемким и дорогим в администрировании процессом. Не решенной остается проблема получения многочисленных разрешений, исчерпывающего списка которых не знает никто, а само получение разрешений становится все более дорогим и трудоемким.

 Несовершенство нормативно-правовой базы создает проблемы для формирования благоприятного делового климата в стране. Это подтверждается опросом руководителей МСП Беларуси, проведенным Институтом предпринимательства и менеджмента (ИПМ), в результате которого подтверждено наличие значительных проблем в области регулирования деятельности частных предприятий в Беларуси. Однако они затрудняют возникновение новых фирм и их развитие, поскольку такие предприятия не могут себе позволить нанять большой штат специалистов для решения указанных проблем. И хотя к сложной, противоречивой и нестабильной деловой среде белорусский бизнес давно приспособился, издержки этого приспособления оплачивают все жители Беларуси, поскольку более низкая конкуренция приводит к более высоким ценам (по

сравнению с соседними  странами), узкому ассортименту, некачественному сервису. В силу именно этих ограничений и проблем белорусский бизнес остается, за небольшим исключением, малым.

 По данным пресс-службы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в 2005 г. были проведены проверки соблюдения действующего законодательства по налогам и предпринимательству в 31,6% организациях и у 25,8 % индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете. По итогам проверок выявлены нарушения у 67% проверенных организаций и 66% индивидуальных предпринимателей. За I квартал 2006 г. налоговой службой проведены проверки соблюдения действующего законодательства по налогам и предпринимательству у 9,9 тыс. организаций и 13,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете. По итогам проверок выявлены нарушения у 67% проверенных организаций и 63,6% индивидуальных предпринимателей. По результатам контрольных мероприятий Министерства по налогам и сборам за 2005 г. объем дополнительных поступлений в бюджет составил BYR 172,3 млрд. При этом, несмотря на заявления министерства о сокращении количества и сроков проведения проверок, суммы начисленных санкций не уменьшаются. Так, в январе-мае 2006 г. в доход бюджета дополнительно уже поступило BYR 171,6 млрд. (т.е. сумма, сопоставимая с доходами за весь 2005 г.).

 Является ли такое количество допущенных налоговых нарушений следствием желания подавляющего количества МСП уклониться от уплаты налогов, незнанием налогового законодательства или все это - результат сложного и запутанного налогового законодательства, не нарушать которое почти невозможно? Налоговое законодательство и администрирование в стране являются серьезной проблемой и нуждаются в изменении. Исходя из анализа проблем естественным образом вытекают предложения предпринимателей по изменению налогового законодательства в сторону упрощения.

 О чрезмерном регулировании и вмешательстве в оперативную деятельность МСП говорит и такой противоречивый факт. Руководитель среднестатистического МСП тратит на общение (взаимоотношения) с органами государственного управления 5,32 часа в неделю. То есть, фактически, один день в неделю руководитель частного предприятия Беларуси отсутствует на рабочем месте, решая вопросы с представителями власти. При этом если руководитель небольшого МСП тратит на взаимоотношения с органами госуправления 5,1 час в неделю, то крупного (свыше 100 чел.) – 6,6 часа (7,2 часа, если на предприятии работает более 200 чел.). Следует отметить, что количество людей, занятых составлением отчетности, или время руководителя, потраченное на общение с органами госуправления, не зависят от сферы деятельности предприятия.  

 

 

3.1. Основные направления проведения структурных сдвигов в переходной экономике Беларуси.

 

 Выход из кризиса всегда сопряжен со структурной трансформацией всего

хозяйства страны. Только структура  экономики, базирующаяся на оптимальных макроэкономических пропорциях, эффективном использовании национальных природных, экономических, демографических и других ресурсов, отражающая традиции, и особенности развития государства и ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития государства и обеспечения его экономической безопасности.

Если оценивать состояние  экономики нашей страны, то нужно  отметить, что мировой кризис нанес существенные удар хозяйству республики. В 2009г. Число убыточных организаций в республике составило 908 или 8,7% от их общего количества, в том числе в промышленности - 18,2%. Распределение убыточных организаций по сумме чистого убытка за январь-ноябрь 2009г.

по республиканским органам  государственного управления и иным организациям характеризуется следующими данными:

Минсельхозпрод (система) – 116, в том числе Облсельхозпрод

– 107, Минтранс – 29, Минстройархитектуры  – 13, Минпром – 66, концерны

“Беллегпром” – 35, “Беллесбумпром”  – 26, Белкоопсоюз – 11 организаций. Кроме того, за 2009год число организаций с рентабельностью от 0 до 5% в республике равнялось 35%, а с рентабельностью от 5 до 10 – 22,2% . При этом наибольшее количество убыточных организаций в 2009году было в Витебской (53) и Гомельской (54) областях.

Чистый убыток в сумме  свыше 500 млн. рублей получили 327 организаций.

При таком состоянии эффективности  производства выход из кризиса возможен только посредством перестройки отраслевой и технологической структуры всей экономики.

  Структурная перестройка должна быть направлена на приоритетное

развитие конкурентоспособных  как на внутреннем, так и на мировом  рынках

секторов и отраслей. При  этом первоочередное внимание должно уделяться

опережающему развитию высокотехнологичных  производств.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше уровень развития промышленного потенциала страны, тем глубже его регулирующее воздействие на экономическое развитие в целом.   Поэтому структурная трансформация нашей экономики должна вестись в первую очередь в промышленном производстве и быть направлена на создание в нем технологических укладов, доля которых в республике еще очень мала.

 Именно эти технологические уклады обусловливают развитие таких функциональных подразделений как микроэлектроника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и информационные технологии т.д., составляют основу структуры хозяйства постиндустриального общества. Заинтересовать потенциальных инвесторов в создании высокотехнологичных и прибыльных производств – дело не простое, оно требует подготовки соответствующих условий, создания определенных предпосылок. Одни из них в нашей стране имеются: соответствующая инфраструктура, геополитическое положение, опытные кадры специалистов, а других или еще нет, или же они требуют дополнительного финансирования для своего развития. Анализ эффективности белорусской экономики показывает, что высокотехнологичные производства в нашей стране в настоящее время сосредоточены в основном только в отдельных отраслях промышленности. Так в целом по промышленности удельный вес новой продукции в

объеме производства в 2009 году составил – 15,4%, в том числе в Минпроме – 32,9%, Минстройархитектуры – 14,1%, в концернах “Белнефтехим” – 20,7%, “Белбиофарм” – 21,8%.[3, с.42]. В других производствах нашей экономики удельный вес новой продукции в объеме производства настолько мал, что он даже не фиксируется статистикой. Это подтверждают данные статотчетности о запасах готовой продукции на складах предприятий. Так в промышленности в целом на 1 января 2010 года запасы готовой продукции образовались на сумму 5465,1 млрд. руб. или 67,9% к среднемесячному объему производства продукции, в том числе соответственно в машиностроении и металлообработке – на 2556,7 млрд. руб. или 137,3% среднемесячного объема производства, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – на 236,6млрд.руб. или 81,6%, в промышленности строительных материалов – на 228,1млрд. руб. или 54,7%, в легкой промышленности – на 515,9млрд. руб. или 160,3%, в пищевой промышленности – на 1111,0 млрд. руб. или 70,9%. % к среднемесячному объему производства. Для эффективной структурной трансформации и выхода из кризиса очень важным является выбор приоритетов отраслевого и функционального развития. Проблемы экономики в настоящее время могут быть решены только лишь с опорой на определенные «точки роста», которые отражают национальные особенности, преимущества и способны дать значительный толчок в оживлении спроса как внутреннего, так и внешних рынков. Огромное значение для повышения эффективности экономики имеют институциональные преобразования, связанные с совершенствованием основных инструментов государственного воздействия на структурную перестройку.

  Такими рычагами, в первую очередь, являются программирование, индикативное планирование, налогообложение, механизмы санации и банкротства, меры антимонопольной деятельности, государственные гарантии, создание свободных экономических зон, использование целевых международных кредитов, развитие

международной хозяйственной  кооперации, льготное кредитование, лизинг, работа с ценными бумагами и прежде всего с акциями, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию, развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы. При отсутствии оптимального инструментария государственного регулирования все усилия по перестройке экономики не смогут обеспечить ожидаемых результатов. Не менее важными являются предпосылки субъективные, психологические, связанные с подготовкой специалистов, адаптированных к условиям современного рынка, то есть не только получивших необходимые знания, но и практические навыки, новые ориентиры в системе нравственных ценностей. Таким образом, ситуация, сложившаяся в экономике республики на конец 2009 года, неизбежно требует структурной трансформации, направленной на устранение

Информация о работе Понятие и сущность структурной перестройки экономики.