Понятие лидерства и его необходимость в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:22, реферат

Краткое описание

В современном мире растущих возможностей и в эпоху, требующую все большей личной инициативы лидерство представляет собой жизненно важный навык, которые необходимо развивать, если вы хотите в полной мере реализовать свой потенциал.
В прошлом лидерство рассматривалось как набор врожденных черт, или как особенности стиля поведения, или как следствие главным образом той ситуации, в которой оказался лидер. Большинство определений лидерства включают три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры - это люди, которые влияют на поведение других. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, особенно рабочих групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр 3
1.Понятие лидерства стр 3
2.Основные теории лидерства
3.Необходимость лидерства в обществе
4.Заключение
5.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИ Иркутский Государственный Технический Университет

Кафедра «Управление промышленными предприятиями»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

             по дисциплине «Лидерство»

на тему: «Понятие лидерства и его необходимость в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент МПб 14-1

                                                                                               Бажанова К.А.

                                                              Проверил: доцент

                                                                                          Нечаев В.Б.

 

 

 

Иркутск 2014 г.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    стр 3

1.Понятие лидерства                                                                                         стр 3

2.Основные теории лидерства

3.Необходимость лидерства в  обществе

4.Заключение

5.Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире растущих возможностей и в эпоху, требующую все большей личной инициативы лидерство представляет собой жизненно важный навык, которые необходимо развивать, если вы хотите в полной мере реализовать свой потенциал. 
В прошлом лидерство рассматривалось как набор врожденных черт, или как особенности стиля поведения, или как следствие главным образом той ситуации, в которой оказался лидер. Большинство определений лидерства включают три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры - это люди, которые влияют на поведение других. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, особенно рабочих групп. В-третьих, в исследовании лидерства делается акцент на групповой цели, которая должна быть достигнута. Таким образом, можно дать следующее определение лидерства: это процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации. 
Современные организации все больше и больше испытывают недостаток в талантливых и хорошо подготовленных руководителях на всех уровнях управления. Однако лидерству можно научиться. В этом курсе изучаются целенаправленные методы выявления лидерского потенциала и развития лидерских качеств, которые помогут вам научиться управлять группой, командой или организацией. Наряду с системным теоретическим материалом, вначале в нем описываются основные качества лидера, определяющие производительность его работы. Затем определяются приоритеты развития личности, и, прежде всего — развитие основных навыков, умений и вариантов поведения, необходимых для осуществления властных полномочий в различных ситуациях. После следует изучение наиболее действенных, с нашей точки зрения, методов и тактических приемов, согласно которым должен действовать человек, желающий вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к реальным поступкам. Обладание этими навыками предоставляет вам неизмеримо большую свободу действий и открывает путь к новому уровню достижений и самореализации, чтобы практически всегда обеспечивает успех в карьере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие лидерства.

Лидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. 
«Лидерство – так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно существует в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство по всем своим намерениям и целям есть признак номер один любых организаций. Для того чтобы существовало лидерство, необходимо наличие группы и везде, где возникают группы, появляется лидерство»

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: 
1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» 
2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов». 
3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:  
 
          Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером. 
 

 

                                                                                                                                  

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы. 
 
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет 80 влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы. 
 
                                                                                                                                                        В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения. 
В широком, социальном смысле лидерство – это способность влиять на определенные личности и группы людей, направляя их усилия на достижения целей организации или индивида. Лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуации, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

 

 

2.Основные теории лидерства

Практически в любом коллективе (группе) выделяется лидер. Способности, знания лидера, как показывают психологические исследования, оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Чем же определяется лидерское влияние? Почему одни могут влиять на людей, а другие нет? В науке известны, по крайней мере, три теории лидерства: 
1) харизматическая теория (греч. charisftia– дар, благодать); 
2) теория черт; 
3) синтетическая теория – объединение харизматической теории и теории черт. 
Согласно харизматической теории человек рождается с задатками лидерства, ему как бы предписано руководить людьми. 
Согласно теории черт личность сама может приобретать качества лидера. Сторонники этой теории считают, что можно воспитать истинного лидера, вождя, если выявить лидерские качества личности, а затем организовать ее обучение и воспитание. Единого мнения о наборе качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, нет. Изучение личностных свойств лидеров дает противоречивые результаты. Например, выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества – высокий рост, силу, большую массу – не подтвердилась. Очень часто лидеры имеют малый рост и небольшую физическую силу. Или, например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. Наличие этих способностей предсказывает управленческий успех. К таким личностным качествам относятся: интеллигентность в вербальном и символическом плане, инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин), зрелость, мотивационные способности. 
 
Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества – не становится лидером. Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера – ситуационный и поведенческий. 
 
Согласно ситуационной (ситуативной) теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей. 
 
В исследованиях психолога Б. Д. Парыгина выделены три типа лидеров: 
 
1) в зависимости от характера деятельности – универсальный лидер, ситуативный лидер; 
 
2) в зависимости от содержания деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер; 
 
3) в зависимости от стиля руководства – авторитарный лидер, демократический лидер

 

Краткую характеристику некоторых типов лидеров в зависимости от содержания их деятельности можно представить так: лидер-вдохновитель – это обаятельный руководитель; пользуется симпатией и даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Лидер-исполнитель опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие; проявляет аналитический подход к решению проблем. Эмоциональный лидер («душевный» лидер, лидер «с воображением»)–это лидер с творческой фантазией, способный вносить инициативу, дающий возможность подчиненным реализовать себя, проявляющий «нежно-любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. 
 
Лидером группы может стать только тот человек, который: 
 
1) способен привести группу к разрешению тех или иных проблем, задач, ситуаций; 
 
2) несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты; 
 
3) несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер является «зеркалом группы»: какова группа–таков и лидер. Таким образом, человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лидером в другой (другая группа–это другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру. 
В соответствии с масштабностью решаемых задач выделяются следующие типы лидерства: 
1) бытовой (лидеры в семьях, школьных, студенческих группах, досуговых объединениях); 
2) социальный (лидер производственных коллективов, Профсоюзных объединений, общественно-спортивных, творческих и т. п.); 
3) политический (лидеры партий, государственные и общественные деятели). 
 
Между типами лидерства существует взаимосвязь: бытовые лидеры часто становятся социальными, а затем и политическими лидерами. 
Организаторские способности являются важнейшим качеством личности лидера. Лидер с организаторскими способностями быстро и правильно оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач. 
Талант лидерства, этот психологический феномен, основан на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна находится в соответствии с личными качествами, деятельностью и задачами группы (подчиненных). 
 
Важным является и то, как и в каких ситуациях, лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера. Огромное значение имеют доверие и любовь людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается: 
1) признанием его высоких достоинств, заслуг, полномочий; признанием необходимости его действий, их правильности и результативности; 
2) внутренним согласием с лидером, готовностью действовать в соответствии с его установками; 
3) готовностью следовать за ним на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению. Однако это желание появляется при определенном условии: поскольку группа имеет образ лидера и соответствующую этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием. 
 
Лидер (руководитель, менеджер) стремится управлять действиями и поведением других людей. Чтобы делать это эффективно, необходимо знать образ мышления сотрудников (подчиненных) организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность. 
 
При этом нужно иметь в виду, что: 
 
1) в каждом подразделении организации работают люди, и все многообразие отношений в организации (в системе) определяется взаимодействием отдельных людей; 
 
2) все люди отличаются друг от друга, но ни один из них не лучше другого. Вся сложность состоит в том, насколько лидеру удастся создать оптимальные условия для самореализации каждого человека, а ; человеку–использовать свой потенциал; 
 
3) для каждого человека легче подобрать соответствующее место в организации, чем делать попытки изменить его личностные особенности путем давления или насилия; 
 
4) когда место для каждого человека в организации (управленческой системе) найдено, то необходимо регулировать взаимоотношения между людьми как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник – подчиненный). Регулирование взаимоотношений должно базироваться на системе поощрений и наказаний; 
 
5) для каждого человека нужно подобрать индивидуальный способ «кнута и пряника» (т. е. наказания и поощрения) в соответствии сего индивидуальными психологическими характеристиками; 
 
6) прежде чем начинать реализацию индивидуального подхода в управлении, лидер должен изучить собственные личностные особенности; 
 
7) нужно развивать в себе способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, обладать гибкостью (лабильностью); уметь «переключаться» и изменяться, т. е. постоянно развиваться, обретая психическое и физическое здоровье и профессиональный успех. 
 
Каждому руководителю-лидеру необходимо знать, что изменить психологию своих подчиненных (последователей) силой невозможно и бессмысленно. Нужно воспринимать все отличия, изъяны и дефекты людей как неизбежность и не пытаться уместить их в рамках навязанных им стереотипов. То, что одним служит наградой, другим кажется безразличным. Наряду с качествами и стилем поведения сильных руководителей психологи выделяют характерные признаки по качествам и стилю поведения слабых руководителей. Так, П. Диксон, Р. Разаускас считают, что слабые и некомпетентные руководители отличаются некоторыми характерными особенностями своего поведения.

 

3.Необходимость лидерства в  обществе

Лидер - (от англ. leader - ведущий - руководитель), 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. 2) Участник спортивного состязания, идущий впереди.

Я. Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий  доверие, самоотверженный, активный, надёжный; 
2) лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные, авторитетный; 
3) «чёрная овца» — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Мы все чаще убеждаемся, что для совершения какого-либо группового действия необходим человек, выполняющий функции ведущего: 
• объединение людей  
• «диагностика» ситуации (от  лидера ждут авторитетной, мудрой и своевременной оценки, которая бы пояснила внешнюю ситуацию и позволила бы увидеть перспективы развития);  
• разработка плана совместных действий ( лидер выступает, как аккумулятор идей он должен уловить их и придать формы программы, плана действий, должен учитывать все мнения настроения, существующие в обществе);  
•мобилизация людей (лидер – именно тот человек, который в силу своих личных качеств способен повести за собой группу людей, дать толчок к совершению определенных действий).  
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.  
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

Информация о работе Понятие лидерства и его необходимость в обществе