Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 12:42, реферат
Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии.
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………………....3
1. Понятие лицензирования предпринимательской деятельности………….................4
2. Правовая природа, сущность и основные принципы лицензирования ……..……...9
3. Предпринимательская деятельность подлежащая лицензированию……………...13
4. Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………...............14
5. Ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….18
Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности,
Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
При реорганизации в форме присоединения, разделения или выделения осуществляющих лицензируемые виды деятельности субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации вправе принять решение, предусматривающее, что: правопреемники реорганизованных юридических лиц вправе осуществлять виды деятельности, подлежащие лицензированию на основании ранее выданных реорганизованным юридическим лицам лицензий, но не более чем шесть месяцев со дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
2. Правовая природа, сущность и основные принципы лицензирования
Рассмотрение проблем лицензирования в РФ невозможно без определения самого понятия лицензирования предпринимательской деятельности. К вопросу о понятии лицензирования предпринимательской деятельности с различных точек зрения подходили многие правоведы и ученые, однако ввиду того, что данное понятие достаточно сложное и многогранное, соответственно мнения исследователей зачастую расходились, а в некоторых случаях даже противоречили друг другу. Однако, рассмотрев работы многих именитых авторов, можно придти к выводу, что основной точкой зрения является теория, согласно которой: «лицензирование предпринимательской деятельности, прежде всего, следует рассматривать как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности»1. Это проявляется в том, что для определенных видов предпринимательской деятельности необходима государственная регистрация. Обращаясь к позиции законодателя по этому вопросу следует рассмотреть Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно которому лицензирование - есть совокупность мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением деятельности лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действий лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании»2. В действительности, данное определение законодателя не раскрывает понятие лицензирования, но перечисляет в полной мере возможности деятельности государственных органов, осуществляющих лицензирование. Что же касается самого определения лицензирования предпринимательской деятельности, то здесь важно отметить, что законодатель ни в одной норме закона не урегулировал данный вопрос, но на основе предыдущих понятий можно сделать вывод, что лицензированием предпринимательской деятельности можно считать деятельность соответствующих квалифицированных, компетентных органов направленная на выдачу лицензий на осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем.
Далее, рассматривая принципы лицензирования предпринимательской деятельности, необходимо начать с определения принципа. Принцип - это основополагающая истина, которая лежит в основе нормативно - правового акта, правила или руководящее начало деятельности какого-либо органа. Применяя данное определение к лицензированию предпринимательской деятельности, важно отметить, что в данной теме больше будут фигурировать принципы деятельности органов власти, осуществляющих лицензирования предпринимательской деятельности. Изначально логичнее рассмотреть принципы, определенные в ФЗ «о лицензировании». В соответствии с ним основными принципами являются:
- Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации (Данный принцип является по своей сути общим принципом, который имеет распространение и в сфере лицензирования предпринимательской деятельности).
- Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.
- Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации (Данный принцип не относится к лицензирования предпринимательской деятельности ввиду того, что существуют специальные законодательные акты, которые вносят свои отличия в порядок лицензирования(ФЗ о банках и банковской деятельности)).
- Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (Данный принцип также нельзя применять к предпринимательской деятельности так как зачастую предусмотрены иными законами которые сами же и устанавливают данные требования).
- Гласность и открытость лицензирования (Возможность запроса о прохождении регистрации в соответствующих реестрах).
- Соблюдение законности при осуществлении лицензирования(является основным принципом для всех отраслей права и государственных органов).
Останавливаясь на данном моменте можно уже выявить некоторые проблемы правового регулирования при лицензировании предпринимательской деятельности. Наш законодатель структурно не разделил принципы на структурные и функциональные, также сами принципы, относящиеся непосредственно к предпринимательской деятельности также не выделены.
Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и правовой природе этого института.
Лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:
- государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;
- государственный
контроль за осуществлением
- возможность прекращения
деятельности по особым
В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.
Содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.3
В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.
Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.
Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.
В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.
Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно пункту 3 статье 2 ГК РФ, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.4
Хотя ГК РФ в статье 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Из смысла статьи 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.
Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:
- обеспечение единства
экономического пространства
- установление единого
перечня лицензируемых видов
деятельности. Этот перечень установлен
Постановлением Правительства
- установление единого
порядка лицензирования на
- установление лицензионных
требований и условий
- гласность и
открытость лицензирования. Этот
принцип выражается в том, что
все законы и иные нормативно-
Информация о работе Понятие лицензирования предпринимательской деятельности