Понятие лицензирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 12:42, реферат

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………………....3
1. Понятие лицензирования предпринимательской деятельности………….................4
2. Правовая природа, сущность и основные принципы лицензирования ……..……...9
3. Предпринимательская деятельность подлежащая лицензированию……………...13
4. Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………...............14
5. Ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

- соблюдение законности  при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён  в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается  в обязанности каждого соблюдать  предписания законов, иных нормативно-правовых  актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предпринимательская деятельность, подлежащая лицензированию

 

В настоящее время в законодательстве Российской федерации нет четко установленного перечня видов предпринимательской деятельности, которые в обязательном порядке подлежат лицензированию. Более того законодатель смешивает виды предпринимательской деятельности, занятие которыми возможно только на основании  лицензии и видов хозяйственной деятельности, не смотря на то, что это совершено разные виды деятельности. Хозяйственная деятельность более широкое понятие так как она может быть направлена не только на получение прибыли , а еще на достижение какого-либо экономического или социального блага. В поддержание данной позицией логично обратиться к позиции В.К.Мамутова который писал, что «предпринимательство - одно из направлений хозяйственной деятельности, одна из черт которой получение прибыли. Но, во-первых, десятки тысяч субъектов хозяйственной деятельности создаются и функционируют не ради извлечения прибыли, а в целях решения социальных задач. Во-вторых, промышленные, строительные, транспортные и другие предприятия создаются и осуществляют хозяйственную деятельность не только в целях получения прибыли. Разработанное с хозяйственно-правовых позиций понятие хозяйственной деятельности, включающее предпринимательство, но не сводящееся к нему, стало составной частью действующего законодательства»5

В соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности к перечню предпринимательской деятельности можно отнести деятельность кредитных организаций, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области таможенного дела; страховая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, использование арбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания(вещание дополнительной информации и др.)6 Сами же перечисленные выше сферы деятельности также разбиваются на подгруппы и регулируются специальным законодательством. Анализирую данную главу можно сделать вывод о том, что ввиду того что перечень видов предпринимательской деятельности остается от открытым и регулируется множеством нормативно-правовых актов , то для более доступного понимания простыми гражданами нашей страны вопроса:» какие именно виды предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации, а какие нет?» логично ввести отельный федеральный закон, который бы регулировал все вопросы, перечисленные выше. Однако наш законодатель не считает, что большинство населения страны юридически неграмотно, и в большинстве своем наши граждане не могут себе позволить помощь юристов для оформления предпринимательской деятельности .

 

4. Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности

 

Рассматривая нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности на территории РФ, первое, на что стоит обратить внимание - это основные проблемы регулирования в сфере лицензирования. Обратимся в целом к источникам права, которые регулируют данный вопрос. Главным действующем законом, действующем на территории РФ является конституция. В соответствии со статьей восьмой, нам гарантировано единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, а также законное право на осуществление предпринимательской деятельности, закрепленной в статье 34. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 года. Далее важно обратиться к Гражданскому кодексу РФ, а именно к статье 49, согласно которой в случаях отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Гражданский кодекс Российский Федерации от 30.11.1994 № 51 ФЗ ч.3,п.1,ст.49. Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов Деятельности. Данный закон по сравнению с предыдущей редакцией 1998 года ввел ряд крайне важных изменений:

1. Органы местного самоуправления перестали иметь право на выдачу лицензий коммерческим организациям.

2. Срок действия выданной лицензии увеличили до 5 лет.

3. Дополнены основания приостановления действия лицензии.

4. Уточнены основания аннулирования лицензии.

5. Был введен 30-ый срок для обращения граждан с заявлением о переоформлении лицензии.

Также крайне важное изменение затрагивающее  регистрацию предпринимательской деятельности, состоящей в ограничении списка видов деятельности, подлежащих лицензированию. Например, ломбарды, коммерческая деятельность, связанная с переработкой и реализацией зерновой продукции, производством драгоценных металлов.

Обязательными для лицензирования стала деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, а также оказание услуг, связанных с электронными цифровыми подписями.

Не смотря на, достаточно большой перечень изменений, которые произошли в процедуре оформления лицензий на осуществление предпринимательской деятельности, да и круг самой деятельности был кардинально изменен, но ряд видов предпринимательской деятельности по-прежнему  лицензируется в особом порядке, что вызывает ряд неудобств для граждан, которым необходимо оформить данную процедуру.  В основном особый порядок режима лицензирования установлен в отношении банковской или страховой деятельности. Во многом это оправдано, так как данный механизм по своей сути отсеивает тех граждан, которые не готовы потратить столько сил, денег и здоровья на оформления данных процедур. Однако если мы посмотрим на опыт наших зарубежных коллег, к которым мы так стремимся. Важно заметить, что у них в практике столь трудных механизмов попросту отсутствует. При этом у них нет такого же нагромождения банков и страховых компаний. Далее важно обратить внимание на юридическую силу закона о лицензировании и специально нормативно-правовых актов. Общий ФЗ в данном случае не имеет большую юридическую силу по отношению к  специальным НПА, регулирующим вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Если вопрос перечня предпринимательской деятельности подлежащей регистрации как-то определен, то вопрос об органах которые принимают решения по процедуре лицензирования предпринимательской деятельности по-прежнему остается открытым. Основным органом, утверждающим положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные лицензирующие органы и устанавливает какие органы исполнительной власти субъектов занимаются данным вопросом в субъектах РФ. Так одним из главных  документов в этой сфере является постановления правительства РФ от 11 февраля 2002 года «о лицензировании отдельных видов деятельности». В данном постановлении перечислен полный список федеральных органов исполнительной власти, которые конкретно осуществляют лицензирование, в какой сфере и какие у них функции. Иначе говоря, данный нормативно-правовой акт ввел порядок осуществления контрольных полномочий лицензирующими органами, срок действия лицензии, а также более полный перечень документов, необходимых для оформления лицензий7. Таким образом рассматривая всю базу нормативно-правовых актов, регулирующих  регистрацию предпринимательской деятельности важно отметить, что ввиду развития технического прогресса и экономических отношений, многие вопросы которые возникли в настоящее время, к примеру интернет- магазины и другие экономические отношения, проводимые только через интернет, нашим законом пока не предусмотрено, поэтому у частных лиц постоянно возникают жалобы на такого рода организации. Безусловно, для достижения большего эффекта, законодательство должно постоянно реформироваться, во всяком случае, в нашей стране точно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Санкции и ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности

 

К основным «карательным» мерам, которые могут использовать власти муниципалитета - это приостановление срока действия лицензии, ограничение действия лицензии, аннулирование лицензии. Теперь более подробно разберем каждый из них

  • Приостановление срока действия лицензии, в соответствии с данной санкцией лицо не имеет право заниматься предпринимательской деятельности на тот срок, когда ему была выдана лицензия, в соответствии с практикой применения данной санкции не превышает промежуток времени в шесть месяцев.
  • Ограничение действия лицензии означает запрет лицом использовать часть своих полномочий, определенных на основании выданной лицензии. В качестве примера можно привести ст.32.6 Закона об организации страхового дела. В соответствии с этой статьей лицо не имеет право осуществлять взаимное страхование и перестрахование.

· Аннулирование лицензии - самая строгая мера наказания, данная санкция применяется в случаях, когда необходимо запретить работать в качестве предпринимателя в той или иной сфере. Главным моментом в вопросе аннулирования лицензии является то, что в обязательном порядке надо обращаться в суд с соответствующим ходатайством. Также существует действующая модель в некоторых случаях допускает рассмотрение без судебного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства.

Ввиду активного экономического развития России, роль института предпринимательства сейчас как никогда велика. На мой взгляд, ввиду важно данного института и явной проблемы регулирования законодательством данного вопроса, наиболее логично было бы для законодателя упростить систему лицензирования для предпринимателей. А ответственность по приостановлению или ограничения действия лицензии наоборот ужесточить. Также если бы вся эта процедура не была бы раскидана по разным нормативно-правовым актам, а была бы собрана в единый источник, это намного облегчило работу и органам правительства, администрации и самим предпринимателям.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Республика, 2002.

3. Собрание законодательства  РФ от 04.03.2002г., №9, ст. 928 Постановление  от 11.02.2002г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», 2002.

4.Федеральный закон  от 8 Августа 2001 года номер 28- ФЗ  «О  Лицензировании отдельных видов  деятельности»//СЗ РФ 2001 номер 33 ч.1 статья 343

5. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.

6. Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. N 10.

7. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник для вузов по спец. «Юриспруденция». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2003.

8. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Ученик для вузов. - 7- изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

9. Мамутов В.К. Хозяйственное право: Учебник К.: Юринком Интер, 2002.

10. Смагина И.А. Предпринимательское право; учебное пособие. – М.: Омега – Л, 2008.

11. Тарасов С. А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14.- Москва, 2001.

 

 

1 Тарасов С. А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности.- 171 с.

2 Федеральный закон от 8 Августа 2001 года номер 28- ФЗ  «О Лицензировании отдельных видов деятельности»//СЗ РФ 2001 номер 33 ч.1 статься 343

3 Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. N 10.

4  Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. N 10

5 Хозяйственное право. Учебник под редакции академика Мамутева В.К.- 3с.

6 ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности №98

7 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 04.03.2002, N 9, СТ. 928


Информация о работе Понятие лицензирования предпринимательской деятельности