Понятие недобросовестной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка.
В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.
Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрольная на печать.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных  субъектов рынка.

В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих  субъектов – конкурентов, но и  нарушаются права потребителей.

Перед законодателями различных  стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным  участникам хозяйственных отношений.

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти  равновесие между субъективными  правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.

Частью 2 ст.34 Конституции  РФ установлен конституционный запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция  может выражаться в нарушении  условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентной борьбы.

Добросовестность хозяйствующего субъекта выражается в первую очередь  в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения  между недобросовестностью и  противоправностью.

Недобросовестная конкуренция  представляет собой одну из форм злоупотребления  правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие недобросовестной конкуренции

 

В Российской Федерации концепция  законодательства о конкуренции  была реализована через разработку специального закона, в который наряду с большим по объему собственно антимонопольным  законодательством были включены отдельные  нормы, направленные на регулирование  недобросовестной конкуренции. Первоначально  Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» не содержал определения понятия «недобросовестная  конкуренция». В ст. 10 этого закона был установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию и приводился примерный  перечень форм недобросовестной конкуренции. Позднее, 25 мая 1995 г. в закон были внесены изменения и дополнения, в том числе было введено определение  понятия «недобросовестная конкуренция» (ст. 4).

В настоящее время в  новом Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  – Закон о защите конкуренции) инкорпорированы нормы двух законов: Закона РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» и  Федерального закона от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон о защите конкуренции  устанавливает организационные  и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предусматривает  обновление правового инструментария, а также унификацию правового  регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Понятие недобросовестной конкуренции  подверглось в Законе о защите конкуренции некоторой редакционной правке, которая не коснулась его  базового содержания.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под  недобросовестной конкуренцией понимаются «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам  либо нанесли или могут нанести  вред их деловой репутации».

Таким образом, недобросовестная конкуренция – это всегда действия. Бездействие даже при наличии  всех прочих признаков не может рассматриваться  как недобросовестная конкуренция  в отличие, например, от монополистической  деятельности. Монополистической деятельностью  в определенных случаях может  признаваться и бездействие.

Другим обязательным условием является осуществление субъектами правоотношения предпринимательской  деятельности на одном товарном (финансовом) рынке. То есть хозяйствующий субъект, в отношении которого совершаются  недобросовестные действия, и хозяйствующий  субъект, который совершает такие  действия, должны находиться в конкурентных отношениях. И, основным квалифицирующим  признаком недобросовестной конкуренции  является противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству РФ, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Используемые здесь морально-этические, в основе своей философские категории  – добропорядочность, разумность и  справедливость – оставляют широкий  простор для толкования.

Кроме того, определением недобросовестной конкуренции предусматривается, что  для признания этих действий в  качестве правонарушения необходимо учитывать причинение убытков конкуренту либо нанесение вреда его деловой репутации. При этом убытки или вред деловой репутации не обязательно должны быть реальными, достаточно лишь такой потенциальной возможности.

Классификация недобросовестной конкуренции :

  • Неодобрительные высказывания о конкурентах и их товарах
  • Моральное порицание, осуждение общественным мнением
  • Сфера административного права
  • (в виде наказания применяются штрафы, общественные работы)
  • Тяжкие преступления против конкурентов (включая шантаж, силовое воздействие, нанесение крупного материального ущерба)
  • Сфера уголовного законодательства (крупные денежные штрафы, лишение свободы)
  • Сознательный обман и иные действия, приводящие к получению односторонней выгоды

Если взглянуть ретроспективно на становление категорий и классификации  недобросовестной конкуренции, то мы увидим, что изначально законодатель не выделял  правовые нормы о конкуренции  в отдельную отрасль права, а  оценивал те или иные деяния по тяжести  последствий, относя их либо к административным, либо к уголовным

 

 

 

 

 

 

  1. Формы  проявления недобросовестной конкуренции

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует понятие недобросовестной конкуренции как «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение  преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

В части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции содержится общий запрет недобросовестной конкуренции, а также  приводится перечень разнородных действий, сгруппированных в 5 дифференцированных составов, которые принято называть формами недобросовестной конкуренции:

распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его  деловой репутации;

введение потребителей в  заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним  средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Эти действия подлежат запрету  независимо от того, отвечают они условиям, установленным в понятии недобросовестной конкуренции, или нет. Вернее, в данном случае не требуется соотносить действия, квалифицируемые как недобросовестная конкуренция в силу статьи 14 Закона о защите конкуренции, с понятием «недобросовестная конкуренция», закрепленным в ст. 4 этого закона. Предусмотренные  ст. 14 закона составы правонарушений относятся к прямым нормам, которые  применяются непосредственно.

В часть 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции включены положения, в  соответствии с которыми не допускается  недобросовестная конкуренция, связанная  с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Они не содержат примерного состава действий, которые  можно было бы квалифицировать в  качестве недобросовестной конкуренции. По своей правовой конструкции эти  положения близки к нормам ст. 10 ГК РФ, в силу которой не допускается  злоупотреблением правом, а также  использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Несмотря на то, что понятие  недобросовестной конкуренции по смыслу антимонопольного законодательства не покрывается понятием «ограничение конкуренции», действия хозяйствующих  субъектов, нарушающих требования части 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции, следует рассматривать как злоупотребление  правом в иных формах.

Часть 3 ст. 14 Закона о защите конкуренции предусматривает для  заинтересованного лица (то есть лица, чьи права нарушены актом недобросовестной конкуренции) возможность направления  решения антимонопольного органа о  нарушении положений части 2 настоящей  статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак в Роспатент для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

2.1 Распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений

К первому виду недобросовестной конкуренции Закон о защите конкуренции  относит «распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его  деловой репутации» (п. 1 части 1 ст. 14).

Отметим, что по Закону о  защите конкуренции распространение  не только ложных, но также неточных или искаженных сведений включено в  состав этого правонарушения, что  имеет существенное значение для  правоприменительной практики, так  как «недобросовестные» конкуренты со временем стараются по понятным причинам избегать прямых выпадов, предпочитая  действовать завуалированными средствами. При этом дискредитация имеет  своей целью привлечение потребителей к собственной продукции путем  распространения недостоверной  информации о конкуренте, его товарах  и услугах.

Несмотря на то, что дискредитация  непосредственно направлена против конкретного субъекта либо группы лиц, такие действия могут иметь негативные последствия не только для них: если информация о каком-либо производителе  или его товарах окажется лживой, то и потребитель, введенный ею в  заблуждение, может понести убытки. Не исключены ситуации, когда субъект  распространяет не соответствующие  действительности сведения о себе самом  и не имеет при этом цели дискредитировать конкурента. С этим подходом следует  согласиться, так как в рассматриваемой  форме недобросовестной конкуренции  квалифицирующими признаками являются:

распространение дефектной  информации;

ее способность причинить  убытки либо нанести ущерб деловой  репутации конкурента.

Следовательно, распространение  ложных, неточных или искаженных сведений о собственном бизнесе или  своих товарах (услугах), если такая  информация способна причинить убытки конкуренту, может образовать акт  недобросовестной конкуренции именно данного вида.

2.2 Введение в  заблуждение

Следующей формой недобросовестной конкуренции является «введение  в заблуждение в отношении  характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении  его производителя» (п. 2 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции).

Введение в заблуждение  так же, как и дискредитация  конкурента, имеет своей целью  привлечение внимания к своим  товарам путем распространения  недостоверной информации. Однако, в отличие от случаев дискредитации  конкурента, здесь речь идет не о  выпадах против конкурента, а о  недобросовестных заявлениях в отношении  собственной продукции. Это одна из наиболее распространенных форм недобросовестной конкуренции. Понятие «введение  в заблуждение» не ограничивается заведомо обманными заявлениями. Ввести в  заблуждение могут и соответствующие  действительности утверждения, если они  по тем или иным причинам способны создать ложные представления о  товаре. Причем здесь не имеют значение умысел и намерение причинить  вред.

Информация о работе Понятие недобросовестной конкуренции