Понятие недобросовестной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка.
В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.
Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрольная на печать.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

2.3 Некорректное  сравнение

«Некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами» (п. 3 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции) –это самостоятельная форма недобросовестной конкуренции. Первоначально в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10) этот состав содержал существенную оговорку. Указанные действия не допускались в процессе рекламной деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку отношения, связанные с рекламой, регулируются теперь специальным законом, слова: «в процессе рекламной деятельности» из Закона о защите конкуренции исключены. Эта форма недобросовестной конкуренции может проявляться как отдельный (самостоятельный) прием, так и в составе действий, направленных на дискредитацию конкурента либо на введение в заблуждение.

В мировой практике наблюдается  различное отношение к вопросу  допустимости использования сравнений (а по сути – критики) в конкурентной борьбе. Одни полагают, что критика  в отношении конкурента, если она  правдива и опирается на факты, полезна  для конкуренции. Другие – принципиально отвергают право на критику конкурентов. Французская судебная практика основывается на втором подходе. Наше законодательство о недобросовестной конкуренции, как следует из смысла рассматриваемой нормы, не препятствует правдивой критике конкурентов. Однако относиться к такой критике надо с подозрением, принимая во внимание очевидную заинтересованность конкурентов.

2.4 Незаконное  использование интеллектуальной  собственности

В качестве недобросовестной конкуренции не допускается «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг» (п. 4 части 1 ст. 14 Закона о  защите конкуренции). Эта форма недобросовестной конкуренции связана с действиями хозяйствующего субъекта, способными вызвать смешение в отношении конкурента, его товаров или деятельности. Такое смешение может возникнуть в результате нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Согласно части 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

произведения науки, литературы и искусства;

программы для электронных  вычислительных машин (программы для  ЭВМ);

базы данных;

исполнения;

фонограммы;

сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание  организаций эфирного или кабельного вещания);

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

селекционные достижения;

топологии интегральных микросхем;

секреты производства (ноу-хау);

фирменные наименования;

товарные знаки и знаки  обслуживания;

наименования мест происхождения  товаров;

коммерческие обозначения.

Вопрос о целесообразности применения законодательства о защите против недобросовестной конкуренции  в сфере интеллектуальной собственности  является дискуссионным. Проблема здесь  заключается в том, что защита исключительных прав осуществляется через  суд способами, предусмотренными ГК РФ. В частности, путем предъявления требования:

о признании права;

о пресечении действий нарушителя;

о возмещении убытков;

об изъятии контрафактного товара и т. д.

Какой смысл вмешивать  в эти отношения антимонопольный  орган, а также дублировать или  даже дополнять меры правовой защиты, предусмотренные ГК РФ, санкциями  антимонопольного законодательства?

В настоящее время возможная  коллизия в какой-то степени разрешена  законодателем. Так, в силу части 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение  исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке  недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права  может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным  законодательством. Таким образом, в случае недобросовестной конкуренции  потерпевшая сторона вправе выбирать способы правовой защиты, включая  и обращение в антимонопольный  орган.

2.5 Незаконное  использование информации(промышленный шпионаж)

Последней формой недобросовестной конкуренции, поименованной в части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, является «незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну» (п. 5 части 1 ст. 14). Данная норма направлена в  основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с так  называемым «промышленным шпионажем». Однако недобросовестной конкуренцией будут считаться использование  и распространение также служебной  и иной охраняемой законом тайны, так как и в этих случаях  возможно приобретение информации, имеющей  ценность в конкурентной борьбе.

Применение защиты против действий, предусмотренных этим составом правонарушения, тесно связано с  правовым регулированием информации. Специальными законами, а также иными  нормативными правовыми актами устанавливаются  различные правовые режимы для соответствующих  видов информации. Само определение  информации содержится в Федеральном  законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» (п. 1 ст. 2).

Понятие коммерческой тайны  закреплено в Федеральном законе от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 1 ст. 3).

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной  тайны. Вместе с тем анализ нормативных  правовых актов позволяет выявить  содержание и основные признаки отнесения  информации к служебной тайне. Следует  назвать Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня  сведений конфиденциального характера» (с изм. на 23.09.2005 г.). Согласно п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного этим Указом, служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

В законодательстве содержание коммерческой тайны определяется достаточно широко. Это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том числе  составляющая секреты производства (ноу-хау)). При этом тип информации, которую можно рассматривать  в качестве коммерческой тайны, зависит  от конкретных обстоятельств. Например, по мнению авторов международного исследования ВОИС «Защита против недобросовестной конкуренции», коммерческая тайна включает в себя методы продажи, методы дистрибьюции, формы контрактов, бизнес-планы, детали соглашений по ценам, сведения о потребителях, рекламную стратегию и списки поставщиков или клиентов.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

 

Заключение        

 Конкуренция является  неотъемлемым атрибутом рыночной  экономической системы. Положительное  влияние конкуренции на экономическое  развитие и необходимость поддержания  высокого уровня конкуренции  практически на всех рынках  не вызывают сомнения.

Конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования  основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей.

Вместе с тем конкуренция  не способна к саморегуляции в  необходимой степени. Поэтому для  обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное  законодательное регулирование  отношений, существующих в условиях конкуренции.

 Необходимость правового  регулирования конкурентных отношений  как следствие становления новой  экономической системы сомнению  не подвергалась, что привело  к принятию различных нормативных  актов о защите конкуренции  и борьбе с недобросовестной  конкуренцией.

 За время действия  законов антимонопольными органами  пресечено большое количество  разнообразных нарушений антимонопольного  законодательства, постоянно ведется  работа по совершенствованию  правового регулирования конкурентных  отношений. В последние годы  вопросы, связанные с защитой  от недобросовестной конкуренции,  все чаще освещаются на страницах  специализированных изданий.

Недобросовестная конкуренция  как экономико-правовое явление  сформировалось при наличии факторов (предпосылок) объективного и субъективного  характера.

Объективными предпосылками  существования и распространения  недобросовестной конкуренции являются: ускоренный рост монополизации экономики, высокая степень интенсивности соперничества, развитие научно-технического прогресса.

К субъективным предпосылкам существования и распространения  недобросовестной конкуренции относится  создание, а также использование  конкурентами различных препятствий  к доступу на рынок и других конкурентов и привлечению потребительского спроса. Данные «барьеры» повышают степень интенсивности соперничества  и толкают предпринимателей на использование  недобросовестных методов конкуренции  с целью преодоления этих «барьеров» и привлечения к себе потребительского спроса.

Как видится, полностью устранить  совокупность предпосылок существования  недобросовестной конкуренции невозможно, так как они вытекают из ее сущности.

Поэтому можно лишь ослабить их действие и в основном с помощью  государственного вмешательства, так  как сам конкурентный механизм с  этими функциями не справляется, ярким примером чему служит массовое распространение недобросовестной конкуренции.

И все же мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции  весьма важны, их воздействие на товарный и финансовый рынок существенно. При этом нельзя допускать, чтобы  борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды  товарного и финансового рынка, напротив, следует укреплять ее.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Галкин В.В. Методы недобросовестной конкуренции: экономическое содержание и правовое регулирование. Монография. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2010.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) – Консультант ПЛЮС.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) КонсультантПлюс, 1992-2013
  5. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» ((в ред. Федеральных законов от 22.05.2003 N 54-ФЗ, от 10.12.2003 N 173-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,от 13.03.2006 N 38-ФЗ, от 26.07.2006 N 135-ФЗ,от 26.04.2007 N 63-ФЗ) – Консультант ПЛЮС.
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) 
    © КонсультантПлюс, 1992-2013
  7. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне"
  8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  9. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  10. http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ch2p2.htm#5
  11. http://www.akdi.ru/scripts/articles/smotri.php?z=3180
  12. http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0111/

Информация о работе Понятие недобросовестной конкуренции