Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:21, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что при переходе нашей страны на «рельсы» рыночной экономики, где преобладает частная собственность и кругом царит жесткая конкуренция у организаций возникает потребность в продаже своего товара большей части потребителей. Для этого и создана система маркетинга, которая позволяет нам анализировать и обходить конкурентов сегмента рынка, анализировать продукцию конкурентов со всех сторон, учитывать сильные и слабые стороны как собственной организации, так и организаций-конкурентов
Введение……………………………………………………………………….2
Теоретическая часть…………………………………………………………3
1. Особенности маркетинга в сфере торговли……………………………3
1.1. Сущность, роль, цель и задачи маркетинга……………………………..3
1.2.Направления маркетинговой деятельности……………………………..9
1.3.Специфика маркетинговой деятельности в сфере торговли…………..11
2. Понятие организации маркетинга……………………………………...13
2.1. Организационная структура управления маркетингом на предприятии…………………………………………………………………...13
2.2. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом…………………………………………………………………...18
2.3. Принципы построения (совершенствования) организации управления маркетингом…………………………………………………………………...25
Практическая часть…………………………………………………………30
3. Различные маркетинговые ходы, используемые на различных предприятиях, занимающихся продажей товаров либо предоставлением услуг……………………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………....35
Список литературы…………………………………………………………..
Географическая организация — организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Иногда данная структура управления маркетингом носит название "региональная или территориальная организация маркетинга".
Продуктовая (товарная) организация — организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная организация — организационная структура
управления маркетингом, в которой управляющие
отдельными рынками несут ответственность
за разработку и реализацию стратегий
и планов маркетинговой деятельности
на определенных рынках. В чистом виде
продуктовые и рыночные оргструктуры
управления маркетингом не применяются.
Чаще применяют комбинации указанных
принципов организации, а именно: функционально-продуктовую
(товарную), функционально-рыночную (региональную),
продуктово-рыночную (региональную) и
функционально-продуктово-
Функционально-продуктовая организация (рис. 5) — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.
Рис. 5 Функционально-продуктовая оргстурктура управления маркетингом.
Преимущества данного
принципа построения
Функционально-рыночная организация (рис. 6) — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга.
Рис. 6 Функционально-рыночная оргструктура управления
Главное достоинство — концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.
Функционально-продуктово-
2.2. Распределение
задач, прав и ответственности
в системе управления
Правильный выбор оргструктуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:
Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда в организации достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб.
Обобщенная схема, характеризующая место и роль маркетинговых служб в системе управления, представлена на рис. 7. Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены конкретные структурные звенья предприятия, а указаны только важнейшие с точки зрения маркетинга функции управления. Руководитель маркетинговых служб выполняет опосредствующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей, послепродажным обслуживанием, с одной стороны, и потребителями продукции — с другой. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Рис. 7 Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные действия. Рассмотренная схема важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, конечно, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т. п. Однако эта их деятельность направляется и координируется с учетом интересов предприятия руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования.
Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия. Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные, а не на производственные возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Предприятие производит изделия, которые можно продать с прибылью, а не те, которые ему легче изготовить. При освоении производства новой продукции большое внимание уделяется тестированию рынка, пробной продаже товара, а не лабораторным испытаниям этой продукции. В серийном производстве снижение себестоимости должно осуществляться не за счет снижения качества продукта, ухудшения его потребительских свойств. Упаковка рассматривается не только, как средство транспортировки и обеспечения сохранности продукта, но и как средство рекламы и стимулирования сбыта. При определении цены на продукт решающей является не себестоимость, а цена, которую готов платить потребитель.
Обобщая изложенное, можно выделить следующие основные функции руководителя маркетинга:
В организациях, имеющих дивизиональную продуктовую структуру, интегрирующие и координирующие функции в области управления маркетингом конкретного продукта выполняет управляющий данным продуктом, который несет полную ответственность за него.
Детальность по управлению продуктом включает:
Матричный метод распределения задач, прав и ответственности представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) дан перечень структурных подразделений или должностей, выполняющих те или иные маркетинговые функции, а в левой части (наименование строк) — перечень задач и функций, сгруппированных по основным видам маркетинговой деятельности. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указаны управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности.
В табл. 8 приводится пример
использования матричного метода при
анализе распределения задач, прав и ответственности
в области принятия маркетинговых решений
на предприятии. Предприятие имеет функционально-продуктово-
Для выражения управленческих действий по реализации прав и выполнению обязанностей могут быть приняты условные обозначения с различной степенью детализации управленческих действий.
Рекомендуется принять следующие обозначения, необходимые для ввода в итоговую матрицу решений всей собранной информации:
Фрагмент матрицы принятия маркетинговых решений
Функции |
Директора |
Управляющих отдельными продуктовыми группами |
Подразделения планирования маркетинга |
Исследования маркетинга |
У |
У | |
Разработка новых продуктов |
Р |
С |
У |
Реклама и стимулирование продаж |
С |
У | |
Разработка торговой марки |
Р |
С |
|
Сбыт |
С |
У | |
Услуги потребителям |
С |
У | |
Контроль маркетинговой деятельности |
Р |
У |
У |
С позиции эффективного управления любое решение должно обязательно включать, как минимум, действия Р, П, И и К. На основе матрицы решений разрабатываются анкеты, адресованные каждому должностному лицу, указанному в матрице.
Далее собранная информация сводится в итоговую матрицу решений и проводится ее анализ на предмет дублирования отдельных функций маркетинга и выявления "управленческого вакуума", т. е. отсутствия полного набора управленческих действий относительно какой-то маркетинговой функции. В матрицу решений вносятся все необходимые добавления и уточнения, осуществляется ее адаптация под кадровые возможности и стиль управления конкретного предприятия, после чего она утверждается его руководством.
Таким образом, в строке по горизонтали указываются должностные лица (подразделения), принимающие участие в реализации данной маркетинговой функции, а также степень и характер их участия. В каждом вертикальном столбце перечисляются маркетинговые функции, за выполнение которых данное должностное лицо (подразделение) ответственно (с указанием характера этой ответственности). Следовательно, вертикальный столбец представляет собой компактное описание должностных обязанностей, а горизонтальная строка — распределение маркетинговых функций или задач между должностями (подразделениями) в системе маркетинговых служб.