Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:50, курсовая работа
Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купит при каждом возможном уровне цен в течении определенного периода времени. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.
1.Понятие спроса……………………………………………………………...3
2.Спрос как функция. Закон спроса …………………………………………5
3.Индивидуальный и рыночный спрос……………………………………..12
4.Задания……………………………………………………………….………17
5.Список литературы……………………………………………………….…..18
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей.
Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный».
Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше).
Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов.
Чтобы получить величину
рыночного спроса, необходимо просуммировать
опросы индивидуальные. Переход
от индивидуального спроса к
рыночному спросу
Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.
Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.
Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.
1. Вкусы и предпочтения потребителей, которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.
2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее
количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет
и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения
вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.
3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.
4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.
5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.
Итак, на спрос оказывают
воздействие, как цена, так и неценовые
факторы. В этой связи не следует
путать изменения в спросе, происходящие
под действием ценовых и
Задания
1. Функция спроса на
мясо имеет следующий вид: Qd= 30-P,
где Qd – величина спроса на
мясо в день (кг), а P – цена в
рублях за 1 кг. Функция предложения
описывается следующим
Решение.
Чтобы найти равновесный объем и равновесную цену изобразим на одном графике функцию спроса и функцию предложения. Для этого найдем значения функций при одних и тех же значениях цены.
Р |
Qd= 30-P |
Qs=15+2P |
1 |
29 |
17 |
2 |
28 |
19 |
3 |
27 |
21 |
4 |
26 |
23 |
5 |
25 |
25 |
6 |
24 |
27 |
После построения графика функций спроса предложения мы можем наглядно убедиться в том, что равновесная цена достигается в значении Р=5, а равновесный объем в значение Q=25.
2. Выразите в алгебраической форме условия рыночного равновесия по А. Маршаллу и Л. Вальрасу. Объясните различия в их подходах.
Решение.
По Маршаллу.
Пусть реальный объем продаж Q1=23 ниже равновесного уровня Qe=25,
тогда цена спроса Pd=7(Qd=30-P, при Qd=23, P=7);, отражающая готовность покупателей приобрести мясо, будет выше цены предложения Ps=4.Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.
И наоборот, если реальный объем продаж Q2=26 выше равновесного уровня
Qe=25, тогда цена спроса Рd=4, будет меньше цены предложения Рs=5,5 (Qs=15-2P, при Qs=26, Ps=5,5);
Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения: Pd(Q)=Ps(Q), в нашем случае Pd(Q)=Ps(Q)=5.
По Л.Вальрасу.
Пусть реальная рыночная цена P1=6, будет выше цены равновесия Pe , как это представлено на рисунке.
При этой цене объем спроса составит Qd1 составит 24кг , а объем предложения Qs1 =27
Qs1>Qd1.
Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.
Напротив, если рыночная цена P2 установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.
Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения Qd(P)=Qs(P), в нашем случае Qd(P)=Qs(P)=25.
Различия в подходах к условиям рыночного равновесия заключается в рассматривании этого явления через разные экономические категории, в случаи Маршалла через равенство цены спроса цене предложения, в случаи Вальраса через равенство величины спроса величине предложения.
Список литературы
1. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1 / Гальперин В.М. и др.; Под ред. Гальперина В.М. - УМО. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 349с.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов / Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. - УМО, 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2001. - 544с.
3. Мэнкью Г.Н. Принципы микроэкономики / Г. Н. Мэнкью. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 560с. - (Учебник для вузов).
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - УМО, 2-е изд. с измен. - М.: НОРМА, 2002. - 572с.
5. Тарасевич Л.С. и др. Микроэкономика: Учебник / Тарасевич Л.С. и др., Гребенников П.И., Леусский А.И.; Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - МО. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 375с.
6. http://www.grandars.ru
7. http://ru.wikipedia.org
8. http://www.economicportal.ru