Понятия и методы групповой психотерапии, её механизмы и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:08, реферат

Краткое описание

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat34_1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской

Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  университет

имени Н.Г. Чернышевского»

 

 

 

 

Кафедра компьютерных наук и

математической кибернетики

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Понятия и методы групповой психотерапии, её механизмы  и преимущества

 

 

 

Выполнил: студент 5 курса 511 группы

факультета компьютерных наук

и информационных технологий

очной формы обучения

Елкин Семен Олегович

 

 

 

Саратов 2013

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных  в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Одна из самых перспективных  и бурно развивающихся отраслей современной практической психологии - работа с группами стала известна в нашей стране сравнительно недавно. Передовые психотерапевты в Европе стали уделять внимание объединению людей в группы для лечения и разного рода взаимодействия ещё в 30-е годы. В то время как в России лишь в 1990-м году вышли монография "Групповая психотерапия" под редакцией Б. Карвасарского, С. Ледера и в сокращенном переводе книга К. Руддерстама "Теория и практика групповой психотерапии". Конечно, это не значит, что при Советском Союзе люди не объединялись в коллективы, наоборот - интеграция людей, осознание духа группы и близкое общение всегда являлись национальной чертой русского человека. Но тот недостаток знаний в области изучения психики, сознания, сложного процесса личностного и духовного роста, природы отклонений и заболеваний, в последние годы стремительно восполняется, открывая перед нами новые перспективы психотерапии и простор областей для изучения сложного мира личности в процессе её взаимодействия с внешним миром и другими людьми.

  1. История развития групповой психотерапии

 

На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У первобытных  племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком. Однако при всей распространенности групп на протяжении истории развития человеческого общества связь между ними и группами, специально создаваемыми в наше время с целью развития личностного потенциала каждого участника, не стала предметом научно-психологического исследования.

Примером оказания группой положительного влияния на психическое здоровье могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734-1815). Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что невидимые магнетические флюиды в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюида от врача к больному. Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана ("бакэ") со множеством ручек. Каждый из пациентов держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развевающуюся мантию Месмер прикасался своим "магическим" жезлом к чану, как бы передавая или переливая свои флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию "животного магнетизма", якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Международная комиссия ученых во главе с Бенджами-ном Франклином оказалась не столь легковерной. Она заявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Честолюбивые планы и притязания Месмера не оправдались. Теория животного магнетизма в конце концов была вытеснена другими гипотезами. В эпоху Месмера не удалось установить, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие.

До XIX-XX столетий поведение  людей в группах и способность  групп оказывать лечебное воздействие  систематически не изучались. Развитие и использование групп в терапевтических  целях было в большей степени  делом времени и обусловливалось возрастанием значения всех проблем, связанных с человеком.

В Соединенных Штатах Америки первоначально ориентация на групповую терапию называлась "репрессивно-вдохновляющей", и  она доминировала в начале XX столетия (Appley & Winder, 1973).

Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Психиатрическое сообщество отнеслось отрицательно к выводам Барроу. История Барроу - показательный пример того, как творческое и оригинальное мышление может остаться неоцененным, если время не пришло и условия не созрели.

Во время второй мировой  войны обнаружился недостаток в  опытных психотерапевтах, так как  возникла необходимость в специальной  психологической помощи большому числу  инвалидов. Это послужило импульсом к широкому экспериментированию и развитию практической психологии.

Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически  ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы", где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако психоаналитическая групповая модель не будет рассматриваться, так как она требует специальной подготовки в ортодоксальной психоаналитической теории и практике. Как мы увидим, психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в  современную групповую терапию, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина групповая психотерапия (Corsini, 1955). Хотя сегодня этот термин используется для обозначения широкого круга подходов, Морено обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал по групповой терапии "Impromptu". На протяжении ряда лет название журнала несколько раз менялось, достигнув наибольшего соответствия содержанию в названии - "Group Psychotherapy". Наконец, Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г. Его методы занимают видное место в групповом движении.

В 50-е и 60-е годы наблюдается  растущий интерес психотерапевтов к работе с группами. Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического направления в психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным, либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к групповой работе (Shaffer & Galinsky, 1974).

 Современные практики  группового движения приспособили  многие традиционные учения к  конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например, группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха; группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие групповой психотерапии

 

Психотерапия является целесообразной и эффективной формой лечебного воздействия.

Существует много понятий  групповой психотерапии.

Якоб Морено (1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

С.Шейдлингер (1957) считает, что групповая психотерапия является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный практик использует эмоциональные интеракции, возникающие в специально созданных малых группах для исправления деформаций у тщательно подобранных индивидов.

С.Кратохвил (1978) считает, что групповая психотерапия - это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой.

Н.К.Липгарт  и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия - это принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное, прежде всего, на активизацию личности больного человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде.

Приведенные определения  свидетельствуют о том, что единого  представления о понятии "групповая  психотерапия" на сегодняшний день не существует. Остановимся на понятии, приведенном Б.Д.Карвасарским в его "Психотерапевтической энциклопедии".

Групповая психотерапия - психотерапевтический метод, специфика  которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях.

Принципиально групповая  психотерапия не является самостоятельным  направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами, групповая психотерапия применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и т.д.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы групповой психотерапии

 

Групповая психотерапия  – специфический метод, в котором  основную роль играет групповая динамика, т.е. совокупность внутригрупповых  социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы. Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций,                               взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.

Хайнц Кохут ввел понятие «группового Я», которое включает наличие определенных идеалов и устремлений и создается как членами группы, так и психотерапевтом. При этом границы между индивидуальным и групповым Я выражены недостаточно четко и нередко совмещаются, затрагивая самые глубокие уровни психического функционирования.

Информация о работе Понятия и методы групповой психотерапии, её механизмы и преимущества