Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить состояние и перспективы развития сферы услуг в потребительской кооперации, а также ее роли в реализации программы проекта «Образование»
Актуальность темы заключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль в развитии многих секторов экономики и сфера услуг не стала исключением, однако на данный момент здесь есть некоторые проблемы, требующие решения. Образовательная сфера не исключение. Особенно актуальна роль потреб кооперации в реализации проекта «Образование»

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Структура сферы услуг в потребительской кооперации
1.1 Классификация услуг потребительской кооперации
1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 2. Состояние сферы услуг потребительской кооперации
2.1 Состояние сферы услуг в потребительской кооперации
2.2 Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 3. Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»
3.1 Сущность проекта «Образование»
3.2 Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая современное состояние сферы услуг.rtf

— 1,015.10 Кб (Скачать файл)

№1

 

Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1. Структура сферы услуг в потребительской кооперации

1.1 Классификация услуг потребительской кооперации

1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации

ГЛАВА 2. Состояние сферы услуг потребительской кооперации

2.1 Состояние сферы услуг в потребительской кооперации

2.2 Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации

ГЛАВА 3. Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»

3.1 Сущность проекта «Образование»

3.2 Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Потребительская кооперация является неотъемлемой частью экономики любой страны. Россия не является исключением. Потребительская кооперация в России имеет богатую историю. Она переживала спады и подъемы, активное развитие и практическую остановку в деятельности. В настоящее время потребительская кооперация переживает очередной подъем после событий 90х годов. Для поддержания потребительской кооперации была создана Концепция ее развития до 2015 года. В современном мире потребительская кооперация противостоит другим, более приспособленным к условиям рыночной экономики, организационно-правовым формам.

Однако, при всех этих нюансах, потребительская кооперация продолжает свое существование и имеет все возможности развиваться и конкурировать с организациями других организационно-правовых форм. Что помогает ей в этом? Энтузиазм организаторов кооперативов, потому как доходов от деятельности потребительской кооперации получается немного, основной фонд кооперативов - взносы пайщиков.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить состояние и перспективы развития сферы услуг в потребительской кооперации, а также ее роли в реализации программы проекта «Образование»

Актуальность темы заключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль в развитии многих секторов экономики и сфера услуг не стала исключением, однако на данный момент здесь есть некоторые проблемы, требующие решения. Образовательная сфера не исключение. Особенно актуальна роль потреб кооперации в реализации проекта «Образование»

 

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА СФЕРЫ УСЛУГ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1.1 Классификация услуг потребительской кооперации

 

Структура потребительской кооперации на данный момент своего развития насчитывает большое количество различных направлений деятельности. Классификация в сфере услуг основывается на Общероссийском классификаторе услуг населению, в котором каждому виду услуг приписан свой определенный номер. Классификатор включает следующие группы: [5]бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; жилищно-коммунальные услуги; услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры и спорта; медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; услуги правового характера; услуги банков; услуги в системе образования; услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; прочие услуги населению. Эти направления реализации деятельности потребительской кооперации в сфере услуг являются основными. Однако можно отметить одну тенденцию: в основном организации потребительской кооперации сконцентрированы в сельскохозяйственном и производственном секторах.[14] Реализация деятельности потребительской кооперации происходит в основном в сельских районах страны. Это связано с тем, что потребительская кооперация имеет социальную направленность и меньшие, по сравнению с рыночными организациями, цены на услуги и товары.

1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению.

Потребность в услугах городского и сельского населения быстро растет. Повышение роли услуг в жизни людей объясняется разными причинами: стремлением к лучшему качеству жизни; развитием разных видов деятельности; повышением культуры обслуживания; предложением товаров, требующих оказания услуг по их доставке, установке и использованию; предоставлением новых услуг и улучшением их качества; демографическими и экологическими изменениями, влияющими на состояние здоровья и особенности жизнедеятельности.

В интересах пайщиков и обслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают как бесплатные, так и платные услуги. Оказание платных услуг населению является перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации. Все виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации, классифицируются на следующие основные группы[15, c. 121-123]:

1.Бытовые услуги.

2.Услуги торговли.

3.Услуги общественного питания.

4.Услуги производственной деятельности.

5.Сельскохозяйственные услуги.

6.Услуги рынков.

7.Медицинские и санаторно-оздоровительные услуги.

8.Услуги образования.

9.Другие виды платных услуг.

К бытовым услугам относятся: ремонт и пошив одежды и обуви; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; ре- монт жилья и других сооружений; ритуальные услуги; услуги фотоателье; услуги парикмахерских; транспортные услуги.

Услуги торговли и общественного питания, оказываемые населению, весьма разнообразны; их перечень включает свыше 100 видов услуг. К основным видам услуг торговли потребительской кооперации относятся: прием предварительных заказов на товары, доставка покупателям крупногабаритных товаров, раскрой тканей. Основными видами услуг общественного питания потребительской кооперации являются: изготовление кулинарных и кондитерских изделий по заказам потребителей; обслуживание свадеб и банкетов, совещаний, семинаров, вечеров отдыха.

Услуги производственной деятельности потребительской кооперации приобретают значительный спрос в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. К услугам производственной деятельности относятся: забой скота и птицы; переработка зерна; производство колбасных изделий; сушка овощей и плодов; переработка семян подсолнечника. Такие производственные услуги осуществляются из сырья заказчика (например, пайщика-товаропроизводителя) на основе договора с потребительским обществом[15, c. 121-123].

Сельскохозяйственные услуги получают все большее значение в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. К сельскохозяйственным услугам относятся: вспашка земли, обработка садов, ветеринарные услуги, ремонт сельскохозяйственной техники.

Услуги рынков. В настоящее время в общем объеме платных услуг потребительской кооперации около 30% занимают услуги рынков. Основными видами услуг рынков являются: транспортные услуги, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, предоставление мест для торговли, выдача напрокат инвентаря, разруб мяса, хранение продукции[15, c. 121-123].

Медицинские и санаторно-оздоровительные услуги занимают более 6% в общем объеме платных услуг потребительской кооперации. Потребность в медицинских и санаторно-оздоровительных услугах возрастает в связи с ухудшением экологической обстановки и повышением медицинской культуры населения[15, c. 121-123].

Услуги образования. Потребительская кооперация стала заниматься платным образованием в последнее десятилетие XX в., т. е. в условиях экономической реформы. Наличие свыше 100 образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей), в которых работают высококвалифицированные специалисты, позволяет оказывать значительный объем образовательных услуг, составляющих свыше 40% в общем объеме платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации[15, c. 121-123].

К другим видам услуг можно отнести следующие: юридические услуги (юридические консультации, оформление судебных исков и других документов); социальные услуги (уход за инвалидами, организация кооперативных детских садов и др.).

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

2.1 Состояние сферы услуг в потребительской кооперации

 

Структура платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации, показана на рис. 1.

 

Рис. 1 Структура услуг в потребительской кооперации в 2002г. (в % к общей сумме платных услуг)

 

Как видно из этого рисунка, удельный вес услуг торговли, общественного питания и производственной деятельности в общем объеме услуг потребительской кооперации невелик. В то же время высокая потребность в услугах и наличие значительного числа предприятий торговли, общественного питания, промышленности создают реальную основу для развития платных услуг населению в потребительской кооперации.[15, c.121-123] Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. - пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов.[9]

Для улучшения жизни и быта сельского населения кооперативные организации взяли на себя восстановление в селах и деревнях сферы обслуживания, создали около 20 тыс. предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему и переработке молока; открыто свыше 1000 аптек, аптечных пунктов и киосков, ветеринарных аптек. Сфера бытовых услуг становится самостоятельной отраслью. [8,c.154]

Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства - торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций. Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.[13,c.200-202]

Государство намечает создать благоприятные условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, что обострит конкурентную среду для потребительской кооперации. Потребуется задействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти на новые рубежи.

Деятельность потребительской кооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентских слушаниях Федерального Собрания Государственной Думы в декабре 2002 года. Общий объем платных услуг, оказываемых предприятиями потребительской кооперации, увеличился на 25,8%. Произошли существенные изменения в их структуре. Наибольший удельный вес - 51,7% занимают услуги системы образования. Но втором месте по объему - бытовые услуги. Но, если услуги системы образования активно развиваются (их объем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%. Это связано с высокой конкуренцией в сфере ремонта и технического обслуживания радиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и т.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий.[1]

Большой вклад в дело развития потребительской кооперации России вносят кооперативные учебные заведения, где обучается 160 тысяч человек по 55 специальностям, и Межвузовский ученый совет.[9, с. 34-36] За минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религии учат добру и состраданию к ближнему - и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.

Очевидным является тот факт, что на любом уровне - национальном и международном - кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях. Кооперативы основаны на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традиции своих основателей, члены кооперативов верят в этические ценности, среди которых честность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних. За годы своего существования кооперативы зарекомендовали себя как конкурентоспособные предприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основе процветания кооперативной формы деятельности лежит забота о членах, а не личная выгода. Благодаря своей гибкости кооперативы отвечают постоянно меняющимся потребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политической обстановке.[15, c. 121-123]

Информация о работе Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»