Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:56, реферат
Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.
3. Скрытый спрос. Многие
потребители могут испытывать
сильное желание, которое невозможно
удовлетворить с помощью
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры.
5. Нерегулярный спрос. У
многих организаций сбыт
Как отмечают гостиницы Екатеринбурга пик прибытий (загрузки) гостиниц приходится на понедельник-среду (с минимум на выходные дни), а по месяцам - апрель, июнь, сентябрь, октябрь.
6. Полноценный спрос. О
полноценном спросе говорят, когда
организация удовлетворена
7. Чрезмерный спрос. У
ряда организаций уровень
8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.
9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.
Разновидности спроса:
1) Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.
2) Реальный спрос - дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.
1. Спрос как
основная категория рынка и
факторы его определяющие. Классификация
спроса. Проблемы сбалансированности
и удовлетворенности спроса на
потребительские товары в
Важнейшей категорией рынка и одним из основных показателей рыночной конъюнктуры является покупательский спрос.
Соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления, как фактически удовлетворенной потребности, – с другой, проявляется через объем спроса.
Спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке.
Спрос как предмет коммерческой деятельности – это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.
Главные составляющие спроса – наличие определенных потребностей в товарах (услугах) и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, – приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение. Для раскрытия сущности спроса как экономической категории следует различать совокупный и индивидуальный спрос
Каждый из этих видов имеет свои основные детерминанты (основные факторы, воздействующие на величину спроса).
На покупательский спрос влияет большое количество факторов, его формирующих. Всю совокупность этих факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.
К экономическим факторам относят, прежде всего, денежные доходы населения и их распределение между отдельными группами (слоями) населения; уровень цен (и их соотношение) на отдельные виды товаров; объем и структуру отечественного производства; объем импорта; объем и состав нетоварного поступления товаров (за счет личного подсобного хозяйства и натуральной оплаты труда); структуру денежных доходов (покупательные фонды и нетоварные расходы); возможность получения кредита; соотношение товарного и нетоварного потребления; уровень обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, платными и бесплатными услугами; состояние коммуникационных и транспортных связей; размеры и состояние торговой сети и т.д.
В группу, объединяющую социально-демографические факторы, входят социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения и т.д.
В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: прогрессивные формы и системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, послепродажное обслуживание на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т.д.
Психологические факторы – это физиологические особенности человеческого организма, реакция на окружающую действительность, религию, рекламу, моду, отношение к престижу, потребительские мотивы.
Природно-климатические факторы обусловлены воздействием географического положения, продолжительности времени года (сезонность), климата, температуры воздуха, количества атмосферных осадков, влажности, особенности рельефа местности.
Группа прочих факторов, влияющих на спрос, включает в себя такие важные факторы, как правовые, культурно-исторические, политические и т.п.
Спрос формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов одновременно
В практике коммерческой деятельности особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы.
По характеру влияния факторы подразделяют на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, частные – оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам.
Спрос рассматривают по времени его предъявления: ретроспективный, текущий, перспективный.
Ретроспективный – спрос прошлых периодов, данные о характере и изменениях которого следует учитывать в процессе текущей деятельности.
Текущий – спрос, обусловленный состоянием рынка, торговой конъюнктурой и факторами, определяющими ее. Знание этого спроса необходимо для оперативного управления коммерческой деятельностью.
Перспективный – спрос, который предполагается в ближайшем будущем, исходя из состояния и тенденций развития экономики рынка, и на который следует ориентироваться в коммерческой работе.
По объему спрос подразделяют на макроспрос, характеризующий спрос на потребительские товары в целом, и микроспрос – на отдельные товарные группы или товары.
По степени зрелости выделяют три основные вида спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся.
Потенциальный – спрос на товары, которые только готовят к выпуску и они еще не поступали на рынок. Потенциальный спрос создают благодаря широкой рекламе продукции, находящейся в стадии производства. Выбирая стратегию своего поведения при работе с этими товарами, так же как и с новыми товарами, коммерсант не упускает из виду весь жизненный цикл товара: разработку, выведение на рынок, рост, зрелость, упадок.
Формирующийся – спрос на новые виды товаров, недавно появившихся на рынке и еще не прочно вошедших в сферу потребления.
Сложившийся – полностью сформировавшийся спрос на товар. Для того чтобы спрос принял форму сложившегося, товар должен достаточно зарекомендовать себя, получить признание у потребителей. Задача коммерсанта в этом случае – поддерживать постоянное количественное удовлетворение и развитие качественных характеристик предложения.
По сроку реализации (характеру проявления) необходимо учитывать такие виды покупательского спроса, как отложенный спрос, накапливаемый спрос, спрос на замену, спрос про запас.
Отложенный – спрос, реализация которого временно откладывается ввиду отсутствия условий для потребления. Например, покупка товаров для зимнего спорта может быть отложена до того времени года, когда их потребление станет возможным. Здесь деньги, предназначенные для покупки этих товаров, принимают форму отложенного спроса.
Накапливаемый – спрос, образующийся путем постепенного накапливания денег для покупки дорогостоящих товаров, он требует от коммерсанта изучения наличного парка таких товаров, сроков эксплуатации (обновления), влияния моды, физического и морального износа и т.п.
Спрос про запас – «излишний спрос», не вызванный рациональной потребностью в данном товаре. Он возникает при дефиците товаров, которые приобретают «впрок», на случай отсутствия их в продаже. Предвидение такого спроса позволяет коммерсанту создать условия для увеличения своих доходов.
Спрос на замену – спрос на товары длительного пользования, обусловленный или техническими требованиями (физический износ), или факторами психологического характера (новые модели, новый дизайн, мода).
В зависимости от степени удовлетворения выделяют следующие виды спроса.
Действительный – спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и ассортиментно-качественного соответствия их требованиям покупателей
Реализованный – спрос, который фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного только в тех случаях, когда предложение товаров и услуг по своим размерам, качеству и ассортименту не соответствует спросу населения.
Неудовлетворенный – спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Явный (активный) неудовлетворенный спрос – реальный объем денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке по различным причинам и скапливаются на руках у населения и во вкладах
По степени интенсивности можно выделить такие виды, как интенсивный (растущий) спрос, стабилизировавшийся спрос, угасающий спрос. Эти виды спроса, и как виды спроса по степени зрелости (потенциальный, формирующийся, сложившийся, угасающий) тесно связаны с жизненными циклами товара,
Маркетинговая (рыночная) стратегия фирмы, предприятия на потребительском рынке строится на классификации спроса по состоянию рынка и возможности его удовлетворения, согласно которому выделяют следующие виды спроса:
По намерениям покупателей выделяют четыре основных вида покупательского спроса: жесткий, мягкий, импульсивный и ажиотажный спрос.
Жесткий спрос – это твердо сформулированный спрос, при котором покупатель требует только определенный конкретный вид товара и не согласен на какую-либо его замену.
Мягкий спрос – это альтернативный (компромиссный) спрос, при котором покупатель согласен при отсутствии необходимого товара заменить его на аналогичный товар или не имеет достаточно четкого представления о виде необходимого ему товара.
Импульсивный спрос – это спонтанный спрос, проявляющийся неожиданно для самого покупателя при обнаружении товара в реализации, то есть спрос, вызванный эмоциональным фактором.
Ажиотажный спрос представляет собой панический спрос, связанный с ожиданиями потребителем повышения цен, дефицита товаров и т.п. и не отражающий реальных потребностей в данных товарах.
Скрытый (пассивный) неудовлетворенный – спрос, реализующийся при покупке товаров и услуг, не являющихся полноценными заменителями отсутствующих или обладающих другими потребительскими свойствами.
В современных условиях развития экономики первостепенную роль играют ценовые детерминанты спроса, а именно цены на потребительские товары, услуги; инфляционные ожидания потребителей; ценовые предпочтения потребителей.