Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:56, реферат
Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.
3. Коммерсанту необходимо формировать свою стратегию деятельности на потребительском рынке на основе закона постепенного убывания спроса, согласно которому повышение цены какого-либо товара при неизменных прочих условиях ведет к уменьшению спроса на него, и наоборот.
4. В коммерческой деятельности необходимо учитывать большое количество факторов, формирующих спрос на потребительские товары, которые можно условно подразделить на шесть основных групп (экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие факторы). В современных условиях переходного периода первостепенное значение в формировании покупательского спроса играют экономические факторы, и прежде всего уровень цен и инфляции, среднедушевые доходы и уровень жизни, покупательные фонды населения и т.п. Вместе с тем, с развитием рыночных отношений все большее значение приобретают психологические, технологические и социально-демографические факторы.
5. Для повышения эффективности
принятия управленческих
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Введени
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Целью реферата является изучение спроса и закона спроса.
Исходя из цели, формируются задачи данной работы:
1) дать определение спросу, проанализировать его кривую;
2) объяснить формулировку закона спроса;
3) перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения;
4) провести анализ совокупного спроса;
5) определить понятие
1. Спрос и его кривая. Закон спроса
Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок - как покупателями, так продавцами.
Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:
- чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;
- более низкая цена дает
- низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.
Первые две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последнюю причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.
Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
- обратную зависимость между
ценой и покупаемым
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может, представлена в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.
Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.
В основе закона спроса лежит две причины:
1) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения);
2) при снижении цены потребитель
желает приобрести больше
Закон спроса не действует в трех случаях:
1) при антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2) для некоторых редких и
3) при переключении спроса на бол
Функция спроса от цены характеризует изменение величины спроса от цены товара:
Qd = f (Р). (1)
Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис. 1). На оси абсцисс - количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd на графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а ее возможность.
P d
pA A
pB B
pC C
pD D d
0 qA qB qC qD Q
Рисунок 1. - График спроса - кривая dd
Проследить эти характерные для спроса особенности можно с помощью нескольких, произвольно взятых точек на кривой dd (А, В, С, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества возможных покупок товара по этой цене.
Перемещаясь из одной точки в любую другую, можно обнаружить лишь соотношения обратной зависимости цен и возможных покупок. Точка А - это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В - несколько снизившаяся цена, вследствие чего количество покупок товара возросло и т.д. Можно представить процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и снижения количества продаж.
Спрос в процессе этого движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен.
Чтобы понять причины изменения спроса, необходим анализ неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского спроса.
2. Виды спроса
Спрос - потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это - потребность. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.
Покупательский спрос - сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.
Таблица 1. - Классификация спроса
Признак классификации |
Вид спроса |
|
По числу объектов спроса |
макроспрос - спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров микроспрос - спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность. |
|
По состоянию рынка |
негативный спрос отсутствующий спрос скрытый спрос чрезмерный спрос полноценный спрос |
|
По формам образования |
потенциальный (закрытый) формирующийся сложившийся нерегулярный (сезонный рекреационный, дневной, часовой) отложенный (накапливаемый) панический (ажиотажный) |
|
По тенденциям |
растущий (интенсивный) стабилизировавшийся угасающим (сокращающийся, спад спроса) |
|
По покупательским намерениям |
твердосформулированный (жесткий) альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный (импульсивный) |
|
По социально-демографическим группам потребителей |
спрос лиц (семей) спрос половозрастных групп населения |
|
По месту покупки |
глобальный региональный городской сельский базовый мобильный |
|
По степени удовлетворения |
удовлетворенный спрос условно удовлетворенный спрос неудовлетворенный спрос |
|
По времени формирования и предъявления на рынке |
прошлый настоящий будущий |
Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).
Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников.
Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным органам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.
Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.
В целях контроля и прогнозирования спроса также выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке. Прошлый спрос - это спрос, реализованный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций и закономерностей, а также выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос - спрос на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.
Классификация спроса по названным признакам ориентирует маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет осуществлять многопараметровую сегментацию рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.
3. Факторы изменения спроса
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.