Правовое регулирование товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:02, лекция

Краткое описание

Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, - является участником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.

Вложенные файлы: 1 файл

тов. знак 2.docx

— 27.24 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  товарного знака

Лекция 3.

 

Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.

Основной источник правового  регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров».

Российская Федерации, как  правопреемница СССР, - является участником международных соглашений, посвященных  охране товарных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской  конвенции по охране промышленной собственности  от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в  области охраны товарных знаков и  знаков обслуживания. Стокгольмский  акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.

Кроме того, Россия участвует  в Мадридской конвенции о международной  регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (СССР ратифицировал  Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.

Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после его государственной регистрации в порядке, установленном вышеназванным Законом, или в силу международных договоров РФ. В настоящее время регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Обладателем исключительного  права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, т.е. документ, удостоверяющий приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Владелец товарного знака имеет единоличное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Нарушением исключительного  права правообладателя является использование без его разрешения на товарах, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении аналогичных или однородных товаров.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные, звуковые и  другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован  в любом цвете или цветном  сочетании.

Согласно ст. 6 Закона о  товарных знаках, не допускается регистрация в качестве товарных знаков:

обозначений, не обладающих различительной способностью;

обозначений состоящих только из элементов:

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного  вида;

являющихся общепринятыми символами и терминами;

указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и время их производства или сбыта;

представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;

официальных названий государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций;

официальных контрольных, гарантийных  и пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличий или сходных  с ними до степени смешения обозначений.

Такие обозначения могут  быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется  согласие соответствующего компетентного  органа или их владельца.

3. обозначений:

являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К ним относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности;

противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и т.д.).

4. обозначений, тождественных  или сходных до степени смешения:

с товарными знаками, ранее  зарегистрированными или заявленными  на регистрацию в РФ на имя другого  лица в отношении однородных товаров;

с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации  в силу международных договоров  РФ;

с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в  РФ товарными знаками в отношении  однородных товаров;

с наименованием мест происхождения  товаров, охраняемых в соответствии с Законом РФ, кроме случаев, когда  они включены как неохраняемый элемент  в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования  таким наименованием.

5. обозначений, тождественных:

охраняемому в РФ фирменному наименованию (или их части), в отношении  однородных товаров, промышленному  образцу, знаку соответствия, права  на которые принадлежат другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак;

названию известных в  РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы и искусства, персонажу  из них или цитате, произведению искусств или их фрагментам без согласования с обладателем авторского права  или его правопреемниками;

фамилии, имени, псевдониму и производному от них обозначению, портрету и факсимиле известных  лиц без согласия таких лиц, их наследников.

Заявка на регистрацию  товарного знака подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. №32.

Регистрация товарного  знака действительна в течение 10 лет, по истечении этого срок действия регистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.

Товарные знаки  бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективный  товарный знак предназначен для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и обладающих едиными или иными общими характеристиками.

Назначение коллективного  знака заключается в том, чтобы  облегчить выступление на рынке  групп самостоятельных производителей товаров, связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь внимание потенциальных покупателей  к товарам каждого из участника  объединения, поскольку предполагает одинаковый уровень качества этих товаров.

Товарный знак может быть признан общеизвестным. В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его регистрации или в силу международного договора РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лица дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.

Согласно п. 6bis Парижской  конвенции по охране промышленной собственности  товарный знак, признанный общеизвестным, может служить основанием для  отказа иному лицу в регистрации  товарного знака, признания недействительной регистрации товарного знака  иного лица или запрещения иному  лицу использовать товарный знак, тождественный  или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным  для применения в отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная  с которой товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется  на основании решения Палаты по патентным  спорам и действует бессрочно. Правила  признания товарного знака общеизвестным  в Российской Федерации определены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 38.

Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, как к товарным знакам.

Знак обслуживания практически  не имеет отличий от товарного  знака и по правовому режиму. Различаются  лишь объекты маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют  товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены  для различения однородных услуг, оказываемых  разными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается, поскольку один и тот же знак может  быть зарегистрирован на имя конкретного  владельца и по классу товаров, и  по классу услуг.

Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначение  может быть заявлено для одного или  нескольких классов услуг:

класс 35 - «Реклама»,

36 - «Страхование и финансирование»

37 - «Строительство и ремонт», 

38 - «Связь», 

39 - «Транспортирование и  хранение», 

40 - «Обработка материалов», 

42 - «Разное».

Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов  услуг данного класса.

Наименование  места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).

Природные условия  места происхождения товара могут быть обусловлены особенностями почвы, климата, составом воды, определенной влажностью воздуха и т.д. В качестве примера можно назвать цейлонский чай, вологодское масло, минеральную воду, добытую в Боржоми, и т.д.

Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные и производственные традиции, например, тульские самовары, уральские самоцветы, оренбургский платок, хохломская роспись, вологодские кружева и др.

Наименование места происхождения  товара весьма сходно с товарным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают  по выполняемым функциям и нередко  практически неразличимы по внешней  форме, поскольку в качестве товарных знаков часто используются названия географических объектов. Их основное различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места происхождения товара, призван  связывать свойства и качества товара с конкретным его производителем, а не с особыми свойствами географической среды или места производства товара.

Если в качестве товарного  знака заявляется географическое название или иное обозначение, которое способно создать у потребителей ложное впечатление о месте производства товара, в регистрации такого товарного знака должно быть отказано. Исключение составляют случаи, когда наименование места происхождения товара включается в качестве неохраняемого элемента в товарный знак, который регистрируется на имя лица, имеющего право на использование такого наименования.

Правовая охрана наименования места происхождения  товара возникает на основе регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам или в силу международных договоров.

Наименование места происхождения  товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими и физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения  товара, получает право пользования  им, если производимый данным лицом  товар отвечает предъявляемым к  нему требованиям.

Право пользования  этим же наименованием места происхождения  товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта выпускает товар, обладающий теми же основными свойствами.

Регистрация наименования места происхождения товара действует  бессрочно. Свидетельство на право пользования наименованием места действует только в течение 10 лет. По истечении этого срока возможно продление срока действия свидетельства каждый раз на 10 лет при условии получения заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, сохраняющий свойства, на основании которых им было получено свидетельство на право пользования.

Использованием  товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Использованием может  быть признано также применение товарного  знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при  демонстрации экспонатов на выставках  и ярмарках, проводимых в РФ, при  наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака  последнего. Таким образом, фирма-посредник  рекламирует свой товарный знак качеством товара фирмы-производителя, закрепляя в сознании потребителя солидность своей фирмы и качество продаваемого товара.

Информация о работе Правовое регулирование товарного знака