Правовое регулирование товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:02, лекция

Краткое описание

Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, - является участником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.

Вложенные файлы: 1 файл

тов. знак 2.docx

— 27.24 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что товарный знак не используется до подачи такого заявления.

Правообладатель товарного  знака может распорядиться исключительным правом на товарный знак:

согласно ст. 25 Закона о  товарных знаках, исключительное право  на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых  он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую  деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

ст. 26 Закона о товарных знаках закрепляет возможность предоставления правообладателем (лицензиаром) права  пользования товарным знаком другому  юридическому лицу или осуществляющему  предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Лицензионный  договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет контролировать выполнение этого условия.

Договор о передаче исключительного  права на товарный знак (договор  об уступке товарного знака) и  лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без регистрации указанные договоры считаются недействительными.

Закон о товарных знаках закрепляет отдельное правило использования  коллективного товарного знака. Согласно ст. 20 Закона, коллективный знак и право его использования  не могут быть переданы другим лицам.

Использованием  наименования места происхождения  товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.

Не допускаются использование  зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если указывается подлинное место  происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании  с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также  использование сходного обозначения  для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно  использованы наименования мест происхождения  товаров или обозначения, сходные  с ними до степени смешения, являются контрафактными.

Обладатель свидетельства  не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места  происхождения товара другим лицам.

Ответственность за незаконное использование товарного  знака и наименования места происхождения  товара.

Согласно ст. 46 Закона о  товарных знаках, использование товарного  знака и наименования места происхождения  товара в нарушение требований законодательства влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность.

Защита гражданских  прав от незаконного использования  товарного знака, кроме требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков, осуществляется также путем:

публикации судебного  решения в целях восстановления деловой

репутации потерпевшего;

удаления с товара или  его упаковки незаконно используемого  товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных  изображений товарного знака  или обозначения, сходного с ним  до степени смешения.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места  происхождения товара или сходное  с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства  на право пользования наименованием  места происхождения товара, общественной организации или прокурора, выполнить  следующие действия:

прекратить его использование, возместить всем потерпевшим причиненные  убытки, а также внести в доход  местного бюджета полученную при  незаконном использовании наименования места происхождения товара прибыль, превышающую возмещенные убытки;

опубликовать судебное решение  в целях восстановления деловой  репутации потерпевшего;

удалить с товара или его  упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товара или  обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленные изображения наименования места происхождения товара или  обозначения, сходного с ним до степени  смешения.

Согласно ст. 29 Закона о  товарных знаках, правовая охрана товарного знака прекращается:

в связи с истечением срока  действия регистрации товарного  знака;

на основании вступившего  в законную силу решения суда о  досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в  связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

на основании принятого  в установленном порядке решения  о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи  с его неиспользованием;

на основании решения  федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности  о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательско деятельности физического лица - правообладателя;

в случае отказа от нее правообладателя;

на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении  правовой охраны товарного знака  в случае превращения зарегистрированного  товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как  обозначение товаров определенного  вида.

В соответствии со ст. 42 Закона о товарных знаках правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается:

в связи с исчезновением  характерных для данного географического  объекта условий и невозможностью производства товара, обладающего указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров свойствами;

в связи с утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование места  происхождения товара в стране происхождения  товара.

Действие свидетельства  на право пользования наименованием  места происхождения товара прекращается:

в связи с утратой товаром  особых свойств, указанных в Государственном  реестре наименований мест происхождения  товаров в отношении данного  наименования места происхождения  товара;

в связи с прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;

в случае ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;

на основании поданного  в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности  заявления обладателя свидетельства.

Правовая охрана наименования места происхождения товара и  действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным  спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также вступившего в законную силу решения суда.

Термин «маркировка» (от франц. «marguer» - отмечать) означает условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре.

Товар не признается готовым  к передаче, если он не маркирован или  иным образом не идентифицирован  для целей договора.

Обычно на маркировке товара указываются:

наименование товара,

назначение товара,

порядок использования,

меры предосторожности при  использовании,

количество,

качество,

состав,

дата изготовления.

Носителем маркировки могут быть:

этикетка товара;

паспорт изделия, прилагаемый  к нему;

бумажный носитель, приклеиваемый  на товар;

иные носители.

В международных отношениях применяется Европейский стандарт символьной маркировки - штриховая маркировка. Она представляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наносимых на изделие типографским способом.

Штрих-кодовая маркировка предназначена для машинного  считывания. Линии штрихов состоят  из четырех групп:

Линии первой группы несут  зашифрованную информацию о стране-изготовителе.

Линии второй группы -f о предприятии-изготовителе.

Пять штрихов третьей  линии несут в себе информацию о самом товаре.

Четвертая линия - ключ к  шифру.

Принцип штрих-кода - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре.

Штрих-код выполняет ряд  функций:

функции информационного  и идентифицирующего характера

автоматизированную идентификацию  товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

автоматизированный учет и контроль товарных запасов;

повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

информационное обеспечение  маркетинговых исследований.

упрощение документального  оформления товаров на разных этапах.

В России штриховые коды также распространены. Их присваивает  товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации - ЮНИСКАН.


Информация о работе Правовое регулирование товарного знака