Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:02, лекция
Товарный знак - обозначение, в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также их комбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, - является участником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что товарный знак не используется до подачи такого заявления.
Правообладатель товарного
знака может распорядиться
согласно ст. 25 Закона о
товарных знаках, исключительное право
на товарный знак в отношении всех
или части товаров, для которых
он зарегистрирован, может быть передано
правообладателем другому юридическому
лицу или осуществляющему
ст. 26 Закона о товарных знаках
закрепляет возможность предоставления
правообладателем (лицензиаром) права
пользования товарным знаком другому
юридическому лицу или осуществляющему
предпринимательскую
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет контролировать выполнение этого условия.
Договор о передаче исключительного
права на товарный знак (договор
об уступке товарного знака) и
лицензионный договор регистрируются
в федеральном органе исполнительной
власти по интеллектуальной собственности.
Без регистрации указанные
Закон о товарных знаках
закрепляет отдельное правило
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот.
Не допускаются использование
зарегистрированного
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными.
Обладатель свидетельства
не вправе предоставлять лицензии на
пользование наименованием
Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара.
Согласно ст. 46 Закона о товарных знаках, использование товарного знака и наименования места происхождения товара в нарушение требований законодательства влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность.
Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, кроме требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков, осуществляется также путем:
публикации судебного решения в целях восстановления деловой
репутации потерпевшего;
удаления с товара или
его упаковки незаконно используемого
товарного знака или
Лицо, незаконно использующее
зарегистрированное наименование места
происхождения товара или сходное
с таким наименованием
прекратить его использование,
возместить всем потерпевшим причиненные
убытки, а также внести в доход
местного бюджета полученную при
незаконном использовании наименования
места происхождения товара прибыль,
превышающую возмещенные
опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
удалить с товара или его
упаковки незаконно используемое наименование
места происхождения товара или
обозначение, сходное с ним до
степени смешения, или уничтожить
изготовленные изображения
Согласно ст. 29 Закона о товарных знаках, правовая охрана товарного знака прекращается:
в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;
на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
на основании принятого
в установленном порядке
на основании решения
федерального органа исполнительной власти
по интеллектуальной собственности
о досрочном прекращении
в случае отказа от нее правообладателя;
на основании решения,
принятого по поданному в Палату
по патентным спорам заявлению любого
лица о досрочном прекращении
правовой охраны товарного знака
в случае превращения
В соответствии со ст. 42 Закона о товарных знаках правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается:
в связи с исчезновением
характерных для данного
в связи с утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.
Действие свидетельства
на право пользования
в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров в отношении данного наименования места происхождения товара;
в связи с прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;
в случае ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;
на основании поданного
в федеральный орган
Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также вступившего в законную силу решения суда.
Термин «маркировка» (от франц. «marguer» - отмечать) означает условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре.
Товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора.
Обычно на маркировке товара указываются:
наименование товара,
назначение товара,
порядок использования,
меры предосторожности при использовании,
количество,
качество,
состав,
дата изготовления.
Носителем маркировки могут быть:
этикетка товара;
паспорт изделия, прилагаемый к нему;
бумажный носитель, приклеиваемый на товар;
иные носители.
В международных отношениях
применяется Европейский
Штрих-кодовая маркировка предназначена для машинного считывания. Линии штрихов состоят из четырех групп:
Линии первой группы несут зашифрованную информацию о стране-изготовителе.
Линии второй группы -f о предприятии-изготовителе.
Пять штрихов третьей линии несут в себе информацию о самом товаре.
Четвертая линия - ключ к шифру.
Принцип штрих-кода - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре.
Штрих-код выполняет ряд функций:
функции информационного и идентифицирующего характера
автоматизированную
автоматизированный учет и контроль товарных запасов;
повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
информационное обеспечение маркетинговых исследований.
упрощение документального оформления товаров на разных этапах.
В России штриховые коды
также распространены. Их присваивает
товарам Внешнеэкономическая