Практика российских предприятий в области комплексного исследования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Рынок – вот оно поле битвы, где маркетинг идет в наступление. Потребитель изменчив, отовсюду наступают конкуренты. Путь, как острыми камнями, усеян помехами и ограничениями. Хотя, строго говоря, такого понятия как «всеобщий рынок» не существует. Рынки состоят из сегментов, под которыми маркетологи подразумевают группы потребителей с точно обозначенными общими требованиями.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования влияния внешней среды на развитие предприятия
1.1 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на предприятие
1.2 Методика исследования влияния внешней среды на предприятие
1.3 Основные направления оптимизации деятельности предприятия при условии влияния факторов внешней среды
2. Рынок труда и проблемы его регулирования
2.1. Маркетинговые исследования.
2.2.Исследование рынка.
2.3.Структура и сущность рынка труд
2.4.Особенности российского рынка труда
2.5.Организационно-финансовые основы рынка труда
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Маркетинг.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

AГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия

культуры и искусств»

Институт информационных технологий, экономики и управления

Кафедра маркетинга и менеджмента  СКС

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 По маркетингу

Тема: Практика российских предприятий в области комплексного исследования рынка

 

 

Выполнила:

студентка заочного обучения,

группа М -0111

специальность 080507.65

« Менеджмент организации»,

квалификация – менеджер

 

Научный руководитель:

_________________________

 

Дата защиты: «___»______20_г.

Защищена с оценкой: «_______»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы исследования влияния внешней среды на развитие предприятия

1.1 Факторы  внешней среды, оказывающие влияние на предприятие

1.2 Методика  исследования влияния внешней  среды на предприятие

1.3 Основные направления  оптимизации деятельности предприятия  при условии влияния факторов  внешней среды

2. Рынок труда  и проблемы его регулирования

2.1. Маркетинговые исследования.

2.2.Исследование рынка.    

2.3.Структура и сущность рынка труд

2.4.Особенности российского рынка труда

2.5.Организационно-финансовые основы рынка труда

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предприятие  - это  всегда социально-экономическая система (еще правильнее – социально эколого-экономическая система), так как оно имеет в своем составе социальный элемент – человеческий фактор.

Фирма – определенное имя или название, под которым  выступает коллективный или индивидуальный предприниматель.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей, может принимать форму коллективного или индивидуального предпринимательства.

Предприятие – это  самостоятельный хозяйствующий  субъект с правами юридического лица, созданный для производства товаров (услуг) в целях удовлетворения потребностей потребителей, получения прибыли, повышения благосостояния работников и развития на основе системного управления маркетинговой концепцией в соответствии с принятой стратегией, не противоречащей интересам общества и государства.

Возникновению предприятий  в рыночных условиях предшествует существующий или формируемый на рынке спрос  на продукцию, способную удовлетворять  потребности потребителей.

Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были приобретены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Руководство должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи, иными словами, разработать целостную концепцию развития и будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию предприятия. Как правило, в большинстве случаев отечественные предприятия не имеют ясной и четко разработанной стратегии деятельности. На вопрос о стратегии предприятия чаще всего приходится слышать ответ, что речь идет о развитии, а это не совсем точно.

Рынок – вот оно  поле битвы, где маркетинг идет в наступление. Потребитель изменчив, отовсюду наступают конкуренты. Путь, как острыми камнями, усеян помехами и ограничениями. Хотя, строго говоря, такого понятия как «всеобщий рынок» не существует. Рынки состоят из сегментов, под которыми маркетологи подразумевают группы потребителей с точно обозначенными общими требованиями. Есть два вида маркетологов. Те, кто делит рынок на две части (наши и не наши клиенты) и все остальные. Делить рынок на сегменты можно по различным критериям: географические, социодемографические, психографические, поведенческие и другие.          Предприятие оценивает различные сегменты и выбирает те, на которые оно будет действовать направленностью  продаж на определенные группы людей. Термин «ниша» означает очень узкий сегмент рынка. Сегментация рынка – это золотая середина между идеальным, но неосуществимым маркетингом для каждого индивидуального потребителя и маркетингом для масс. Хотя требования людей в отдельно взятом сегменте не абсолютно одинаковы, но в своей основе схожи.

     Итого: Маркетинг -  комплексная система организации производства и сбыта продукции,  ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на  основе  исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на  рынке  с помощью маркетинговых программ.

     В этих  программах заложены мероприятия  по улучшению  товара  и   его  ассортимента, изучению покупателей,  конкурентов и конкуренции, по  обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.

Цель - прибыль, средства – любые, лишь бы не противоречили явно законодательству, и лишь бы большинство сильно не ругалось.

    Маркетинг  это искусство, основанное на  опыте. Идет постоянное совершенствование  методов воздействия на потребителя.  Умелое манипулирование ассоциативностью  человеческого мышления позволяет обрабатывать массовое сознание и формировать общественное мнение на уровне условных рефлексов. Главное чтобы это работало. Обман, умалчивание, введение в заблуждение, хитрость на грани мошенничества все используется в тщательно продуманных и взвешенных пропорциях. Главное чтобы это работало.

                        

 

 1. Теоретические основы исследования влияния внешней среды на развитие предприятия

1.1 Факторы внешней  среды, оказывающие влияние на  предприятие

 

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. Наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду.

Микросреда - среда прямого  влияния на предприятие, которая  непосредственно влияет на операции организации, и испытывает на себе прямое влияние операций организации. Макросреда включает такие факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на предприятии и микросреде.

Макросреда включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду (приложение, рис. 1.1).

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот, более полно использовать благоприятные возможности.

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней.

Макроокружение  создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

К числу элементов  микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, посредников, контактные аудитории, рынок рабочей силы, инфраструктуру (приложение, рис. 1.2).

Само выживание  и существование организации  зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы. Потребителями  могут являться: физические и юридические лица как в пределах страны, так и за рубежом, общественные и государственные организации. Исходя из этого можно выделить пять клиентурных рынков: потребительский, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, государственных учреждений и международный.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим  характеристикам:

  • географическое месторасположение покупателя;
  • демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.;
  • социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.;
  • отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.

Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию  в очень сильную зависимость  от себя. Поэтому при выборе поставщиков  очень важно, глубоко и всесторонне  изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

  • уровень специализированности поставщика;
  • величина стоимости переключения поставщика на других клиентов;
  • степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
  • концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
  • важность для поставщика объема продаж .

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (приложение, рис. 1.3).

Конкурентная  ситуация постоянно развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации, состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

При анализе посредников, необходимо уделить внимание, что  в обобщённой системе маркетинга посредники являются элементами третьего уровня. Посредники – это юридические или физические лица, которые являются связующим звеном рынка между производителями и потребителями. Критерии выбора посредников могут быть сгруппированы следующим образом:

  1. финансовые аспекты, к которым относятся финансовая устойчивость и уровень платёжеспособности всех субъектов товародвижения, уровень рисков для производителя и посредника;
  2. субъективные факторы, такие как авторитет в мире бизнеса, дееспособность, деловая активность, наличие или отсутствие собственной торговой марки и пр.;
  3. специфика рынка, его ёмкость и эластичность, динамика конъюнктуры, уровень и виды конкуренции на нём;
  4. характеристики реализуемого товара, качество и реальный уровень его конкурентоспособности;
  5. маркетинговая концепция, которой придерживается производитель, посредник, потребитель, существующий вид маркетинга в зависимости от спроса на товар;
  6. специфика и возможности различных отдельных видов посредников, т.е. их права и обязанности.

Контактные аудитории - это любые индивиды или социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к производителю или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели. Контактные аудитории бывают трёх типов:

  1. Благотворные, или благожелательные, т.е. такие, которые активно помогают производителю; ими могут быть акционеры, клиенты, некоторые из контрагентов, посредников и проч.;
  2. Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль. Ими могут быть потребители, клиенты.
  3. Нежелательные, т.е. такие, которые своей деятельностью мешают производителю. Это – конкуренты, группы потребительского бойкота и др.

Анализ рынка  рабочей силы направлен на то, чтобы  выявить его потенциальные возможности  в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами.

Нормальное  функционирование любой организации  обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это  обязательный компонент любой целостной  экономической системы.

Основными элементами инфраструктуры фирмы являются:

Информация о работе Практика российских предприятий в области комплексного исследования рынка