Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: исследовать групповую динамику социальных групп. Объект исследования: социальные группы. Предмет исследования: групповая динамика. Задачи: 1) исследовать процессы коммуникации в социальных группах; 2) выяснить механизм обеспечивающие групповую сплоченность; 3) исследовать феномен лидерства; 4) рассмотреть различия лидерства и руководства; 5) выделить основные принципы эффективного руководства;
Содержание
Введение 1 Коммуникация и сплоченность как виды групповой динамики 1.1 Коммуникация в группах 1.2 Сплоченность как ценностно-ориентационное единство 2 Реализация руководства и лидерства в социальных группах 2.1 Руководство и лидерство 2.2 Руководство как системный феномен 3 Механизмы групповой динамики 3.1 Разрешение внутригрупповых противоречий 3.2 «Идиосинкразитический кредит» 3.3 Психологический обмен 4 Проблема групповой динамики сетевого общества Заключение Список использованных источников
Прослеживая динамику социального
проникновения, И. Олтмен и Д.Тейлор выделяют
ряд условных этапов, через которые проходят
в своем развитии по мере интенсификации
и расширения актов обмена межличностные
отношения, а именно стадии: ориентации
(отношения носят характер ограниченны
поверхностных контактов), пробного эмоционального
обмена контакты часты, но поверхностны),
полного эмоционального обмена (контакты
глубоки, но охватывают ограниченные области
взаимодействия), установившегося обмена
(контакты охватывают разнообразные «личностные»
области общающихся и развертываются
как на интимном, так и на поверхностном
уровнях). По мере прохождения этих стадий
отношения в диаде все более синхронизируются,
взаимосвязываются, растет интенсивность
обмена вербальными, невербальными и пространственными
типами поведения. Показательно, однако,
что в случае несовместимости членов диады
в личностных и поведенческих аспектах
(она обеспечивалась специальным подбором
пар) в первую очередь имели место нарушения
именно в сфере ценностного обмена и взаимодействие
прерывалось на самом начальном этапе,
в стадии ориентации.
Таким образом, уже на уровне
диады процесс психологического обмена
выступает в качестве существенного условия
развития и построения системы межличностных
отношений. В еще большей степени этот
процесс обнаруживается в «нормальных»
по объему социальных группах, т. е. таких,
с которыми мы сталкиваемся в повседневной
жизни как с микроячейками - соответствующих
социальных организаций.
Второй вычленяемый согласно
модели уровень ценностного обмена - собственно
групповой - более всего характеризуя
сложившуюся группу. В этом случае обмен
рассматривается как выходящий за узкодиадные
рамки: одной из сторон участниц обмена
становится уже сама группа, выступающая
как совокупный, коллективный субъект,
определяющий в итоге статус своих членов
в зависимости от их ценностных вклада
в жизнедеятельность группы.
Как показывают материалы многих
исследований, в реальном групповом процессе,
на стадии значительной развития группы
оба указанных уровня ценностного обмена
тесно связанны между собой, и их разведение
зачастую возможно скорее лишь в теоретическом
анализе, нежели в конкретном эмпирическом
изучении. Заметим, правда, что подобная
задача успешно решается в специально
организованных условиях, например в ситуациях
формирования группы из незнакомых между
собой ранее людей, как это описано выше.
Наряду с уровнями ценностного
обмена очерчивается «поле» его реализации
- две важнейшие сферы жизнедеятельности
группы, отвечающие активностям инструментального
и экспрессивного типа. Именно в указанном
«пространстве» группового функционирования
оформляются основные контуры статусной
иерархизации - ключевого звена структурообразовани
группы. В частности, применительно к лидерству
это означает развитие главных его составляющих
- систем делового и эмоционального лидерства.
4 Проблема групповой
динамики сетевого сообщества
Очевидная актуализация исследовательского
интереса специалистов самых разных дисциплинарных
принадлежностей к проблематике виртуальной
реальности обусловлена, как представляется,
прежде всего характеристиками той социокультурной
ситуации, в которой эти исследования
разворачиваются. А именно - "созвучностью"
самой феноменологии виртуальной реальности
тому соционормативному канону человека
и мира, который утверждается эпохой постмодерна.
Представляется, что определенное
соответствие базовых особенностей виртуальной
реальности этосу разворачивающегося
проекта постмодерна может быть раскрыто
по следующим пунктам:
- анонимность коммуникации
в виртуальности (Интернет никому
не принадлежит и не контролируется,
следовательно - не управляется; не
случайно основа всех социальных
конфликтов вокруг Интернета - неподконтрольность
и уход от надзора социальных институтов)
соответствует общему кризису рационализма
сегодня, утверждению иррациональности
социального бытия, утрате социальной
реальностью своей определенности и устойчивости;
- построенное по принципу
гипертекста виртуальное пространство,
возможность "игры" с ролями
и построением множественного "Я"
в Интернете во многом напоминает
реальность постмодерна как принципиально
множественной, следовательно, требующей
от человека постоянных переключений
на различные социальные ситуации;
- единственная реальность
личности в виртуальности суть
реальность самопрезентации, в это
же время многие исследователи культуры
постмодерна отмечают, что сегодня "Я"
как регулирующая и смыслообразующая
структура становится избыточным; социально
необходима становится лишь инсценировка
своей индивидуальности, в результате
личность проявляет себя лишь через "фасад"
Я, т.е. через самопрезентации;
- виртуальное пространство
предлагает человеку максимум
возможностей для любого рода
конструирования (как СМИ - в конструировании
новостей, как средство коммуникации
- в конструировании адресата
сообщения, как сообщество - в конструировании
норм взаимодействия и пр.) В
реальности постмодернистское состояние
неопределенности вызывает к
жизни креативного субъекта; в силу
потери социальных ориентиров возрастает
необходимость конструирования социальных
отношений и собственной идентичности.
Одним из ярких проявлений возможностей
социального конструирования в виртуальном
пространстве является факт возникновения
и активного развития в настоящее время
различных сетевых сообществ. Они являются
предметом научной рефлексии специалистов
самой разной дисциплинарной принадлежности,
однако и психологических и социально-психологических
исследований в этой области проводится
крайне мало: с одной стороны, в силу новизны
самого объекта исследования, с другой
- по причине понятных ограничений использования
традиционного методического инструментария
в ситуации его "переноса" в виртуальное
пространство. Задав в качестве основного
предмета исследования анализ процессов
групповой динамики сетевого сообщества,
нам показалось интересным на первом этапе
исследования сделать это через анализ
основного продукта деятельности сетевого
сообщества, а именно - через исследование
текстов методом контент-анализа. При
выделении категорий контент-анализа
мы исходили из тех основных "линий
напряжения", которые можно выделить
в современных исследованиях сетевых
сообществ. А именно:
1) с одной стороны, факт
спонтанного возникновения сетевых
сообществ и их способность
к постоянному воспроизводству,
реконструированию себя - с другой, необходимость
предпринимать специальные усилия для
их создания и структурированию деятельности
("самостоятельное воспроизводство
- организованное производство");
2) с одной стороны, постулируются
их самые широкие возможности
- с другой, сложности, связанные
с малой реальной востребованностью
сегодня ("потенциальность - актуальность");
3) с одной стороны, утверждается,
что сетевые сообщества имеют
все атрибуты социальной организации
(цели, нормы, иерархию статусов) - с
другой, утверждается их открытость,
"отсутствие границ", "свобода"
("целостность - размытость").
Итак, основными категориями
контент-анализа были выбраны оппозиции:
потенциальность - актуальность, целостность
- размытость, самостоятельное воспроизводство
- организованное производство. Атрибутивные
суждения анализировались традиционно,
как внешние/внутренние, стабильные/нестабильные,
глобальные/конкретные. В качестве объекта
исследования были выбран текстовый массив,
принадлежащий сетевому сообществу "Российское
информационное общество" (www.isn.ru) и
созданный за все время его существования
(6 месяцев на момент исследования). Тексты
разных участников рассматривались как
единый текстовый массив. Общий объем
- 885 Кбт.
В качестве подкатегорий использовались
следующие: потенциальность - планы, возможности
реализации в будущем, описание ресурсов;
актуальность - апелляция к настоящему
времени, пересказ опыта, результаты проведенных
исследований; целостность - описание
топологических признаков (количество
участников, время существования, символы
границ и пространства), описание структурных
признаков (нормы, роли, иерархия, правила
коммуникации), описание динамических
признаков (содержание деятельности, цели
и средства деятельности, функциональные
соответствия участников); размытость
- отсутствие признаков целостности; самостоятельное
воспроизводство - указания на спонтанность,
способность к реконструированию; организованное
производство - указания на моделированное
воздействие, организационные усилия.
Не имея возможности детального
освещения полученных результатов, отметим
лишь общие тенденции. С точки зрения частотности:
- характеристики "потенциальности
- актуальности" соотносились как
3:1, т.е. налицо ориентация на будущее
в ущерб анализу настоящего;
- характеристики "целостности
- размытости" соотносились как 2:1,
т.е. несмотря на идеологему "открытости",
реальное сетевое сообщество ориентировано
на аспекты целостности (в основном - структурной);
- характеристики "самостоятельного
воспроизводства - организованного
производства" соотносились как
1:3, т.е. несмотря на идеологему "спонтанности",
реальное сетевое сообщество ориентировано
на анализ организованных усилий по поддержанию
своей структуры и деятельности.
С точки зрения доминирующего
атрибутивного стиля причины сегодняшних
трудностей в жизни сетевых сообществ
видятся самими участниками как внешние,
нестабильные и глобальные, а причины
возможных успехов - как внутренние, стабильные
и конкретные. Представляется, что подобные
особенности текстов отражают определенный
этап в развитии сетевого сообщества,
а именно жесткую фиксацию на этапе сепарации-индивидуализации,
о чем свидетельствуют декларация ценностей
свободы и спонтанности, попытки контроля
объекта (как возможность контроля виртуальной
среды на социальной), тревога отделения
(как актуализация внимания к структурным
характеристикам целостности).
Заключение
В ходе работы были исследованы
процессы коммуникации в социальных группах,
выявлены механизмы обеспечивающие групповую
сплоченность, рассмотрен феномен лидерства
и его отличия от руководства, выявлены
основные принципы эффективного руководства
и механизмы групповой динамики обеспечивающие
развитие социальных групп, такие как
разрешение групповых противоречий, идиосинкразитический
кредит, психологический обмен.
Полученные результаты позволяют
сделать вывод, что существуют такие коммуникативные
сети, как круг, змея, штурвал, игрек и паутина,
обеспечивающие передачу информации в
социальных группах. Различные сети эффективны
по-разному в разных ситуациях, так как
имеют свои достоинства и недостатки.
Сплоченность в группах обеспечивается
степень совпадения оценок, установок
и позиций группы по отношению к объектам
(лицами, задачам, идеям, событиям), наиболее
значимым для группы в целом. Лидерство
и руководство являются различными феноменами.
Руководство является системным феноменом,
предполагающий вероятностный характер
связи между важнейшими его переменными,
и для осуществления эффективного руководства
необходимо лидирование руководителя
в деловой (научной) сфере и совершенно
не существенно выполнение им роли эмоционального
лидера. Развитие группы происходит за
счет разрешения внутригрупповых противоречий,
психологического обмена и идиосинкразитического
кредита предоставляемого лидеру.
Возможны использования результатов
исследования групповой динамики для
улучшения работы и повышения эффективности
взаимодействия внутри коллективов фирм,
корпораций и т.д.
Список использованных
источников
1. Андреева Г.М. «Социальная
психология» 2-е изд. М.: 2007.-304 с.
2. Донцов А.И. «Проблемы
групповой сплоченности» М.: 2004.-256
с.
3. Кирпичник А.Г. «Исследование
динамики коллективообразования в
юношеских группах» М.: 2006.-458 с.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская
Е.М. «Психология малой группы» М.:2005.-478
с.
5. Петровский А.В. «Личность,
деятельность, коллектив» М.: 2006.-236с.
6. Петровский А.В. «Коллектив//
Общая психология» М.: 2007.-145 с.
7. Фролов С.С. «Социология»
М.: 2006.-168 с.
8. Как добиться успеха.
Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: 2007 -510с.
9. Ф.Хедоури. Основы менеджмента.
Дело М.: 2006.-702 с.