Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель курсового проекта – рассмотреть способы продвижения бренда на рынке
К задачам проекта относятся:
- анализ развития и продвижения национальных брендов на примере сети ки¬нотетров «КАРО-ФИЛЬМ» и сотовой компании «Билайн»
В первой главе данной работы производится описание теоретической базы продвижения бренда и процесса формирования комплекса методик по продви¬жению бренда на потребительском рынке.
Во второй и третьей главах рассматривается и анализируется история созда¬ния и продвижения брендов «КАРО-ФИЛЬМ» и «Билайн»
К 2004 году для абонентов "Билайн" действует роуминг в 150 странах мира в сетях 358 операторов, сеть работает в 73-х регионах. Количество абонентов превышает 20 миллионов. В апреле 2005 года происходит смена образа и философии компании, "Билайн" меняется на глазах.
Если смотреть на специфику деятельности операторов на рынке сотовый связи, то сегодня сервисные возможности постепенно расширяются. В России постоянно вводятся новые виды обслуживания, услуги и тарифные планы.
Чтобы выбрать своего оператора сотовой связи и предлагаемый им тарифный план потенциальному абоненту нужно определиться с важными для него факторами, влияющими на выбор вариантов обслуживания:
- размер ежемесячной абонентской платы или ее отсутствие (при предоплате услуг сотовой связи);
- в какое время (днем - в бизнес-время, или ночью, в субботу и воскресенье - в небизнес-время) абонент делает наибольшее число звонков. (Решающей для большинства по-прежнему остается стоимость минуты разговора в бизнес-время.)
- какие звонки преобладают - входящие или исходящие (для определен- ной части пакетов);
- стоимость подключения к сотовой сети оператора или же оно бесплат- но;
- тарифы и размер авансового платежа (депозита) за услуги городской, междугородной и международной связи;
- наличие, величина и способ расчета эфирного времени, входящего в абонентскую плату (так называемых бесплатных минут);
- номер сотового абонента ("прямой" - городской или "кривой" – феде- ральный);
- качество связи сотовой сети;
- наличие или отсутствие дополнительных услуг, возможность их под- ключения, включает ли пакет и требуется ли дополнительная оплата за такие услуги, как:
- определитель номера;
- переадресация вызова на другой телефон;
- голосовая почта;
- передача коротких сообщений- SMS;
- передача данных и факсимильных сообщений;
- зоны покрытия сети сотовой связи оператора;
- необходимость (или отсутствие таковой) в сопровождении на террито-рии других стран (автоматическое сопровождение - roaming, договорное - follow me);
- способ, стоимость и сроки доставки абоненту счета и его детализации.
- удобство расчета с оператором;
- наличие и надежность работы службы круглосуточной поддержки абонента;
- престижность оператора;
- компетентность и вежливость персонала.
Серьезная конкурентная борьба на российском рынке сотовой связи заставляет операторов искать наиболее оптимальные пути привлечения новых и удержания существующих абонентов. При этом каждый оператор старается охватить как можно более широкую категорию потребителей. Основным фактором в выборе клиентом того или иного сотового оператора продолжает оставаться сумма первоначального платежа - "Билайн" поступили разумно и сделали подключение на большинство своих тарифов, например "Магнит", - бесплатным, ввели скидки на эфирное время и т. д.
Одна из новых
тенденций маркетинговой
Стать "своим" - одна из главных задач для компании- оператора. В отличие от других рынков на телекоммуникационном значение имиджа компании очень велико, поскольку предоставляемые услуги в большинстве своем однородны по показателям, следовательно абоненты ориентируются, прежде всего, не на услуги как таковые, а именно на имидж и степень раскрученности бренда компании. В этой ситуации настойчивая реклама и грамотное позиционирование могут обеспечить требуемый уровень продаж.
Сегодня сотовый рынок обеспокоен надвигающейся угрозой churn. На сленге западных профессионалов этот термин (в прямом смысле- "маслобойка") означает переход клиента от одного поставщика услуг к другому. Специфика конкуренции на российском рынке сотовой связи как раз и состоит в том, что одна и та же часть платежеспособных клиентов "перетекает" от одного опера- тора к другому. Именно поэтому кроме известных маркетинговых методов стимулирования нужно еще обратиться к эмоциональному аспекту.
Большинство компаний всегда считали, что потребители воспринимают бренд так же, как и они сами. Вот почему подчас они очень заблуждаются. Однако другие не совершают такой ошибки. Бренды таких компаний вышли в лидеры и оторвались от остальных. Они совершили настоящий прорыв и обрели новое качество. Именно такие бренды вдохновили компанию "Saatchi & Saatchi" на разработку концепции Lovemarks - брендов будущего.
Эмоциональная составляющая уже завтра будет эффективно продвигать бренд вкупе с такими рациональными маркетинговыми шагами как:
- возможность и необходимость освоения новых сегментов рынка (молодежь и дети - по проведенным исследованиям ученые выяснили, что к 2020-25 гг. основное население России будут составлять молодые люди в возрасте 20-30 лет
- внесение абонентами предоплаты за услуги;
- более широкие возможности привлечения корпоративных абонентов
- расширение сети дистрибуции и т.д.
3.3 Ребрендинг компании «Билайн»
За свою историю существования на российском рынке сотовой связи "Билайн" уже менял "фирменные" сочетания цветов, символику и рекламные слоганы. Последняя версия с логотипом в форме пчелы и слоганом "С нами удобно!" на фоне синей SIM-карты просуществовала достаточно долго. Но в 2005 году всем российским пользователям мобильной связью пришлось забыть про синюю "симку" после программы ребрендинга - "Билайн" кардинально изменил свой раскрас, теперь на желто-черный круге красуется название бренда "Билайн".
Целью ребрендинга, по словам руководства, является повышение лояльности к компании. Новый логотип "Билайн" разработан в 2005 году сетевым агентством "Wolff Olins". Компания осуществляла брендинг для таких компаний как: "Orange", "Tate", "Indesit", Олимпийские Игры 2004 в Афинах.
В условиях конкурентного рынка - смелое и неоднозначное решение. Полный ребрендинг "Билайна" повлек за собой смена всей маркетинговой продукции, наружной рекламы, оформления офисов продаж и многочисленных дилерских точек. Менять пришлось все: от дизайна знаменитых prepaid-коробочек Би+ до рисунка на SIM-картах и тоннах разнообразной бумажной продукции с логотипом компании.
Пример начавшего ребрендинг российского сотового оператора "Билайн" показывает, что бренд становится одним из важнейших активов в борьбе за лояльность абонентов. "Игра стоит свеч", но для любой компании смена бренда - очень рискованный шаг, эффективность которого можно будет оценить лишь через несколько лет. Более того, по самым скромным оценкам, смена всей маркетинговой продукции (начиная от расцветки SIM-карт и заканчивая оформлением офисов) обойдется компании в несколько десятков миллионов долларов. Тем не менее, как отмечают эксперты, действия "ВымпелКома" в долгосрочной перспективе могут принести компании хорошие дивиденды.
"ВымпелКом"
- второй по величине оператор со
Несмотря на огромные маркетинговые бюджеты сотовых операторов, до недавнего времени их стратегия общения с потребителем по большому счету строилась по очень простому принципу - просто оглушить его рекламой и заставить купить тот или иной контракт. В условиях экстенсивного роста эта тактика приносила очень хорошие результаты. Однако сейчас времена изменились - проникновение сотовой связи в Москве, например, уже составляет 100%, и мобильные операторы вынуждены отбирать клиентов друг у друга. В итоге абоненты начали активно "изменять" своим операторам - средний показатель оттока клиентов составляет в Москве порядка 20%. Учитывая, что качество предоставляемых услуг более или менее одинаковое у всех крупней- ших игроков на столичном сотовом рынке, главным оружием "связистов" становится эмоциональная нагрузка, которую несет в себе бренд.
Уязвимость старого бренда послужила основной причиной ребрендинга "Билайна", с помощью которого "Би Лайн" рассчитывает начать активную конкуренцию с МТС за высокодоходный сегмент клиентов. Для таких абонентов очень важны такие эмоциональные составляющие, как стабильность и респектабельность. На 2005 год у "Билайна" четко вырисовывалась проблема: устаревший, гипертехнологичный бренд; отсутствие значимых рациональных преимуществ перед конкурентами. Поэтому компания решила не дожидаться оттока абонентов к конкурентам, а бороться за народную любовь. В качестве инструментов были выбраны - смена визуальной идентификации и репозиционирование, а также предприняты следующие шаги:
- Изменение концепции бренда: изменение целевой аудитории, ставка на эмоциональную составляющую бренда, ориентация на создание премиумного продукта;
- Отказ от "тарифных" войн, решение инвестировать в один бренд (отказ от продвижения "Би+" как отдельного бренда, так и приставки в названиях тарифов);
- Смена системы визуальной идентификации, отказ от фирменного синего цвета и замена логотипа;
- Широкая кампания по запуску обновленного бренда. Полная смена продуктового дизайна и символики визуальной коммуникации;
- Проведение комплекса мер по повышению лояльности собственного персонала.
- Через три месяца после старта кампании по ребрендингу результатом стало то (по данным ROMIR Monitoring), что 41,3% россиян были осведомлены о смене корпоративного стиля "Билайна". Показатель позитивного отношения к смене фирменного стиля среди них - 35,5%.
Целью ребрендинга внутри компании было донести смысл и характер перемен до сотрудников, а также сформировать у них положительное отношение к новому образу. Для этого "Билайн" предпринял следующие шаги:
- Создание мультимедийной презентации "Билайн - Эволюция бренда", в которой объяснены причины изменения бренда, представлен новый образ компании. Каждый сотрудник в день запуска получил диск с этой презентацией;
- Ко дню запуска нового бренда была подготовлена специальная страни ца на внутреннем сайте, где сотрудники могли найти всю информацию о новом образе компании, о сути и ценностях бренда;
- Размещение в корпоративном издании серии публикаций на тему взаимоотношений с клиентами, о том, какую роль в этом играет бренд, что такое бренд в современном мире, приведение примеров успешных брендов и ребрендингов;
- За 1-2 дня до запуска обновленного бренда были переоформлены в новом стиле все офисы компании;
- 4 апреля - в день запуска обновленного бренда, сотрудников на входе приветствовала динамичная музыка, соответствующая новому образу, а украшенные офисы создавали праздничное настроение
- Каждый сотрудник 4 апреля получил письмо от генерального директора с разъяснениями происходящего;
- В этот же день в рабочее время было организовано специальное праздничное мероприятие для всех сотрудников;
- На внутреннем сайте компании регулярно публикуются результаты исследований узнаваемости и восприятия нового образа "Билайна";
- Во все материалы внутренних учебных курсов, в том числе и во вводный курс для новых сотрудников, были добавлены вкладки про ребрендинг компании. Для сотрудников, непосредственно общающихся с клиентами (сотрудники центра поддержки клиентов и офисов продаж) было проведено специальное обучение;
- В отдельных регионах были организованы специальные акции: сотрудников привлекли к выявлению проблем представления продукции компании в точках продаж. Те собирали и присылали информацию о том, в каких местах продаж был неправильно представлен бренд "Билайн", либо отсутствовала реклама "Билайна".
"Билайн" серьезно подготовился к смене своего образа. Еще в марте 2004 года "Вымпелком" провел исследование рынка, что стало первым серьезным шагом к смене позиционирования. Ребрендинг "Билайн" доверили сетевому лондонскому агентству Wolff Olins, на счету которого к тому времени зачались успешные разработки таких бренов как Orange и более знакомого российскому потребителю бренда "Альфа-Экспресс".
По его мнению члена совета директоров Wolff Olins Джона Уильямсона, все бренды делятся на четыре типа, при этом подавляющее большинство относятся к числу "функциональных", поскольку дают потребителю ровно то, что обещают. Если откинуть те марки, которые люди по тем или иным причинам отвергают, и те, что вызывают эмоции - улыбку, воспоминание, - но не побуждают к действию, остается небольшая группа, которую Уильямсон обозначает символическим "сердечком" и классифицирует как бренды, которые люди берут с собой в жизнь. Задача, поставленная перед британскими разработчиками, сводилась к созданию эмоционально насыщенного бренда, который массовый потребитель смог бы полюбить. При этом принципиальным условием было сохранение имени марки. На момент ребрендинга подавляющее большинство наружной рекламной коммуникации осуществлялось в синем цвете, вследствие чего закрепить в сознании потребителей "право собственности" на этот цвет не представлялось возможным. Поэтому в итоге было принято решение сделать образ полосатого насекомого более символичным и универсальным. Яркий желтый цвет в контрасте с черным должен был символизировать активность и динамичность новой концепции, при этом стать "собственностью" бренда, его отличительным и, безусловно, узнаваемым опознавательным знаком. По задумке авторов, новый образ старого бренда должен был включать в себя такие понятия, как легкость, простота, доступность, дружественность, яркость, положительные эмоции, - чтобы все полосатые явления в окружающей действительности превращались в бесплатную рекламу бренда. Универсальный и гибкий знак должен демонстрировать доступность "Билайна" и то, что он является органичной частью жизни. Стилем компании стало - тепло и дружелюбие, индивидуальный подход к каждому клиенту, радость жизни.Но ничто не проходит гладко. Заглянув на сайт компании и "пройдясь" по различным форумам, можно было увидеть различную оценку новому имиджу компании. К плюсам нового образа можно отнести: новое позиционирование может предоставить "Билайну" новую целевую аудиторию, которая окажется потенциально шире прежней; мимо нового имиджа невозможно пройти мимо, чёрно-оранжевая "зебра" настойчиво притягивает взгляд. Немаловажное преимущество - уникальность цветовой комбинации, чьей-то даже отдаленно похожей фирменной символики не припоминается. Новый бренд легко запомнится и будет сразу узнаваться, здесь дизайнеры постарались на славу; справочные материалы, брошюры и прочая полиграфия выглядят не только чрезвычайно стильно, но и качественно сделаны, отчего их приятно брать в руки и внимательно изучать.