Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Хозтовары»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – получить необходимые знания и умения для подготовки технологической части проектной документации при создании розничных торговых предприятий.
Объектом данной курсовой работы является магазин хозяйственных товаров торговой площадью 300 м2 встроенный в жилое здание, местного значения, продажи в котором осуществляются традиционным методом.

Содержание

Введение
1 Концепция архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина
2 Состав помещений для данного типа магазина, расчёт их площади
3 Расчёт количества разгрузочных мест и коэффициента освещённости торговых помещений
4 Расчёт потребности в торгово-технологическом оборудовании, и его подбор
5 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и определение эффективности её использования
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

По указаниям СНиП II-77-80 помещение для хранения тары и помещение для хранения контейнеров обменного фонда объединим в одно помещение.

3)                 Служебно-бытовые помещения:

 

Таблица 2.2

Условия размещения служебно-бытовых помещений в магазине типа "Хозтовары"

 

Служебные и бытовые помещения

Согласно ВСН 54-87 (табл. 8)

Согласно СНиП II-77-80 (табл. 12)

Кабинет директора и секретаря

Общее помещение

Общее помещение

Контора

Гардеробные

При любой величине торговой площади

Отдельное помещение

Комната персонала (приём пищи)

При любой величине торговой площади

Отдельное помещение

Уборные

То же

То же

 

Нормируемая площадь помещения определяется в соответствии с ВСН 54-87. В приложении 2 с индексом 2.1 ВСН 54-87 приведены удельные показатели нормируемой площади по группам неторговых помещений непродовольственных магазинов, на основе которых мы рассчитываем нормируемую площадь магазина «Домашний уют».

1)                 Помещения для приёма и хранения товаров:

250/10*6 + 50/10*5,3 = 176,5

В проектируемом магазине разгрузка товаров осуществляется в помещениях. В подобном случае следует увеличивать нормируемую площадь на величину площади разгрузочной платформы.

Согласно таблице 5 ВСН 54-87 в магазине типа «Хозтовары» должно быть одно разгрузочное место. Согласно таблице 8 СНиП II-77-80 в подобном магазине на одно разгрузочное место должно приходиться 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.

Таким образом, площадь помещений для приёма и хранения  товаров равна:

176,5 + 24 = 200,5 (м2)

2)                 Подсобные помещения:

250/10*1,2 + 50/10*0,64 = 33,2 (м2)

3)                 Служебные помещения:

250/10*1,44 + 50/10*1,13 = 41,65 (м2)

Итого нормируемая площадь без учёта площади разгрузочной платформы:

250/10*8,64 + 50/10*7,07 = 251,35  (м2)

Итого нормируемая площадь с учётом площадь разгрузочной платформы:

251,35 + 24 = 275,35 (м2)

Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2, кроме санитарных узлов, главных касс и т.п. (примечание 4 к приложению 2 ВСН 54-87).

Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учётом конкретных условий размещения предприятий (примечание 2 к приложению 2 ВСН 54-87).

По ВСН 54-87 общая площадь магазина равна сумме торговой площади и неторговой площади:

300 + 275,35 = 575,35(м2)

Рассчитаем неторговые площади помещений магазина:

                              Разгрузочные места

Как уже упоминалось ранее, согласно СНиП II-77-80, для магазинов, размещаемых в жилых зданиях, разгрузочные места и платформы должны предусматриваться в  помещениях. В проектируемом магазине площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.

                              кладовые.

Площадь кладовых помещений в непродовольственных магазинах следует принимать согласно таблице 10 СНиП II-77-80. Площадь кладовых для хозтоваров принимается  равной 7м2 площади кладовых на каждые 10 м2 площади торгового зала:

300/10*7 = 210(м2)

Допускается в соответствии с заданием на проектирование сокращать площади кладовых (СНиП II-77-80, п. 3.37). На основе п. 3.39 СНиП II-77-80 площадь общих кладовых следует принимать на 10 % меньше суммарной площади отдельных кладовых.

210 – 21 = 189(м2)

Итого площадь помещений для приёма и хранения:

189 + 24 = 213(м2)

1)                 Подсобные помещения

Площадь подсобных помещений следует принимать согласно таблице 11 СНиП II-77-80:

      Помещение для прессования бумажных отходов и древесностружечных отходов: не более 300/10*0,7 = 21 м2;

      Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря: не более 5 м2;

      Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств: не более 4 м2;

Итого площадь подсобных помещений равна:

21 + 5 + 4 = 30 м2

2)                 Служебно-бытовые помещения

Площадь служебных и бытовых помещений следует принимать согласно таблице 12 СНиП II-77-80:

                  Кабинет директора и секретаря, контора: 6 м2;

                  Комната персонала: 9 м2;

                  Гардеробные и уборные 15 м2

Итого площадь служебно-бытовых помещений = 6 + 9 + 15 = 30 м2;

Итого нормируемая площадь = 213 + 30 + 30 = 273 м2

Итого общая площадь = 300 + 273 = 573 м2

В проектируемом магазине будем принимать расчёт нормируемой и общей площади магазина по СНиП II-77-80, поскольку в настоящее время торгово-технологическое и транспортное оборудование довольно усовершенствовано и занимает небольшую площадь.

Схема планировки помещений магазина представлена в приложении В.

 

3 Расчёт количества разгрузочных мест и коэффициента освещённости

 

Как указывалось выше, согласно СНиП II-77-80 , в магазине торговой площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2.

Важное значение придается освещению помещений магазинов. С помощью правильного освещения можно создать игру цветов, расставить различные акценты на товаре, на оформлении магазина. Освещение определяет удобство выбора и сравнения товаров.

Уровень освещенности в интерьере определяется отраженным светом, и можно полноценно использовать преимущества открытых витрин, если сделать светлыми стены и потолок. Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.

Люминесцентное освещение – особенно полноспектровые лампы, имитирующие дневной свет, уместно в тех зонах, которые требуют высокой обще              й освещённости. Люминесцентное освещение экономично и проще в обслуживании, чем другие виды. Иногда такие лампы развешивают по периметру зала, чтобы обеспечить общую освещённость, а в специальных зонах используют обычные лампы, чтобы товары можно было рассмотреть в их естественной цветовой гамме.

Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.

Нормы естественного освещения определяются соотношением оконных, витринных и дверных проёмов к площади пола. Для торговых залов это соотношение должно составлять 1:6, т.е. в нашем случае норма естественного освещения 25 м2 от торговой площади 500 м2. для конторских  помещений составляет 1:8 (4 м2); для подсобных – 1:10 (3 м2).

Норматив коэффициента освещения должен быть не менее 0,125. Световой коэффициент рассчитывается по следующеё формуле:

Кс = Sз.п / Sт.з              ,                            (3.1)

где  Sз.п – площадь застеклённой поверхности, м2;

Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Вначале найдём площадь застеклённой поверхности:

Sз.п = 6*2,5*2,5 = 37,5

Кс = 37,5 / 300 = 0,125

При разработке освещения магазина, а также для постоянного контроля освещения необходимо привлекать не только электрика, но и светотехника.

 

 

4 Расчёт потребности в торгово-технологическом оборудовании, и его подбор

 

Важным этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нём торгово-технологического оборудования. Мебель для торговых предприятий имеет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приёмкой, хранением и продажей товаров. Кроме того, рациональный выбор торгово-технологического оборудования позволяет повысить уровень обслуживания покупателей, а также улучшить условия работы торгового персонала.

Примеры торгово-технологического оборудования, соответствующие магазину типа «Кондитерские товары», подобранные по каталогам, представлены в приложении Г.

Для определения выбора целесообразности того или иного вида оборудования используется ряд показателей.

Основными из них являются:

1)                 Установочная площадь – сумма площадей оснований оборудования для демонстрации и продажи товаров.

(4.1)

где  Si – площадь оснований единицы оборудования, м2.

2)                 Демонстрационная площадь – сумма площадей всех полок, кассет, панелей, кронштейнов, на которые выкладывается товар.

                 (4.2)

   ,

где Soi – площадь под выкладкой единицы оборудования, м2.

Результаты расчётов по формулам 4.1 и 4.2 представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.

Результаты расчётов установочной и демонстрационной площадей

Наименование оборудования

Длина, м.

Ширина, м.

Высота, м.

Диаметр, м.

Количество, шт.

Количество полок, шт.

Установочная площадь, м2

Демонстрационная площадь, м2

Витрина

2

1

1,5

-

15

3

30

90

Стеллаж с полками

1,5

0,7

2,1

-

12

5

12,6

63

Прилавок

1,5

0,7

0,8

-

10

нет

10,5

10,5

Вращающаяся витрина

-

-

2

1,3

3

4

12,51

50

Кофе- автомат

0,8

0,7

2

-

1

нет

0,56

0,56

Итого

 

 

 

 

 

 

65,2

213,5

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Хозтовары»)