Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 12:47, курсовая работа
Цель курсового проекта – получить необходимые знания и умения для подготовки технологической части проектной документации при создании розничных торговых предприятий.
Объектом данной курсовой работы является магазин хозяйственных товаров торговой площадью 300 м2 встроенный в жилое здание, местного значения, продажи в котором осуществляются традиционным методом.
Введение
1 Концепция архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина
2 Состав помещений для данного типа магазина, расчёт их площади
3 Расчёт количества разгрузочных мест и коэффициента освещённости торговых помещений
4 Расчёт потребности в торгово-технологическом оборудовании, и его подбор
5 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и определение эффективности её использования
Заключение
Список использованных источников
По указаниям СНиП II-77-80 помещение для хранения тары и помещение для хранения контейнеров обменного фонда объединим в одно помещение.
3) Служебно-бытовые помещения:
Таблица 2.2 Условия размещения служебно-бытовых помещений в магазине типа "Хозтовары"
| ||
Служебные и бытовые помещения | Согласно ВСН 54-87 (табл. 8) | Согласно СНиП II-77-80 (табл. 12) |
Кабинет директора и секретаря | Общее помещение | Общее помещение |
Контора | ||
Гардеробные | При любой величине торговой площади | Отдельное помещение |
Комната персонала (приём пищи) | При любой величине торговой площади | Отдельное помещение |
Уборные | То же | То же |
Нормируемая площадь помещения определяется в соответствии с ВСН 54-87. В приложении 2 с индексом 2.1 ВСН 54-87 приведены удельные показатели нормируемой площади по группам неторговых помещений непродовольственных магазинов, на основе которых мы рассчитываем нормируемую площадь магазина «Домашний уют».
1) Помещения для приёма и хранения товаров:
250/10*6 + 50/10*5,3 = 176,5
В проектируемом магазине разгрузка товаров осуществляется в помещениях. В подобном случае следует увеличивать нормируемую площадь на величину площади разгрузочной платформы.
Согласно таблице 5 ВСН 54-87 в магазине типа «Хозтовары» должно быть одно разгрузочное место. Согласно таблице 8 СНиП II-77-80 в подобном магазине на одно разгрузочное место должно приходиться 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.
Таким образом, площадь помещений для приёма и хранения товаров равна:
176,5 + 24 = 200,5 (м2)
2) Подсобные помещения:
250/10*1,2 + 50/10*0,64 = 33,2 (м2)
3) Служебные помещения:
250/10*1,44 + 50/10*1,13 = 41,65 (м2)
Итого нормируемая площадь без учёта площади разгрузочной платформы:
250/10*8,64 + 50/10*7,07 = 251,35 (м2)
Итого нормируемая площадь с учётом площадь разгрузочной платформы:
251,35 + 24 = 275,35 (м2)
Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2, кроме санитарных узлов, главных касс и т.п. (примечание 4 к приложению 2 ВСН 54-87).
Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учётом конкретных условий размещения предприятий (примечание 2 к приложению 2 ВСН 54-87).
По ВСН 54-87 общая площадь магазина равна сумме торговой площади и неторговой площади:
300 + 275,35 = 575,35(м2)
Рассчитаем неторговые площади помещений магазина:
Разгрузочные места
Как уже упоминалось ранее, согласно СНиП II-77-80, для магазинов, размещаемых в жилых зданиях, разгрузочные места и платформы должны предусматриваться в помещениях. В проектируемом магазине площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.
кладовые.
Площадь кладовых помещений в непродовольственных магазинах следует принимать согласно таблице 10 СНиП II-77-80. Площадь кладовых для хозтоваров принимается равной 7м2 площади кладовых на каждые 10 м2 площади торгового зала:
300/10*7 = 210(м2)
Допускается в соответствии с заданием на проектирование сокращать площади кладовых (СНиП II-77-80, п. 3.37). На основе п. 3.39 СНиП II-77-80 площадь общих кладовых следует принимать на 10 % меньше суммарной площади отдельных кладовых.
210 – 21 = 189(м2)
Итого площадь помещений для приёма и хранения:
189 + 24 = 213(м2)
1) Подсобные помещения
Площадь подсобных помещений следует принимать согласно таблице 11 СНиП II-77-80:
Помещение для прессования бумажных отходов и древесностружечных отходов: не более 300/10*0,7 = 21 м2;
Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря: не более 5 м2;
Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств: не более 4 м2;
Итого площадь подсобных помещений равна:
21 + 5 + 4 = 30 м2
2) Служебно-бытовые помещения
Площадь служебных и бытовых помещений следует принимать согласно таблице 12 СНиП II-77-80:
Кабинет директора и секретаря, контора: 6 м2;
Комната персонала: 9 м2;
Гардеробные и уборные 15 м2
Итого площадь служебно-бытовых помещений = 6 + 9 + 15 = 30 м2;
Итого нормируемая площадь = 213 + 30 + 30 = 273 м2
Итого общая площадь = 300 + 273 = 573 м2
В проектируемом магазине будем принимать расчёт нормируемой и общей площади магазина по СНиП II-77-80, поскольку в настоящее время торгово-технологическое и транспортное оборудование довольно усовершенствовано и занимает небольшую площадь.
Схема планировки помещений магазина представлена в приложении В.
3 Расчёт количества разгрузочных мест и коэффициента освещённости
Как указывалось выше, согласно СНиП II-77-80 , в магазине торговой площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2.
Важное значение придается освещению помещений магазинов. С помощью правильного освещения можно создать игру цветов, расставить различные акценты на товаре, на оформлении магазина. Освещение определяет удобство выбора и сравнения товаров.
Уровень освещенности в интерьере определяется отраженным светом, и можно полноценно использовать преимущества открытых витрин, если сделать светлыми стены и потолок. Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.
Люминесцентное освещение – особенно полноспектровые лампы, имитирующие дневной свет, уместно в тех зонах, которые требуют высокой обще й освещённости. Люминесцентное освещение экономично и проще в обслуживании, чем другие виды. Иногда такие лампы развешивают по периметру зала, чтобы обеспечить общую освещённость, а в специальных зонах используют обычные лампы, чтобы товары можно было рассмотреть в их естественной цветовой гамме.
Устанавливая систему освещения, необходимо продумать аварийное освещение. Освещение у входа сделано на батареях, чтобы при внезапном отключении электричества оно продолжало гореть. В магазине должны быть фонари и радио на батарейках. В торговых залах часть светильников аварийного освещения следует устанавливать над кассовыми аппаратами.
Нормы естественного освещения определяются соотношением оконных, витринных и дверных проёмов к площади пола. Для торговых залов это соотношение должно составлять 1:6, т.е. в нашем случае норма естественного освещения 25 м2 от торговой площади 500 м2. для конторских помещений составляет 1:8 (4 м2); для подсобных – 1:10 (3 м2).
Норматив коэффициента освещения должен быть не менее 0,125. Световой коэффициент рассчитывается по следующеё формуле:
Кс = Sз.п / Sт.з , (3.1)
где Sз.п – площадь застеклённой поверхности, м2;
Sт.з – площадь торгового зала, м2.
Вначале найдём площадь застеклённой поверхности:
Sз.п = 6*2,5*2,5 = 37,5
Кс = 37,5 / 300 = 0,125
При разработке освещения магазина, а также для постоянного контроля освещения необходимо привлекать не только электрика, но и светотехника.
4 Расчёт потребности в торгово-технологическом оборудовании, и его подбор
Важным этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нём торгово-технологического оборудования. Мебель для торговых предприятий имеет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приёмкой, хранением и продажей товаров. Кроме того, рациональный выбор торгово-технологического оборудования позволяет повысить уровень обслуживания покупателей, а также улучшить условия работы торгового персонала.
Примеры торгово-технологического оборудования, соответствующие магазину типа «Кондитерские товары», подобранные по каталогам, представлены в приложении Г.
Для определения выбора целесообразности того или иного вида оборудования используется ряд показателей.
Основными из них являются:
1) Установочная площадь – сумма площадей оснований оборудования для демонстрации и продажи товаров.
(4.1)
где Si – площадь оснований единицы оборудования, м2.
2) Демонстрационная площадь – сумма площадей всех полок, кассет, панелей, кронштейнов, на которые выкладывается товар.
(4.2)
,
где Soi – площадь под выкладкой единицы оборудования, м2.
Результаты расчётов по формулам 4.1 и 4.2 представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.
Результаты расчётов установочной и демонстрационной площадей
Наименование оборудования | Длина, м. | Ширина, м. | Высота, м. | Диаметр, м. | Количество, шт. | Количество полок, шт. | Установочная площадь, м2 | Демонстрационная площадь, м2 |
Витрина | 2 | 1 | 1,5 | - | 15 | 3 | 30 | 90 |
Стеллаж с полками | 1,5 | 0,7 | 2,1 | - | 12 | 5 | 12,6 | 63 |
Прилавок | 1,5 | 0,7 | 0,8 | - | 10 | нет | 10,5 | 10,5 |
Вращающаяся витрина | - | - | 2 | 1,3 | 3 | 4 | 12,51 | 50 |
Кофе- автомат | 0,8 | 0,7 | 2 | - | 1 | нет | 0,56 | 0,56 |
Итого |
|
|
|
|
|
| 65,2 | 213,5 |