Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы: изучить и проанализировать потребительский процесс принятия решения о покупке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей;
Рассмотреть этапы процесса принятия потребителем решения о покупке;
Изучить типы и мотивы потребителей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия решения о покупке 5
1.1 Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей 5
1.2 Основные теории мотивации потребителей 9
1.3 Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке 11
1.4 Процесс принятия решений о покупке 15
Глава 2. Маркетинговое исследование на тему «Анализ процесса принятия решения о покупке» 22
2.1. Анализ результатов анкетирования 22
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию 27
Заключение 30
Список использованных источников
Так, получение и обработка информации проходит три этапа: незнание марки - внимание к марке - знание о марке. В торговом зале магазина этот процесс может быть ускорен с помощью экспозиции, привлекающей внимание, а также интерпретации, способствующей запоминанию. Каждый из этих элементов должен учитываться в формировании внутри магазинной среды. Экспозиция в точке продажи особенно важна для незапланированных (импульсивных) покупок.
Оказание воздействия на покупателя в торговом зале магазина можно проиллюстрировать с помощью формулы наглядности AIDA.
Учитывая, что потребности человека являются самым сильным побудительным фактором поведения, необходимо обеспечить такой характер воздействия на покупателя, чтобы вызвать у него желание совершить покупку. Однако типы покупателей различны и одни и те же побудительные сигналы могут на одних оказывать воздействие, а на других нет.
Существует много подходов к подразделению покупателей на различные группы в зависимости от типов покупательского поведения. Однако современные исследования покупательского поведения показывают, что для большой группы покупателей определяющим фактором решения о покупке является цена. В тех случаях, когда эта категория покупателей собирается сделать покупку любого товара, проводится предварительный анализ цен желаемых товаров по каталогам, прайс-листам различных продавцов, собирается информация через Интернет. В торговом зале магазина их внимание к товару может быть привлечено только различными скидками с цены. На принятие решения такими покупателями сильное влияние оказывает рационализм - желание сэкономить.[8]
Покупатели, относящиеся к другой группе, ожидают к себе внимания и хотят, чтобы к каждому из них относились как к индивидуальному клиенту. Эта категория покупателей стремится покупать товары высокого качества в тех магазинах, которым можно доверять. Они становятся приверженцами марок производителей и тех розничных предприятий, которые предлагают эти марки доброжелательно и профессионально. Основными потребностями этой группы являются: ощущение комфорта (желание облегчить повседневную жизнь); чувство самоуважения (потребность приобщения к определенному социальному слою); самовыражение (в данном случае это желание выделиться, быть лучше других, потребность быть значимым). Покупатели, входящие в эту группу, могут быть постоянными клиентами конкретного розничного торгового предприятия с определенным уровнем качества товаров и услуг, они очень восприимчивы к элементам мерчандайзинга.
Очевидно, целесообразно выделение двух основных типов клиентов - чувствительных к цене и не чувствительных к ней, но чувствительных к качеству товаров и услуг. Таким образом, для привлечения потребителя, обеспечивающего высокую и стабильную прибыль розничному торговому предприятию, необходимо правильно подходить к организации торгового процесса, знать соотношение различных групп товаров в торговом зале магазина, понимать, на каком этапе принятия решения о покупке находится покупатель, распознавать типы покупателей и в соответствии с этим организовывать мерчандайзинга.
Глава 2. Маркетинговое исследование на тему «Анализ процесса принятия решения о покупке»
2.1 Анализ результатов
Для написания практической части работы было проведено анкетирование.
Анкетирование является одним из наиболее информативных способов опроса. При этом метод анкетирования прост, удобен и не требует больших затрат.
Гипотеза исследования: В России большинство потребителей пренебрегают списком покупок, но при этом идут в магазин целенаправленно за определенным товаром, руководствуясь исключительно своим мнением, обращая в первую очередь внимание на цену и качество.
Целью данного опроса являлось получение информации о процессе принятия решения о покупке среди друзей, родственников и знакомых для выявления факторов, влияющих непосредственно на процесс. Вопросы анкетирования представлены в Приложении 1.
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 22 мужчины и 28 женщин в возрасте от 18 до 60 лет. Средний возраст опрошенных составляет 26 лет. Эти данные были получены благодаря первым двум вопросам.
Очевидно, что каждый из нас совершает покупки, а вот с какой частотой это делают наши потребители, мы определяли в третьем вопросе.
Из диаграммы видно, что в основном потребители совершают ежедневные покупки (48%), но и достаточно велико число тех, кто совершает покупки раз в три дня (42%). Есть и такие потребители, которые совершают покупки всего лишь раз в неделю, они составляют наименьшую долю опрошенных. Если соотнести эти показатели с половой принадлежностью, то в основном девушки в возрасте от 18 до 25 лет совершают ежедневные покупки. Молодые люди обходятся покупками раз в три дня, а люди старшего возраста делают покупки раз в неделю.
Четвертый вопрос дает возможность определить, какой вид покупок преобладает среди потребителей.
Как выяснилось, более половины опрошенных совершают частично запланированные покупки, т.е. респонденты планируют свои покупки, но в процессе приобретают те товары, которые кажутся им необходимыми. 24% потребителей четко планируют свои покупки. 16 % совершают незапланированные покупки.
Пятый вопрос помогает выявить, составляют ли потребители список необходимых товаров перед походом в магазин.
Из диаграммы видно, что большинство респондентов составляет список необходимый товаров перед походом в магазин, для того чтобы избежать лишних и непредвиденных покупок, что облегчает процесс принятия решения о покупке. 38% опрошенных не считает нужным составлять список покупок.
Следующий вопрос заключался в выявлении полезности списка необходимых покупок и предлагался лишь тем респондентам, которые его составляют.
Как видно из диаграммы, в большинстве случаев, список необходимых товаров помогает потребителям не совершать непредвиденных покупок, но ориентируясь на выше полученные данные о том, что преобладают частично запланированные покупки, ответ «нет» - 44% имеет место быть.
Седьмой вопрос помогает выяснить, чьим мнением руководствуется потребитель, принимая решение о покупке. Было предложено выбрать несколько вариантов ответов.
Решающим для потребителя является мнение, в первую очередь, свое собственное – 34%, мнения референтной группы (семья, друзья) оказывают второстепенное влияние на решение о покупке - 26% и 20%. К мнению продавцов респонденты прислушиваются больше, чем к мнению коллег, и это не странно, вероятно, потребители видят в продавце знающего профессионала, который поможет принять правильное решение, но зачастую продавцы не являются таковыми. Меньшее доверие вызывает мнение интернета, теле- и радиокоммуникаций. Респонденты считают, что это мнение является обманчивым и служит лишь для приманки.
Следующий вопрос определяет, что играет важную роль для потребителя при принятии решения о покупке. Было предложено выбрать несколько вариантов ответа.
Из диаграммы видно, что соотношение цены и качества по-прежнему является важным для потребителей. Также важными при принятии решения о покупке являются скидки, бонусы, акции, ведь покупать гораздо приятнее, когда имеются льготы. Для 8% респондентов важными являются отзывы о товаре. Приверженных потребителей, которые обращают внимание на бренд при принятии решения о покупке, гораздо меньше – 6%.
Целью следующего вопроса было: узнать возвращали ли потребители взятый товар обратно на полку, спустя промежуток времени.
68% респондентов
никогда не возвращали
Последний вопрос определял уровень дохода респондентов.
Средний доход опрошенных варьируется в пределах 15 тысяч рублей. Это совпадает с данными о доходе среднестатистического россиянина в месяц, в 2012 году эта цифра составила 16 116руб. При таком уровне дохода принятие решения о покупке должно быть взвешенным и тщательно обдуманным.
2.2 Выводы и рекомендации по исследованию
По данным проведенного исследования нам удалось выяснить, что большинство людей совершают покупки ежедневно. При этом их покупки являются частично запланированными, так как потребности постоянно меняются и всего запланировать в принципе невозможно. При чем, большинство потребителей уверены в своем выборе и не возвращают, ранее взятый, товар спустя время обратно на полку. Для облегчения процесса принятия решения о покупке, респонденты составляют список товаров, в которых испытывается необходимость, при чем, для большинства список помогает предостеречь от незапланированных покупок. В первую очередь, при принятии решения о покупке респонденты руководствуются своим собственным мнением, потом уже учитывают мнения референтных групп. Важными факторами при принятии решения о покупке являются цена и качество.
Обобщив все результаты, можно утверждать, что наша гипотеза частично оправдалась. Действительно, потребители руководствуются, прежде всего, своим мнением в процессе принятия решения о покупке, в первую очередь, обращая внимание на соотношение цены и качества. Однако, наше утверждение о том, что потребители пренебрегают списком покупок, оказалось ложным, ведь по результатам опроса 62% респондентов составляют список покупок, который помогает избежать непредвиденных затрат и значительно облегчает процесс принятия решения о покупке.
Данное исследование может быть полезно как обычным потребителям, так и владельцам торговых точек. Рекомендации для потребителей достаточно просты и понятны. В первую очередь, перед тем как приобрести тот или иной товар, необходимо найти достоверную информацию о нем, после чего сравнить с аналогами, выбирая лучший. При этом стоит учитывать отзывы и мнения людей, которые уже приобретали данный товар и знают о нем не понаслышке. Также, свои покупки необходимо планировать, если не получается полностью, то хотя бы частично. Это поможет избежать лишних затрат и помогает планировать личный бюджет. И самое главное, не стоит думать о том, что за высокой ценой скрывается превосходное качество, зачастую это мнение ошибочно, как правило, мы переплачиваем за торговую марку, дизайн и сервис. В целом, стоит ответственно относиться к процессу принятия решения о покупке, тогда и результат будет удовлетворительным, и товар или услуга не разочарует Вас как потребителя.
Для владельцев торговых точек рекомендации будут заключаться в следующем: нужно осознавать, что представляет ценность для потребителя, что он покупает, каковы его потребности.
Фирмы, желающее достичь успеха и конкурентного преимущества, должны принимать во внимание психологию потребителя. Сегодня происходит борьба за внимание потребителя. Каждый день на него обрушивается большое количество информации, поэтому фирмам необходимо создавать яркие, запоминающиеся и по возможности простые образы.
Изучив механизм процесса принятия решения о покупке, можно составить цельное маркетинговое предложение, которое будет удовлетворять запросы и желания потребителей с самого момента, когда осознается потребность в товаре, вплоть до момента потребления. Задача маркетинга определяется как создание и эффективное использование маркетингового комплекса с целью чуткого реагирования на требования потребителей в отношении покупки и потребления.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен процесс принятия решения о покупке. Были достигнуты все поставленные задачи. По окончанию исследования были сделаны выводы и предоставлены рекомендации.
Для исследования был выбран опрос с помощью анкет, так как это самый простой и универсальный способ получения информации. С помощью анкетирования мы получили количественные данные, которые были использованы для анализа нашего исследования.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что потребительское поведение зависит от разного рода факторов: личных, культурных, социальных и психологических, а так же от индивидуальных - опыт, мотивы, восприятие, отношения, процесс принятия решения. Выделяют пять этапов в процессе принятия решения о покупке: осознание проблемы (нужды),поиск информации потребителем, оценка вариантов потребителем, решение о покупке, и последний этап - реакция на покупку (оценка правильности выбора товара). В свою очередь покупки разделяют по видам: запланированные, частично запланированные и импульсивные.
В ходе практического анализа было выявлено, что опрошенные совершают, в основном, частично запланированные покупки. Процесс принятия решения о покупке потребителей зависит в первую очередь от таких факторов как цена и качество, а так же различного рода акций, скидок и бонусов.
В заключении хотелось бы отметить, что знание основных факторов, под влиянием которых происходит покупка, помогает фирме определить какими из них нужно управлять.