Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:
1) Дать понятие внешней среды организации;
2) Дать анализ факторов внешней среды;
3) Дать анализ неопределенности организационной среды;
4) Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;
5) Рассмотреть взаимосвязь элементов внешней среды организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие внешней среды организации и ёё структуры
1.1 Основные характеристики внешней среды
Глава 2. Факторы внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере «Витебский хлебозавод»
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Исследование факторов микросреды предприятия
2.3 Изучение факторов макросреды предприятия
Глава 3. Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды
3.1 Пути повышения эффективности анализа внешней среды на «Витебский хлебозавод»
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 90.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие  внешней среды организации и ёё структуры

1.1 Основные характеристики  внешней среды

Глава 2. Факторы  внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере  «Витебский хлебозавод»

2.1 Общие сведения  о предприятии

2.2 Исследование  факторов микросреды предприятия

2.3 Изучение факторов  макросреды предприятия

Глава 3. Пути обеспечения  эффективного взаимодействия организации  со всеми субъектами внешней среды

3.1 Пути повышения  эффективности анализа внешней  среды на «Витебский хлебозавод»

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  осуществление.

Проблема взаимоотношения  организации и среды в науке  стала рассматриваться впервые  в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном  уровне. Организация находится в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, обеспечивая тем  самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность  выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией.

Первоначальная  внешняя среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу выбора мною данной темы курсовой работы.

Цель  данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:

1)                Дать понятие внешней среды организации;

2)                Дать анализ факторов внешней среды;

3)                Дать анализ неопределенности организационной среды;

4)                Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;

5)                Рассмотреть взаимосвязь элементов внешней среды организации.

Объект  исследования является влияние внешней среды на деятельность организации.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением влияния внешней среды на деятельность организации.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.

Для написания работы использовались специальная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы.

 

Глава 1. Понятие внешней среды организации и её структуры

1.1 Основные  характеристики внешней среды

Под внешней средой организации понимаются все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

В управленческой мысли  представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать  силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов.

Это стало одним  из важнейших вкладов системного подхода и необходимость для  руководителя рассматривать свою организацию  как целостность, состоящую из взаимосвязанных  частей, в свою очередь имеющую разветвленные связи с внешним миром.

Помимо системного подхода возникает примерно в  тоже время концепция ситуационного  подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной ситуации метод, определяется конкретными внутренними  и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее  соответствующим образом.

Сегодняшние изменения  во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее  внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д.

Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды:     --- ----       взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

·                     сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

·                     подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

·                     неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на деятельность организации. К  ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые  могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются  на ее функционировании. Речь идет о  таких факторах, как состояние  экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Поскольку от руководства  зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые  повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе  говоря, найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней  среды. Безусловно, что учесть все  существующие и оказывающие влияние  на организацию факторы  просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

 

Глава 2. Факторы внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере «Витебский хлебозавод»

2.1 Общие сведения  о предприятии

 «Витебскхлебпром » был основан в 1929 году. Основной деятельностью хлебозавода является выработка хлебобулочной и кондитерской продукции. В настоящее время на территории предприятии имеются:

- хлебный цех  – выпускает более 10-ти наименований  хлеба,

- мини-пекарня по  производству сдобных булочных  изделий,

- кондитерский цех  по производству пряников, вафельных  тортов, печенья, кексов, вафель.

Суточная производительность предприятия по выработке хлебобулочных  изделий составляет 40-45 тонн в сутки, по кондитерским изделиям – до 15 тонн в сутки.

Хлебозавод имеет  свою фирменную торговую сеть, в  которую входят 6 магазинов, 4 павильона  и ряд торговых точек, находящихся  в аренде.

Численность работающих за 2012 год составила 267 человек, в том числе промышленно – производственного персонал – 213 человек; управленческий персонал – 54 человека. Место нахождения РУПП «Витебскхлебпром»: 210024, г. Витебск, ул. Горбачевского, 5.

 

В настоящее время в условиях сложившейся на рынке жесткой  конкуренции РУПП «Витебскхлебпром» (без филиалов) большое внимание уделяет техническому перевооружению, модернизации и внедрению нового технологического оборудования. Производится планомерная замена устаревшего оборудования на современное, энергосберегающее, позволяющее осуществлять быструю смену ассортимента.

Производимые РУПП «Витебскхлебпром» хлеба изготавливаются по сложной технологии с использованием термофильных молочнокислых заквасок, которые придают продукции особый аромат и вкус, а также обеспечивают длительные сроки хранения. Изготавливается хлеб различной формы (продолговато-овальный, круглый, треугольный формы с закругленными углами), освоено производство хлеба большого развеса (1,6 и 2 кг). Постоянно расширяется ассортимент производимой диетической и диабетической хлебобулочной продукции, продукции обогащенной микроэлементами, витаминами, селеном. Увеличивается удельный вес хлебобулочных изделий реализуемых в нарезанном и упакованном виде. Специалисты РУПП «Витебскхлебпром» работают над улучшением упаковки хлебобулочных и кондитерских изделий, созданием оригинальной фасовки.

Объемы выпускаемой Витебским  хлебозаводом продукции ежесуточно за 2012 год:

× хлебобулочных изделий 107 наименований, или 60,7 тонн,

× кондитерских изделий 98 наименований, или 1,85 тонн.

Об успехах РУПП «Витебскхлебпром» свидетельствуют различные награды, полученные в последние годы. В 1997 году предприятие получило приз «Golden Eagle» от французской ассоциации «Маркетинг Стандарт», определяющей предприятие, добившееся успехов в области качества.

 

 

2.2 Изучение  факторов макросреды предприятия

Макроокружение  создаёт общие условия нахождения организации во внешней среде. В  большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния  состояния макроокружения на различные  организации различна, что связано  с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом  организаций.

Экономическая компонента

Изучение экономической  компоненты макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает изучение ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платёжного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы и величину заработной платы.

Для стратегического  управления при изучении перечисленных  показателей и факторов представляют интерес не значения показателей  как таковые, а в первую очередь  то, какие возможности для бизнеса  это даёт. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз  для фирмы, которые заключены  в отдельных составляющих экономической  компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жёсткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в  себе угрозу снижения качества труда.

Анализ экономической  компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных  её составляющих. Он должен быть направлен  на комплексную оценку её состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряжённости конкуренции  и уровень деловой привлекательности.

Правовая  компонента

Анализ правового  регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений, даёт организации  возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Информация о работе Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды