Разработка маркетинговой стратегии: этапы, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являлось формирование комплексного представления об этапах, целях и задачах разработки маркетинговой стратегии.
Для реализации поставленной цели, были обозначены следующие задачи при написании курсовой работы:
Дать общую характеристику маркетинговой стратегии
Подробно описать и исследовать цели, задачи и этапы разработки маркетинговой стратегии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Корниенкова Е.Ю..doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Типичные ошибки при постановке целей

1. Игнорирование стратегической цели

Во многих компаниях  уделяется внимание преимущественно  тактическим (финансовым) целям, тогда  как о стратегических зачастую забывают.

Примеры тактических  целей: ускорить темпы роста прибыли; повысить рентабельность; увеличить объем денежных поступлений.

Но финансовое будущее организации обеспечивают стратегические цели, а их постановка и достижение требуют существенных затрат времени и ресурсов. Примеры  стратегических целей: увеличить долю рынка; улучшить качество продукции/услуг; заботиться о репутации компании; повысить стоимость компании.

2. Негативная формулировка цели

Эта весьма распространенная ошибка продиктована свойством человека реагировать на проблему бегством от нее, а не устранением причины. Но корректно поставленная цель должна отражать движение к желаемому результату, а не на стремление убежать от проблемы. Примеры негативной формулировки целей: минимизировать риски в определенной области деятельности фирмы; сократить число опозданий на работу; уменьшить численность рекламаций.

При такой постановке целей возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает  инициативу сотрудников. В итоге  они боятся действовать, чтобы не навлечь на себя гнев руководителя. Избежать негативных последствий помогут  позитивные формулировки, предлагающие в качестве цели желательную для компании перспективу, к которой она должна стремиться. Если приведенные выше примеры целей представить как позитивные, то получим примерно следующее: разработать и применить процедуру управления рисками; выделить транспортное средство для развозки сотрудников; улучшить качество выпускаемой продукции.

3. Размытая формулировка цели

Часто встречаются  формулировки целей вроде «повысить  эффективность», «наладить трудовую дисциплину», «стать лучшими на рынке» и т.п. Это цели из разряда недостижимых. Например, директор компании поставил цель — наладить оперативный обмен информацией между коммерческим и логистическим отделами. Через некоторое время их начальники доложили, что цель достигнута. Когда же директор захотел узнать, в чем заключается обмен информацией, выяснилось, что люди просто стали чаще общаться.

Руководитель  ожидал другого результата, но, поскольку  цель не соответствовала критериям SMART (в частности, не был определен  критерий оценки ее достижения), то подчиненные не знали, чего именно от них ожидают. Директору нужно было сформулировать цель, к примеру, таким образом: наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики путем еженедельного предоставления друг другу отчетов о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет).

4. Частичное применение концепции управления по целям

Как показывает исследование, большинство руководителей  рассматривают управление по целям как инструмент для оценки персонала, и только 16,6% знают, что МВО предназначен в первую очередь для согласования целей компании на различных уровнях.

Однако игнорирование  любого из аспектов МВО приводит к  тому, что все усилия, направленные на его внедрение, оказываются бесполезными.

Причины этого  кроются в следующем:

  • цели нижнего уровня недостаточно четко сформулированы;
  • эти цели не отражают потребностей компании (не связаны с целями более высокого уровня);
  • не назначены ответственные за каждый участок работы.

Чтобы устранить  эти причины, руководитель компании должен согласовывать цели для подразделений  с их руководителями, практику же единоличной  постановки целей и донесения  их до исполнителей необходимо искоренить.

5. Официально заявленные цели не отвечают реальности

Нередки ситуации, когда руководитель, официально декларируя определенные цели, игнорирует их, принимая управленческие решения. Например, цель своей работы компания может определить так: «Мы должны любить нашего клиента», а начальник одного из ее отделов даже не собирается реагировать на поступающие рекламации.

Существуют  различные классификации целей. Общепринятой является только классификация  по времени, на которое устанавливаются  цели. Обычно выделяют долгосрочные и  краткосрочные цели. Иногда между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются промежуточные цели, их называют среднесрочными. При этом не существует общепринятой шкалы отнесения целей к краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным. В наших условиях краткосрочными обычно считают цели до 1 года, среднесрочными 1-3 года, долгосрочными - от 3-х лет.

В зависимости  от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и  содержания миссии в каждой организации  устанавливаются свои собственные  цели. Например, может быть использована следующая классификация целей по функциональным областям: рыночные цели, производственные, организационные и финансовые.

 

Задачи стратегического маркетинга:

  • Уточнение миссии компании,
  • Определение целей,
  • Разработка стратегии развития,
  • Обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля.
    1. Этапы разработки маркетинговой стратегии

 

Этапы разработки маркетинговой стратегии

  • Исследование состояния рынка
  • Оценка текущего состояния
  • Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании,
  • Постановка целей маркетинговой стратегии
  • Сегментация рынка и выбор целевых сегментов (исследование потребителей)
  • Анализ стратегических альтернатив и выбор маркетинговой стратегии
  • Разработка позиционирования
  • Предварительная экономическая оценка стратегии и инструменты контроля
    1. Исследование состояния рынка и внешней среды проявляется в анализе рынка состоит из следующих элементов:
  • определение границ рынка;
  • оценка емкости рынка;
  • определение рыночной доли компании;
  • первичная оценка уровня конкуренции на рынке;
  • тенденции развития рынка.

Главный инструмент анализа рынка - маркетинговые исследования (кабинетные и полевые)

Анализ внешней  макроэкономической среды8:

  • Макроэкономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости, распределение доходов населения, изменяющиеся демографические условия и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
  • Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
  • Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение новых IT-технологий в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию.
  • Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
  • Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
    1. Оценка текущего состояния

Основные задачи этапа:

  • анализ экономических показателей (финансовые результаты, структура и величина издержек компании, инвестиционные возможности);
  • анализ производственных возможностей (технологические возможности и ограничения, потенциал производства);
  • аудит системы маркетинга (оценка эффективности затрат на маркетинг, системы сбора и использования маркетинговой информации, ограничения маркетингового бюджета и коммуникаций);
  • портфельный анализ для стратегических бизнес-единиц и продуктовых линеек (ABC-анализ, определение стадий жизненного цикла продуктов, матричные методы портфельного анализа: матрица БКГ, матрица МКК (MCC), матрица GE/McKinsey и т.п.);
  • SWOT-анализ;
  • разработка прогноза (перспективы развития фирмы при существующем положении).
    1. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании

Анализ конкурентов состоит из следующих элементов:

  • выявление конкурентов компании;
  • оценка их рыночной доли;
  • определение целей конкурентов;
  • определение стратегий конкурентов;
  • оценка сильных и слабых сторон конкурентов;
  • оценка спектра возможных реакций конкурентов;
  • выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать.
    1. Постановка целей

Предыдущие  этапы разработки маркетинговой  стратегии позволяют произвести оценку текущего состояния компании и рынков, на которых она присутствует. Далее должно быть сформулировано желаемое видение будущего состояния компании и ее позиций на рынке. Это видение и является целью в рамках маркетинговой сратегии.

Основные задачи этапа:

  • выдвижение целей (выявление подлежащих решению задач);
  • оценка целей (определение необходимости решения задач);
  • установление иерархии целей.

Цели маркетинговой  сратегии должны быть увязаны с миссией  и целями компании в целом. Цели должны быть выстроены в структуру в виде дерева, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестояей цели.

    1. Сегментация рынка и выбор целевых сегментов

Основные задачи этапа:

  • сегментация рынка, т. е. выделение конкурентных целевых сегментов рынков;
  • выбор времени<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; f

Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии: этапы, цели, задачи