Роль товарного знака в рекламе. Виды и типы. Классификация товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Согласно российскому Закону “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, “товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарному знаку, знаку обслуживания предоставляется государственная регистрация, которая закрепляет данный товарный знак за товаром (товарами), а знак обслуживания за услугой (услугами) конкретного юридического или физического лица”.

Содержание

1.Товарный знак
2. Виды товарных знаков
3. Классификация товарных знаков
4. Роль товарного знака в рекламе
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль товарного знака в рекламе. Виды и типы. Классификация товарных знаков.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Роль товарного знака  в рекламе. Виды и типы. Классификация  товарных знаков»

 

 

Содержание

 

1.Товарный знак

2. Виды товарных знаков

3. Классификация товарных  знаков

4. Роль товарного знака  в рекламе

Список литературы

 

 

1. Товарный знак

 

Согласно российскому  Закону “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров”, “товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарному знаку, знаку обслуживания предоставляется государственная регистрация, которая закрепляет данный товарный знак за товаром (товарами), а знак обслуживания за услугой (услугами) конкретного юридического или физического лица”.

Итак, товарный знак - это  условное обозначение (символ), который  помещается на выпускаемой продукции, и заменяет подчас длинное и неудобное  наименование изготовителя товара. Очевидно, что не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара. Далее, то или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без труда узнать нужную ему продукцию и не спутать с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны знака является его новизна. Закон говорит нам, что новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными до степени смешивания:

а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или  заявленными на регистрацию в  РФ на имя другого лица в отношении  однородных товаров;

б) с товарными знаками  других лиц, охраняемых без регистрации  в силу международных договоров РФ;

в) с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

г) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены в товарный знак как неохраняемый элемент, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

Из вышеперечисленного вытекает, закон РФ, как и большинство  зарубежных закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного обозначения товарным знаком в РФ, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует РФ.

Таким образом, сущность требования новизны заключается  в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров.

Что дает товарный знак производителю  и чем помогает:

1. дает возможность  различать товары разных производителей;

2. указывает, какое  предприятие или группа предприятий  отвечает за выпущенную на рынок продукцию;

3. гарантирует определенный  уровень качества;

4. увеличивает престиж  продукции, если прежде она  уже получала высокое признание  на рынке;

5. облегчает сегментацию  рынка, создает индивидуальный  образ товара;

6. способствует внедрению  на новый рынок, если производитель с известным товарным знаком устанавливает его на свой новый товар или на товар, предназначенный для нового рынка.

Товарными знаками не могут быть:

  • государственные гербы, флаги, иные эмблемы государств, правительств, городов;
  • награды или иные знаки отличия;
  • названия международных национальных праздников, указания их дат.

В некоторых случаях  такие элементы или их части могут  быть разрешены для использования (бесплатно или за определенную плату). Тем не менее из правовой охраны они не исключаются.

Основные требования, предъявляемые к товарной марке:

  • частота (т.е. минимальное количество линий, отсутствие мелких, плохо читаемых линий, деталей и всего прочего, что мешает быстрому и точному запоминанию);
  • индивидуальность (должна обеспечивать отличие и узнаваемость товарной марки, однако индивидуальность не должна превращаться в похожесть марки на основное изделие фирмы);
  • привлекательность (товарная марка не должна вызывать отрицательных эмоций);
  • охраноспособность (т.е. возможность зарегистрировать товарную марку официально);
  • новизна и возможность регистрации;
  • смысловая нагрузка (например, Pentium: pente (пять) – пятое поколение; суффикс ium – ассоциация с чем-то маленьким, но мощным).

В названии торговой марки  большую роль играет удачно выбранное слово или сочетание слов, их начертание.

Например: жирный шрифт  букв используется при донесении  информации о надежности товара; тонкие буквы характеризуют облегченность  и изящество товара; использование  вензелей подчеркивает старину или  изящность.

Более жестки к товарному  знаку международные критерии:

  • адекватность содержания – соответствие товарного знака целям и образу (имиджу) фирмы;
  • современность;
  • практичность;
  • надежность;
  • способность отличаться от других знаков;
  • возможность использования в различных ситуациях – в деловой документации, в печатной рекламе, для теле- и кинорекламы, световой рекламы. Он может быть отпечатан на ткани, отштампован на литейных изделиях, увеличен или уменьшен в размерах;
  • цветовая индивидуальность.

При разработке торговой марки, которая включает в себя сочетание различных элементов, также необходимо исходить из возможных ассоциаций потребителей.

Например, прямые линии  и ровные формы ассоциируются  с порядком, надежностью, благополучием; диагональ и перевернутый треугольник – движение и изменение.

Важное значение имеет  цветовая гамма товарной марки. Воздействие  цвета на психику человека было открыто  М. Люшером в середине XX века. Разработанная  им методика тестирования, апробирована на больших аудиториях и используется психологами до настоящего времени. Так, психологическое проявление синего цвета – это спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность; желтого – непостоянство, оптимизм, веселость; красного – жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству; зеленого – самоуверенность, самоуважение, упорство и т.д. Сочетание различных цветов имеет самостоятельное значение и воздействие на психику. Например, сочетание синего и желтого означает готовность оказать помощь, зеленого и желтого – требование признания; красного и синего – объединение усилий и т.д.

Технология разработки торговой марки является достаточно сложным процессом и требует  профессионального подхода, т.к. на ее основе формируется фирменный  стиль самого товара и организации  в целом.

 

2. Виды товарных знаков

 

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован  в любом цвете и цветовом сочетании.

СЛОВЕСНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ 

К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки, относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения и т.д. Примерами словесных товарных знаков могут быть такие знаки, как “Sony”, “Jeep”, “Doctor Nature” и др. Практика знает и целые предложения, зарегистрированные в качестве товарных знаков.40 лет назад в Швейцарии был зарегистрирован товарный знак, который в переводе на русский язык звучит так: “Часы, которые идут в ногу со временем”. Значительно реже в мировой практике встречаются товарные знаки, содержащие только одни цифры: 4711 — товарный знак, зарегистрированный на одеколон.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ 

К изобразительным обозначениям, которые регистрируются в качестве товарных знаков, относятся изображения  живых существ, предметов, природных  и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. К изобразительным  товарным знакам относится, например, товарный знак фирмы “Рено”, размещаемый спереди автомобиля (ромб).

 

ОБЪЕМНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ 

К объемным изображениям, регистрируемым в качестве товарных знаков, относятся трехмерные объекты, комбинации линий и фигур и  фигуры. В качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальные флаконы духов, емкости спиртных и прохладительных напитков, форма самого изделия, например, мыла, шоколада и т.д. Фирма “Филлипс” зарегистрировала в качестве товарного знака даже корпус электробритвы. Регистрация в качестве товарного знака формы изделия или упаковки обеспечивает их безошибочную узнаваемость, облегчает проведение рекламных кампаний и затрудняет недобросовестную конкуренцию. Однако форму товара или упаковки можно зарегистрировать в качестве товарного знака только тогда, когда эта форма оригинальна и не вызвана промышленной необходимостью.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ 

К комбинированным обозначениям, которые регистрируются как товарные знаки, относятся комбинации элементов  разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Примером комбинированного товарного знака, включающего изобразительную и словесную части, может быть всемирно известный товарный знак фирмы “Эдди Даслер”: трилистник с тремя полосами и надписью “Adidas”. Комбинированным товарным знаком с изобразительными, объемными и словесными элементами является товарный знак “Mersedes Benz”, включающий объемное кольцо, внутри которого находится объемная трехлучевая звезда (символическое изображение руля автомобиля), а на торце кольца размещены надпись “Mersedes Benz” и веточки.

ЗВУКОВЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ 

В качестве звукового  товарного знака могут быть зарегистрированы мелодия, различные звуки и шумы. Возможно также сочетание звукового  фона со словесным элементом. За рубежом звуковые товарные знаки известны давно. Их широко используют, например, радиокомпании в качестве своих позывных. Для России звуковые товарные знаки все еще являются относительной новинкой, и количество их регистрации невелико. Как товарный знак была зарегистрирована мелодия, звучащая перед объявлениями в международном аэропорту “Шереметьево-2”.

Кроме рассмотренных  видов товарных знаков существуют и  другие, не нашедшие пока применения в  России. К ним относятся, например, световые товарные знаки. А обонятельные товарные знаки, которые пользуются успехом в ряде зарубежных стран, у нас вообще являются экзотическими. В России отсутствует даже законодательная база для их регистрации. В то же время, согласно законодательству США, в качестве обонятельных товарных знаков регистрируются запахи, не свойственные товару и тем самым являющиеся инструментом отличения одного товара от другого.

 

3. Классификация товарных  знаков

 

В зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, товарные знаки подразделяют на подгруппы:

1. фирменные;

2. ассортиментные (именные).

Подгруппы в свою очередь  делятся на типы.

1. Фирменные знаки  – знаки, предназначенные для  идентификации изготовителя товаров  и услуг. Существуют три типа  фирменных знаков:

  • фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
  • фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
  • торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, то они могут иметь знак ©.

По степени значимости и престижности можно выделить:

  • обыкновенные фирменные знаки;
  • престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные  знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению дизайнерами.

Престижные знаки присваиваются  фирмам за их особые заслуги перед  государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей, полученных фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

Информация о работе Роль товарного знака в рекламе. Виды и типы. Классификация товарных знаков