Рынок медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России формируется рынок медицинских услуг, увеличивается объем платных медицинских услуг, внедряются новые формы предпринимательства. В этих процессах задействованы различные категории медицинских работников: руководители органов и учреждений здравоохранения, врачи, средний и младший медицинский персонал.
Необходимо знать законы рынка, механизмы его действия, чтобы понимать, какие именно медицинские услуги и почему хотят купить пациенты, сколько они готовы заплатить, на какие услуги спрос наиболее высок, каким образом конкуренты добиваются большего объема продаж и т.д. Другими словами, медицинским работникам необходимо знать основы маркетинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Маркетинговая среда организации. Основные понятия и определения…….4
1.1 Основные подходы к определению маркетинговой среды организации..4
1.2 Понятие микросреды………………………………………………………..8
2 Рынок медицинских услуг…………………………………………………….15
2.1 Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг……………...15
2.2 Характеристика рынка медицинских услуг……………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

8. Маркетинговая микросреда ЛПУ, производящего медицинские услуги.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Однако, как показали проведенные исследования в поликлиниках Новосибирска, никто из опрошенных не считает, что медицина должна быть платной. Только 26,7% согласны, если медицина будет смешанной, т.е. они готовы частично платить за услуги, да и то только в том случае, если это обеспечит более высокий уровень медицинского обслуживания. 
    Такое отношение к введению платности медицинских услуг объясняется неудовлетворительным материальным положением опрошенных пациентов поликлиник. К большому сожалению, 80% их относится к этой категории.

Многие из опрашиваемых отметили недостаточную обеспеченность поликлиник медицинским оборудованием. По их мнению, выход из этого положения - в проведении экономических реформ, т.е. по существу в переходе медицины на платную основу. Конечно, это не означает полного отказа от бесплатной медицины. Обе системы могут и должны сосуществовать, чтобы на деле выполнялся принцип «общественной солидарности», когда богатый платит за бедного, и увеличились финансовые возможности для приобретения современного оборудования и повышения качества услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями. К тому же при платности услуг население будет больше заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни: когда за медицинскую помощь надо платить - дешевле не болеть.

 

 

2.2 Характеристика рынка медицинских услуг

 

Медицинская услуга – это профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья конкретного индивида.

Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, имеется в виду цена на медицинскую услугу, наделенную в полной мере товарными свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

  • рынок совершенной конкуренции;
  • олигополия;
  • монополия;
  • монополистическая конкуренция.

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

  • число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;
  • неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;
  • несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;
  • невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;
  • наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;
  • для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен. Поэтому целью реформы здравоохранения является демонополизация и демонопсонизация системы оказания медицинских услуг, постепенное превращение российского рынка медицинских услуг, сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.

На пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

1 группа – высокие цены (первая  цена) на услугу отражают ее  уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

2 группа – низкие цены (цена  прорыва или проникновения) на  услугу, отражает простоту технического  и технологического решения, низкие  затраты, высокий и стабильный  спрос, прочное финансовое положение фирмы;

3 группа – экспериментальные  цены (когда подобного товара  нет на рынке), отражают новизну  функционального назначения, отсутствие  данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой – уровень цен, и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.

Рынок медицинских услуг – это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Российской практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетинга в сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.

Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.

Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.

Информацию, необходимую для разработки стратегии развития получают с помощью маркетинговых исследований.

В новых социально – экономических условиях лечебно-профилактические услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена цена.

Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений является, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Устанавливаемые цены на лечебно-профилактические услуги должны покрывать издержки ЛПУ, быть достаточными для осуществления полноценных расчетов с государственными и местными бюджетами, а также обеспечивать прибыль этому учреждению, достаточную для его развития и материального стимулирования работающих.

На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения как отрасли в установлении цен на платные медицинские услуги следует учитывать:

  • цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;
  • учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;
  • носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;
  • обеспечивать получение прибыли, создавать экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

В основе ценообразования платных медицинских услуг в рамках спроса и предложения должна лежать методология маркетинга.

Результаты исследования убедили меня в том, что уровень цены на предоставляемые медицинские услуги в условиях рынка зависит от следующих факторов:

  • уровня переменных и постоянных расходов объекта здравоохранения, определяющих полную себестоимость его услуг;
  • предполагаемого объема прибыли этого объекта;
  • имеющихся мощностей лечебного учреждения для предоставления услуг;
  • состояния спроса на услуги;
  • цены на данный вид услуг, которые устанавливают конкуренты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Басов В.И. Об экономике здравоохранения: Учебник / В.И. Басов // Советское здравоохранение. – №5. – 2010. – С. 10.

2. Буренков С.П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление: Учебн. Пособие / С.П. Буренков, В.В. Головтеев, В.П. Корчагин. – М., 2013.– С. 9-24.

3. Возможность применения маркетинга в условиях рынка // Сборн. методич. материалов по основам маркетинга и регулированию рынка. – М., 2009.– 224 с.

4. Вопросы организации медицинской помощи // Медикал маркет. – 2012. – №9. – С. 46.

5. Инновационные технологии управления ресурсами в здравоохранении / Флек В.О., Кравченко Н.А, Черепанова И.Ф. и др. – М., 2011. – 137 с.

6.  Кадыров Ф.Н. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе: Учебное пособие / Ф.Н. Кадыров, И.П. Петриков. – С-Пб., 2012. – 347 с.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Учебник / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – М., 2011. – 734 с.

8. Котлер Ф. Управление маркетингом: Учебник / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – М., 2010. – 223 с.

9. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: Учебное пособие / Н.Г. Малахова. – М., 2012.– 160 с.

10.  Маркетинг в здравоохранении // Менеджмент и маркетинг в здравоохранении. – Кемерово, 2010. – Ч.2. – 34 с.

 


 



Информация о работе Рынок медицинских услуг